Юридическое лицо как субъект административного правонарушения

Информационная статья на тему: "Юридическое лицо как субъект административного правонарушения" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Юридическое лицо как субъект административного правонарушения

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

    Признаки административного правонарушения

    Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

    1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

    2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

    Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

    Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

    Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

    4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

    Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

    Состав административного правонарушения

    Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

    Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

    Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
    Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

    1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

    Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

    Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

    Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

    Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

    2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

    Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

    Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

    Материальный состав правонарушения

    Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

    Читайте так же:  Продолжительность больничного листа после операции на позвоночнике

    Формальный состав правонарушения

    Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

    • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
    • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
    • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
    • и т.д.

    Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

    К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
    Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

    3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

    Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

    Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

    Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

    4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

    Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

    Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

    • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
    • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
    • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
    • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

    Виды административных наказаний по КоАП РФ

    Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

    Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

    Рекомендуем по теме:

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

    Юридическое лицо — субъект административной ответственности

    (Панов А. Б.) («Административное право и процесс», 2012, N 6)

    ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО — СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    Панов Алексей Борисович, аспирант Российской академии правосудия.

    В статье автор анализирует юридическое лицо как один из субъектов административной ответственности. Автором выделяются особенности при привлечении к данной ответственности юридических лиц, анализируется количественный состав статей, в которых юридическое лицо является субъектом ответственности. Статья актуализирована в соответствии с последними изменениями в законодательстве.

    Ключевые слова: административная ответственность, деликтоспособность, правонарушение, особенности ответственности юридических лиц.

    Juridical person — subject of administrative responsibility A. B. Panov

    In this article author make analyzes of the legal persons as one of the many subjects of the administrative responsibility. Author point out the specifications in bringing to administrative responsibility such legal persons, also there is the analyzes of the accounts of articles in the Russian Administrative Code. The article is updated due to last changes in laws.

    Читайте так же:  Ответственность работодателя за неоформление трудового договора

    Key words: administrative responsibility, legal responsibility, tort, peculiarities of the legal persons responsibility.

    Напротив, такие публично-правовые образования, как организации, не требующие государственной регистрации и прямо упомянутые в ГК РФ в качестве юридических лиц или даже в таком качестве не упомянутые, однако приобретшие подобный статус на основании иных актов законодательства (помимо ГК РФ), не могут быть исключены из числа субъектов административной ответственности. Так, профсоюзы, политические партии, государственные и муниципальные учреждения хотя и не требуют регистрации в качестве юридических лиц, но как полноценные самостоятельные участники гражданского оборота подвержены административной ответственности. Федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, избирательные комиссии и т. п. административно деликтоспособны на основании соответствующих законов РФ . ——————————— Панкова О. В. Указ. соч. С. 74 — 75.

    Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении N 5 от 24.03.2005 указал: в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. И соответственно, привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности. ——————————— Российская газета. 19.04.2005.

    Представляется неверным употребление термина «должностное лицо» в указанном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, так как возможно привлечение к ответственности не только должностного лица, но и иного работника организации. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил также , что по одной и той же статье Особенной части КоАП РФ необходимо устанавливать виновность как должностного лица, так и юридического лица. Возникает вопрос, насколько подобный подход может быть оправдан в случае, если субъективная сторона вины юридического лица полностью исчерпывается виновными действиями лица должностного, и не исчезает ли в таком случае фундаментальный принцип самостоятельной воли наказываемого лица. ——————————— См.: п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6.

    Еще одним вызывающим значительную критику положением КоАП РФ является содержащееся в ч. 3 ст. 2.1 указание на то, что привлечение к уголовной ответственности должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Видные российские ученые-административисты жестко критикуют подобную концепцию, говоря о неправовом соединении двух самостоятельных видов ответственности и превращении правонарушения в административно-уголовное деяние . ——————————— Сорокин В. Д. КоАП РФ и классическое понимание вины как основания административной ответственности. М., 2004. С. 227.

    Субъект административного правонарушения

    Понятие субъекта административного правонарушения

    Административное правонарушение подразумевает нарушение физическими и/или юридическими лицами норм законодательства, которые относятся к административной отрасли права.

    Субъектом административного правонарушения в юридической науке принято называть лицо, которое привлекается к ответственности в соответствии с нормами данной отрасли права.

    Субъектами административного правонарушения могут быть как юридические , так и физические лица. Физические лица в качестве субъектов административного правонарушения могут подразделяться на:

    • граждан России;
    • иностранных граждан;
    • граждан, которые имеют специальные и/или воинские звания;
    • лиц без гражданства;
    • должностных лиц и многих других.

    Виды субъектов административного правонарушения

    Субъекты административного правонарушения можно разделить на:

    • Общие субъекты административного правонарушения;
    • Специальные субъекты административного правонарушения.

    Общие субъекты административных правонарушений делятся на физических и юридических лиц.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    К физическим лицам принято относить граждан страны, лиц без гражданства или как их принято именовать в юридической литературе – апатриды, иностранные граждане.

    К юридическим лицам принято относить организации, которые имеют как российскую, так и иностранную регистрацию, действующие на территории страны, в не зависимости от формы собственности и организационно правовой формы.

    Должностные лица как субъекты административных правонарушений

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Под должностными лицами, в соответствии с современным законодательством, признаются лица, представляющие структуры государственного аппарата, а так же иные сотрудники, которые в силу своих должностных обязанностей исполняют ряд административных и организационно-распорядительных функций.

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    От обычных граждан, касательно административной отрасли права, должностных лиц отличает повышенные меры ответственности.

    Следует учесть, правонарушения, совершенные должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

    Военнослужащие как субъекты административных правонарушений

    Согласно нормам современного законодательства к военнослужащим относятся кадровые военные, граждане, призванные на военные сборы в период их проведения, сотрудники иных организаций, которые имеют специальные звания и носящие, в качестве отличительного знака, погоны:

    • сотрудники Следственного комитета РФ;
    • сотрудники уголовно-исполнительной системы;
    • сотрудники МЧС;
    • сотрудники таможни;
    • сотрудники органов полиции.

    В случае, когда сотрудники специальных учреждений приравниваются к военным, необходимо помнить, что здесь имеются в виду только аттестованные работники.

    Военнослужащие и приравненные к ним лица за многие правонарушения, которые закреплены в административной отрасли права, не несут административного наказания, а подпадают под дисциплинарную ответственность.

    Следует учесть, правонарушения, совершенные военнослужащими, так же как и должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

    Физические лица как субъекты административного правонарушения

    Физические лица, которые могут нести ответственность за административные правонарушения должны отвечать двум основным требованиям:

    • должны быть вменяемыми;
    • должны достигнуть определенного законом возраста.
    Читайте так же:  Сколько стоит согласование перепланировки квартиры в бти

    Ответственность за административные правонарушения могут нести физические лица, которые достигли возраста 16 лет. Закон не предусматривает, по этому пункту, никаких исключений.

    Если лицо, совершившее административное правонарушение, признано невменяемым судом, на основании заключения психиатрической экспертизы, то оно не подлежит привлечению к ответственности.

    Юридическое лицо как субъект административного правонарушения

    В большинстве статей кодекса об Административных правонарушениях содержится уточнение, в котором указано отношение данной статьи к юридическим или физическим лицам.

    В случае, когда подобного указания не содержится, действие нормы распространяется одинаково как на физических, так и на юридических лиц.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Объект и субъект административного правонарушения. Правовой статус субъектов административного правонарушения

    БИЛЕТ 25

    Административным правонарушениемпризнается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Объектом административного правонарушенияявляются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

    Значение объекта административного правонарушения:

    [2]

    1) определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;

    2) в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;

    3) определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда. Виды объектов административного правонарушения:

    1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);

    2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);

    3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);

    4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);

    5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);

    [3]

    6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).

    Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.

    Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

    1) объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;

    2) предмет является факультативным элементом объекта;

    3) объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).

    Субъектом административного правонарушенияпризнается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

    По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

    Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

    Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

    Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

    Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

    Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

    Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

    Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

    Читайте так же:  Перечне государственных муниципальных учреждений сведения об организации

    Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.Он определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

    Правовой статус субъектов административного права образуют нормы, общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности. Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам. Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды.

    По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

    Организации как субъекты административного права, прежде всего, надо разделить на государственные и негосударственные. Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством. К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата – представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации – производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

    Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан – профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации – частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

    Среди столь многочисленных субъектов административного права, тем не менее, выделяются как основные, приоритетные, два вида субъектов – граждане и органы исполнительной власти.

    Субъекты административной ответственности — физические и юридические лица

    Физическое лицо — если на момент правонарушения достигло 16 лет. Среди физ.лиц выделяются:

    • граждане,
    • иностранцы,
    • лица без гражданства,
    • должностные лица,
    • спец.субъекты (водители, работник торговли),

    Должностное лицо подлежит адм.ответственности только в связи с неисполнение, или ненадлежащим выполнением своих должностных обязанностей. Должностное лицо-это лицо, которое постоянно или временно с исполн.спец. пономочиями осущ. функции представителя власти, т.е. наделенный в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее распорядительные функции в государственных органах, в органах местного самоуправления.

    Юридические лицо – это орг-ия, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. К юр.лицам относятся хоз.товарищества и общества, произв.и потребительские кооперативы. Правоспособность юр.лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    [1]

    Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9612 —

    | 7573 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Юридическое лицо как субъект состава административного правонарушения

    1. Проблемы применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, совершившим в процессе осуществления предпринимательской деятельности административные правонарушения, административных наказаний, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    1. Санкция ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без лицензии предусматривает минимальный размер административного штрафа для юридических лиц в размере 800 000 руб. При этом в практике применения указанной нормы очень часто возникают ситуации, когда к административной ответственности привлекаются сельскохозяйственные предприятия за эксплуатацию без лицензии переданных им муниципальными образованиями или перешедших к ним от бывших колхозов и совхозов водозаборных скважин, используемых в том числе для водоснабжения населенных пунктов.

    2. Санкция ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления предусматривает минимальный размер административного штрафа на юридических лиц 100 000 руб. Однако возникают ситуации, когда к административной ответственности привлекаются небольшие предприятия за нарушение правил ведения документации по учету образующихся у них отходов.

    3. Санкция ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ за непредставление эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или нарушение им порядка и сроков представления информации в контролирующий орган, а равно представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации предусматривает минимальный размер административного штрафа для юридических лиц 500 000 руб. Часто небольшие акционерные общества привлекаются к административной ответственности за нарушение срока представления в орган ФСФР информации на 3 — 5 дней[15].

    На основе изложенного предлагается дополнить КоАП РФ следующими нормами. 1. Статью 3.5 Кодекса дополнить ч. 7 следующего содержания: «В случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении жалобы (заявления) на постановление по делу об административном правонарушении судья установит, что предусмотренный за это правонарушение санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части настоящего Кодекса либо санкцией соответствующей статьи (части статьи) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (административной ответственности) минимальный размер административного штрафа не может быть применен в силу его явной несоразмерности характеру совершенного лицом административного правонарушения, его личности, имущественного (финансового) положения, он вправе назначить этому лицу административный штраф в размере ниже минимального размера, установленного соответствующей санкцией. При этом снижение размера административного штрафа допускается: в отношении граждан — не ниже чем до десяти рублей, в отношении должностных лиц — не ниже чем до ста рублей, в отношении юридических лиц — не ниже чем до пятисот рублей».

    Читайте так же:  Образец уведомления об увольнении на испытательном сроке

    Субъект административного правонарушения: понятие и виды

    Чтобы рассмотреть материалы дела о проступках в рамках КоАП РФ и назначить наказание, необходимо установить виновное лицо. Субъект административного правонарушения определяется по правилам, указанным в главе 2 КоАП РФ. В этой статье рассмотрим, при каких условиях граждане, должностные лица или предприятия будут признаны субъектом правонарушения.

    Виды субъектов и их признаки

    При рассмотрении административных дел суд, либо иное уполномоченное ведомство, должны установить все обязательные признаки проступка, в том числе его субъект. В отличие от норм уголовного права, в КоАП РФ содержится следующее разграничение по юридическому статусу нарушителя:

    • физические лица;
    • должностное лицо, т.е. руководители, служащие и иные категории специалистов, наделенные организационно-распорядительными функциями;
    • юридическое лицо – предприятие любой организационно-правовой формы, официально зарегистрированное в ИФНС.

    Для назначения санкций по КоАП РФ, к юридическим лицам могут приравниваться индивидуальные предприниматели.

    Указанные виды субъектов также могут подразделяться на дополнительные категории, которые повлияют на привлечение к административной ответственности. Физические лица, как общий субъект, могут выступать в административном процессе как:

    • граждане РФ;
    • иностранные граждане, т.е. лица. имеющие действующее гражданство одной из стран мира;
    • лица без гражданства.

    Принадлежность к определенному гражданству может являться основанием для привлечения к ответственности по КоАП РФ.

    Для предприятий такое разграничение по принадлежности к юрисдикции РФ или иностранного государства не установлено. За выявленное и доказанное нарушение, совершенное на территории РФ, отечественная или зарубежная фирма будут отвечать на равных условиях.

    Обязательными признаками субъекта-гражданина является возраст, с которого допускается привлечение ответственности, а также вменяемость.

    Для должностных лиц таким признаком будет являться официальное наделение полномочиями – в силу приказа, контракта, решения учредителей и т.д. Признаком правомочности юридического лица будет являться регистрация в ИФНС. Как только сведения о предприятии будут исключены из ЕГРЮЛ, его невозможно привлечь к ответственности.

    Специальный субъект

    Частное лицо выступает как общий субъект административного проступка по КоАП РФ. Также граждане, обладающие определенным статусом или званием, будут рассматриваться как специальный субъект – должностные лица. В этой группе также существует внутреннее разграничение:

    • должностные лица, отнесенные к сотрудникам руководящего звена юридических лиц (директор, главный бухгалтер);
    • лица, наделенные полномочиями в силу своей службы – военнослужащие МО РФ, сотрудники МВД, судебные приставы, сотрудники ФТС, УФСИН, МЧС и иных уполномоченных ведомств.

    Указанное разграничение необходимо учитывать для привлечения к ответственности за отдельные группы проступков. Например, в КоАП РФ есть группа составов, по которым нарушителем может признаваться только военнослужащий . В такой ситуации, лицо, проходящее службу в ВС РФ, не наделено полномочиями должностного лица, оно не подлежит наказанию.

    Еще одним специальным субъектом будет гражданин, обладающий определенным разрешительным документом, допуском и т.д. Например, санкция в виде лишения права управления транспортом может применяться только к лицу, обладающему таким правом.

    Как влияет субъект на перечень санкций

    В отношении граждан и юридических лиц в КоАП РФ предусмотрен разный состав возможных санкций. Для физических лиц их перечень будет существенно шире:

    В одной статье КоАП РФ могут содержаться сразу несколько мер воздействия, между которых суд, либо иное уполномоченное ведомство, вправе сделать свой выбор. Однако нужно учитывать ограничения и запреты, зафиксированные в КоАП РФ. Например, арест нельзя применить к несовершеннолетнему ребенку или беременной женщине, поэтому им может быть назначен только штраф.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для юридических лиц не могут применяться такие виды санкций как арест, лишение специального права или дисквалификация, выдворение или обязательные работы. Основными мерами воздействия для предприятий будут являться штраф или предупреждение. Однако для этого субъекта в КоАП РФ предусмотрена специальная санкция – административное приостановление деятельности.

    Источники


    1. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.

    2. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.

    3. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.
    4. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
    5. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.
    6. Юридическое лицо как субъект административного правонарушения
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here