Узаконивание предпринимательской деятельности осуществляемое посредством

Информационная статья на тему: "Узаконивание предпринимательской деятельности осуществляемое посредством" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Сам себе адвокат

защита прав в суде без адвоката

Понятие предпринимательской деятельности

Что считать предпринимательской деятельностью граждан

Понятие предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Из этого определения вытекает ряд признаков, которые характеризуют деятельность как предпринимательскую. Во-перовых субъект предпринимательской деятельности должен быть зарегистрирован в установленном порядке в качестве ИП ( п. 1 ст. 23 ГК РФ и ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Ведение предпринимательской деятельности без регистрации влечет определенные гражданско-правовые последствия, а также налоговую, административную и уголовную ответственность.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (п. 4 ст. 23 ГК РФ). Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Если индивидуальный предприниматель ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе, то это влечет налоговую ответственность (ч. 2 ст. 116 НК РФ). В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе доначислить подлежащие уплате суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Это происходит, если налогоплательщик отказывается допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых им для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, не представляет в течение более 2 месяцев налоговому органу документы для расчета налогов, не ведет учет доходов и расходов, а также объектов налогообложения или ведет учет с нарушениями, влекущими невозможность исчислить налоги.

Если гражданин ведет предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, то в его действиях есть состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ.

В случае осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без лицензии (если она обязательна) и это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере ( 2,25 мил. Руб) то наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 171 УК РФ.

В то же время, Конституционный Суд РФ в постановлении от 27.12.2012 № 34-П2 указал, что само по себе отсутствие госрегистрации в качестве ИП не означает, что деятельность гражданина не может быть квалифицирована в качестве предпринимательской, если по своей сути она фактически является таковой.

Отличие предпринимательской деятельности от иной экономической деятельности

В соответствии ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, предпринимательская деятельность является одним из видов экономической деятельности. Но понятия экономической деятельности нигде в законе нет. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029–2001, экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

Однако, отсутствие названных характеристик экономической деятельности, не означает, что деятельность физического лица, которая приносит доход, не может быть отнесена к иной экономической деятельности.

Предпринимательская деятельность — это процесс, а потому характеристики экономической деятельности из ОКВЭД имеют существенное значение для определения предпринимательской деятельности. Предпринимательской деятельностью не может считаться просто какая-то сделка или ряд сделок гражданина. Гражданин должен осуществлять определенную деятельность. Направленность этой деятельности — систематическое получение прибыли.

Во- вторых, признаком предпринимательской деятельности является ее направленность деятельности на систематическое получение прибыли, но определения прибыли в законе так же не дается.

В экономической теории имеется множество понятий прибыли. По одному из них прибыль — это положительная разница между общей суммой доходов и затратами (расходами) на производство и реализацию товаров (работ, услуг). Отсюда, в предпринимательской деятельности получение прибыли должно носить не разовый, а систематический характер.

С позиции Верховного Суда РФ высказанной в п. 13 постановления Пленума от 24.10.2006 № 18, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли. Само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

Доказательствами того, что экономическая деятельность направленна на систематическое получение прибыли являются например, показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров, если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров, размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.

Третьим признаком предпринимательской деятельности является ее осуществление самостоятельно на свой риск.

Под предпринимательским риском понимается риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг и их реализацией. Он заключается в вероятности наступления событий, в результате которых гражданин не сможет продолжать вести эту деятельность.

Отсюда банковский вклад, передача имущества , включая недвижимое, доверительному управляющему, который в силу п. 1 ст. 1015 ГК РФ осуществляет предпринимательскую деятельность, не квалифицируется как предпринимательская деятельность.

Использование имущества, пригодного для удовлетворения личных потребностей.

Четвертый признак выдвинутый судебной практикой

По одному из гражданских дел суд квалифицировал как предпринимательскую деятельностью передачу в аренду административного, не жилого здания, расположенного на земельном принадлежащем гражданину. Суд первой инстанции указал, что гражданин сдавал принадлежащее ему на праве собственности нежилое административное здание юридическому лицу для использования в производственной деятельности арендатора. Целью сдачи помещений в аренду было систематическое получение прибыли, следовательно, гражданин являлся плательщиком НДС. Кроме того, суд указал, что договоры аренды содержат условия о сроках, изменении или расторжении договора, санкциях за ненадлежащее исполнение обязательств по договору в договорах учтены возможные риски, подлежащие учету при осуществлении предпринимательской деятельности.

Читайте так же:  Порядок обжалования постановления суда об административном правонарушении

ВС РФ в своем определении от 08.04.2015 года указал, что, судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание пояснения гражданина о том, что он приобрел административное здание для дальнейшей перепродажи, однако из-за того, что эта цель не была достигнута в планируемый срок, он решил сдать помещение в аренду, чтобы минимизировать издержки.

Отсюда, фактически ВС РФ указал на еще один критерий который учитывается при оценке экономической деятельности как предпринимательской — это характеристика имущества, которое гражданин использует в деятельности, связанной с извлечением дохода. То есть, имущество должно быть пригодно к использованию для удовлетворения личных потребностей.

Таким образом, в законе четко не прописаны признаки предпринимательской деятельности. Вышеуказанные признаки во многом носят оценочный характер, в связи с чем на практике возникают сложности при квалификации деятельности физического лица.

Вывод о том, что гражданин осуществляет именно предпринимательскую деятельность, следует делать применительно к каждой конкретной ситуации, из фактических обстоятельств дела. Привлечь гражданина к уголовной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации можно только при условии доказанности всех необходимых признаков предпринимательской деятельности. Извлечение прибыли, это цель предпринимательской деятельности, а не ее обязательный результат

Привлечь к ответственности по статье 171 УК РФ можно только при условии доказанности всех признаков предпринимательской деятельности. Сдача гражданином в наем жилых помещений не является предпринимательской деятельностью поскольку оно приобреталось для личных нужд, не имеет коммерческого назначения, получение дохода носит временный характер.

2 комментариев на “ Понятие предпринимательской деятельности ”

Здравствуйте! Помогите определиться с тем, куда обращаться с иском : в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции?

Суть дела: я — вкладчик по срочному договору. Банк в одностороннем порядке нарушает договорные условия, мотивируя свои действия исполнением ненормативного правового акта Банка России, причём этот акт противоречит основным нормативным актам Банка России и федеральным законам. Обращения в Банк России оказались безрезультатными: одни отписки. Для признания неправомерности ненормативного акта остаётся только путь судебной тяжбы, но в какой суд обращаться с иском — СОЮ или АС — не знаю. Просьба высказать своё мнение по разрешению моей проблемы. Спасибо.

Если вы заключили договор как физическое лицо то в суд общей юрисдикции

Легализация субъектов предпринимательской деятельности (стр. 1 из 3)

Легализация субъектов предпринимательской деятельности

Легальность подразумевает, не только то, что операция носит законный характер по объекту и целям сделки, но, также, и то, что субъектами сделки являются лица, определённым образом зарегистрированные уполномоченными государственными органами, как общими, так и специальными, учитывающими экспортно-импортные операции.

Регистрация субъекта предпринимательской деятельности — это только первый шаг на пути к предпринимательству. Необходимо помнить, что дата получения свидетельства о государственной регистрации является началом отсчета других видов регистраций, предусмотренных законодательством. Что же необходимо сделать дальше? • Стать на учет в управлении статистики • Стать на учет в органах налоговой службы • Стать на учет в качестве плательщика НДС • Зарегистрироваться в Пенсионном фонде • Зарегистрироваться в фондах социального страхования • Получить разрешение на изготовление печатей и штампов • Открыть счета в банке. Встать на учет в управлении статистики.

Большое значение для развития предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночной экономике в Украине имеется создание эффективных систем обеспечения легализации доступа предприятий на рынок. Процессом легализации предпринимательской деятельности являются государственная регистрация (легитимация) и лицензирование. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности в Украине может включать:

— один элемент — государственную регистрацию (для занятия теми видами деятельности, которые не требуют лицензирования или патентования);

— два элемента — государственную регистрацию и лицензирование (для занятия теми видами деятельности, которые требуют лицензирования);

— три элемента — государственную регистрацию, лицензирование и патентование (для занятия видами деятельности, требующими и лицензирования и патентования).

Вместе с этим для государственно-правового регулирования необходимо установление нормативных требований к содержанию и качеству видов деятельности, организации поддержки объектов управления и введения запретов и санкций за отступление от правовых норм.

Стать на учет в управлении статистики

Стать на учет в органах налоговой службы

Стать на учет как плательщик НДС

Зарегистрироваться в Пенсионном фонде

Зарегистрироваться в фондах социального страхования

Получить дозволение на действие печатей и штампов

Открыть счета в банке

Стать на учет в управлении статистики

Субъекты хозяйственной деятельности – юридические лица в 10-дневной срок затем после их государственной регистрации (перерегистрации) обязаны обратиться к соответствующему органу государственной статистики для включения к Единственному государственному реестру предприятий и организаций Украины (ЕДРПОУ).

учетную карточку установленного образца (ее вы получите и заполните в управлении статистики);

копию регистрационной карточки с отметкой о государственной регистрации (ее получают на месте государственной регистрации)

Заполненная учетная карточка проходит в статуправлении контроль по полноте и соответствие нормативным и учредительным документам, и ее предлог заносятся к базе данных Государственного реестра. Справка о включении к ЕДРПОУ кажется органом государственной статистики субъекту хозяйственной деятельности для него запросом в 5-дневной срок.

Стать на учет в органах налоговой службы

Субъекты предпринимательской деятельности затем после получения свидетельства о государственной регистрации обязаны обратиться к органу государственной налоговой для своего местонахождения для взятия на налоговый учет.

Для этого физические лица в 5-дневной срок затем после получения свидетельства о государственной регистрации подают к районной налоговой администрации такие документы:

заявление для установленной формы;

копию свидетельства о государственной регистрации;

документ, который удостоверяет лицо (паспорт).

Юридические лица в 20-дневной срок подают такие документы:

заявление для установленной формой;

заверенные в нотариальном порядке копии устава (если это надо для создаваемой организационной формы предприятия), учредительных договоров с отметкой органа, который осуществил государственную регистрацию;

копию свидетельства о государственной регистрации;

копию справки о включении к ЕДРПОУ с присвоенным ей идентификационным кодом.

Читайте так же:  Управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения

если владельцами, основателями налогоплательщика являются юридические лица, которые находятся для учете в других органах государственной налоговой службы, – копию справки из органа государственной налоговой для местонахождением о взятии их на учет как налогоплательщиков;

если это юридическое лицо – нерезидент, то подается документ, который свидетельствует о его регистрации в государстве местонахождения. Настоящий акт должен быть засвидетельствован в стране выдачи, переведенный для украинский язык и легализуемый в консульском учреждении, либо засвидетельствованный в посольстве государства в Украине и легализуемый в МИД.

Все документы подает непосредственно владелец, основатель либо уполномочено им лицо (заявитель), либо назначен руководитель, либо главный бухгалтер. Документы принимаются лишь при наличии паспорта лица, которое подает документы, справок о присвоении идентификационного номера из ДРФО владельцев, основателей (физических лиц), директора и главного бухгалтера.

Срок взятия на учет субъекта предпринимательской деятельности органами государственной налоговой службы, при наличии всех документов, не должен превышать 2 дней.

После взятия налогоплательщика на учет в государственной налоговой ставит для экземпляра устава налогоплательщика отметку о взятии его для налоговый учет для подписи ответственного лица и выдает ему справку о взятии на учет налогоплательщика.

Регистрация субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица как плательщика единого налога

Новообразованный субъект предпринимательской деятельности — юридическое лицо может избрать способ налогообложения на базе единого налога. Исключения составляют лишь предприятия, которые приобрели специальный торговый патент; доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения; предприятия, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям этих предприятий, которые не являются субъектами малого предпринимательства, превышают 25 процентов.

При переходе на единый налог необходимо самостоятельно выбрать одну из следующих ставок единого налога:

· 6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость;

· 10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Если Вы избрали 6-процентную ставку, то должны зарегистрироваться плательщиком НДС.

Как плательщик единого налога, предприятие обязано вести Книгу учета доходов и затрат субъекта малого предпринимательства — юридического лица, которое применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Для этого Книгу необходимо прошнуровать и пронумеровать, а потом зарегистрировать ее в налоговой инспекции.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности необходимо подать в орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации предприятия письменное заявление о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога по установленной форме , которое можно приобрести в налоговой инспекции. В заявлении обязательно отмечается избранная ставка единого налога.

В течение 10 рабочих дней после получения заявления орган государственной налоговой службы обязан либо бесплатно выдать Свидетельство о праве уплаты единого налога, либо дать письменный мотивированный отказ.

Если заявление о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога было подано сразу после государственной регистрации и взятия на налоговый учет предприятия, то предприятие имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором осуществлена его государственная регистрация.

Источники юридической информации: статьи 1, 3, 4, 6, 7 Указа Президента Украины «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 28.06.99 № 746; пункты 1-4, приложение к Порядку выдачи Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом, утвержденного Приказом ГНА от 12.10.99 № 555.

Стать на учет как плательщик НДС

Субъекты предпринимательской деятельности, которые подпадают почти постановление плательщиков налога на добавленную стоимость, обязанные зарегистрироваться как плательщики такого налога в органе государственной налоговой для их местонахождения.

Лица, которые, согласно действующему законодательству, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, и лица, которые осуществляют импорт товаров и платят налог на добавленную стоимость при ввозе этих товаров, один не подпадают почти определения плательщиков налога, не повинные протесниться такую регистрацию.

Для регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость нужно, чтобы лицо было взято на учет в органе государственной налоговой для ее местонахождения либо местом обитания.

Легализация предпринимательской деятельности обязательна

Видео (кликните для воспроизведения).

На основании ст.34 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельно-сти.

Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, получить свидетельство о регистрации. Данная мера направлена на легализацию предпринима-тельской деятельности, что позволяет осуществлять государственный контроль над состоянием экономики и законности действий предпринимателей. Нарушение данных требований законодательства влечет за собой уголовную ответственность, но лишь в том случае, если незаконное предпринимательство связано с извлечением дохода в крупном размере, что составляет 250 000 рублей.

Приговором Шарлыкского районного суда Аллахвердиев Лойман Шамшиоглы, 1949 года рождения, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб государству и сопряжено с извлечением дохода в крупном размере).

По обстоятельствам уголовного дела, Аллахвердиев в период с 2007-2008 г.г. не имея регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, заключал договора подряда с сельскохозяйственным производственным кооперативом «Казанский» и отделом культуры на проведение ремонтно-строительных работ, получив в общей сложности доход в сумме 483 351 рублей. С полученного дохода налог на прибыль не вносилась, регистрационные сборы не выплачивались, заработная плата работникам выдавалась по усмотрению Аллахвердиева Л.Ш.

Суд, посчитав доказанной вину предпринимателя в инкриминируемом преступлении, назначил ему наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей в доход государства.

В настоящее время приговор вступил в законную силу.

Юридическая консультация.

Телефон: +7 920-985-9888.

Вопрос 335. Незаконное предпринимательство. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.

Под незаконным предпринимательством понимается совершение одного из следующих деяний (ч. 1 ст. 171 УК):

— осуществление предпринимательской деятельности без регистрации;

— осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна.

Обязательным условием ответственности по данной статье является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере (крупный ущерб или доход превышает 250 тыс. рублей).

Читайте так же:  Перечне государственных муниципальных учреждений сведения об организации

Непосредственным объектом незаконного предпринимательства является установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающий соблюдение экономических интересов и прав граждан-потребителей, организаций и государства.

Согласно п. 1 ст. 2 ГК предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации означает, что субъекты предпринимательской деятельности, например, имея регистрационное свидетельство на один вид предпринимательской деятельности, осуществляют другую хозяйственную деятельность или осуществляют ее в ином месте или в иной организационно-правовой форме. В том случае, когда сроки действия регистрационного свидетельства истекли, но хозяйствующий субъект продолжает свою деятельность, будет иметь место первая форма преступной деятельности.

Представление в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, свидетельствует о том, что регистрация была получена обманным путем. Регистрирующий орган был введен в заблуждение представленными документами, фальсификация которых была обнаружена позднее, например, документ об уплате регистрационного сбора оказался поддельным.

Субъект преступления – специальный: лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации.

Часть 2 ст. 171 УК предусматривает два квалифицирующих признака незаконного предпринимательства:

А) совершение деяния организованной группой;

Б) извлечение от незаконного предпринимательства дохода в особо крупном размере (доход, превышающий 1 млн руб.).

Под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, – совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом (ч. 1 ст. 174 УК).

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения самим лицом преступления, либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности квалифицируется как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления по ст. 174.1 УК.

Генеральной Ассамблеей ООН 15 ноября 2000 года была принята Конвенция против транснациональной организованной преступности. Основные понятия и механизмы, касающиеся противодействия отмывания денежных средств, сформулированы в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который является «правовой базой» для ст. 174, 174.1 УК.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:

— обязательные процедуры внутреннего контроля;

— запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Доходы, полученные преступным путем, – денежные средства или иноеимущество, полученные в результате совершения преступления. Обязательный контроль – совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, проводящими такие операции, а также по проверке этой информации.

Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн.рублей (ст. 6 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов).

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (ст. 6).

Под финансовыми операциями и другими сделками следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23).

Заведомость незаконного приобретения означает, что в отношении приобретения лицо действовало с прямым умыслом, безусловно зная о том, что способ, каким оно приобретает денежные средства или иное имущество, является незаконным. Отсюда следует, что деяние, предусмотренное ст. 174 УК, должно рассматриваться как вторичное преступление, т.е. опирающееся на уже доказанный в уголовно-процессуальном порядке факт поступления имущества в результате совершения преступления.

Состав преступления по конструкции формальный. Преступление признается оконченным с момента выполнения указанных действий. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления – специальный: руководитель или иное лицо коммерческой организации, уполномоченное осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, а также частное лицо, достигшее возраста 16 лет.

Статья Ст. 174.

В крупном размере.

А) группой лиц по предварительному сговору;

Б) лицом с использованием своего служебного положения.

Вопрос 335. Незаконное предпринимательство. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.

Под незаконным предпринимательством понимается совершение одного из следующих деяний (ч. 1 ст. 171 УК):

— осуществление предпринимательской деятельности без регистрации;

— осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна.

Обязательным условием ответственности по данной статье является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере (крупный ущерб или доход превышает 250 тыс. рублей).

Читайте так же:  Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении

Непосредственным объектом незаконного предпринимательства является установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивающий соблюдение экономических интересов и прав граждан-потребителей, организаций и государства.

Согласно п. 1 ст. 2 ГК предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации означает, что субъекты предпринимательской деятельности, например, имея регистрационное свидетельство на один вид предпринимательской деятельности, осуществляют другую хозяйственную деятельность или осуществляют ее в ином месте или в иной организационно-правовой форме. В том случае, когда сроки действия регистрационного свидетельства истекли, но хозяйствующий субъект продолжает свою деятельность, будет иметь место первая форма преступной деятельности.

[1]

Представление в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, свидетельствует о том, что регистрация была получена обманным путем. Регистрирующий орган был введен в заблуждение представленными документами, фальсификация которых была обнаружена позднее, например, документ об уплате регистрационного сбора оказался поддельным.

Субъект преступления – специальный: лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были непосредственно возложены обязанности по руководству организацией (например, руководитель исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица), а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации.

Часть 2 ст. 171 УК предусматривает два квалифицирующих признака незаконного предпринимательства:

а) совершение деяния организованной группой;

б) извлечение от незаконного предпринимательства дохода в особо крупном размере (доход, превышающий 1 млн руб.).

Под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, – совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом (ч. 1 ст. 174 УК).

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения самим лицом преступления, либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности квалифицируется как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления по ст. 174.1 УК.

[2]

Генеральной Ассамблеей ООН 15 ноября 2000 года была принята Конвенция против транснациональной организованной преступности. Основные понятия и механизмы, касающиеся противодействия отмывания денежных средств, сформулированы в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который является «правовой базой» для ст. 174, 174.1 УК.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:

— обязательные процедуры внутреннего контроля;

— запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Доходы, полученные преступным путем, – денежные средства или иноеимущество, полученные в результате совершения преступления. Обязательный контроль – совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, проводящими такие операции, а также по проверке этой информации.

Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. рублей. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн.рублей (ст. 6 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов).

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (ст. 6).

Под финансовыми операциями и другими сделками следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23).

Заведомость незаконного приобретения означает, что в отношении приобретения лицо действовало с прямым умыслом, безусловно зная о том, что способ, каким оно приобретает денежные средства или иное имущество, является незаконным. Отсюда следует, что деяние, предусмотренное ст. 174 УК, должно рассматриваться как вторичное преступление, т.е. опирающееся на уже доказанный в уголовно-процессуальном порядке факт поступления имущества в результате совершения преступления.

Состав преступления по конструкции формальный. Преступление признается оконченным с момента выполнения указанных действий. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления – специальный: руководитель или иное лицо коммерческой организации, уполномоченное осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, а также частное лицо, достигшее возраста 16 лет.

Статья Ст. 174

В крупном размере

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения

Понятие и признаки субъектов предпринимательского права

Субъектами предпринимательского права являются носители хозяйственных прав и обязанностей, обладающие следующими признаками:

  1. регистрация в установленном порядке или легитимация иным образом;
  2. наличие хозяйственной компетенции;
  3. наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;
  4. самостоятельная имущественная ответственность.

В отличие от субъекта правоотношения, субъект права — это лицо, которое участвует или может участвовать в правоотношении. Следовательно, субъект предпринимательского права — это лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения.

Читайте так же:  Особенности работы по совместительству работников культуры

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. В Российской Федерации регистрация имеет конститутивное значение. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации. С момента регистрации возникают юридические лица либо индивидуальный предприниматель приобретает хозяйственную компетенцию, у него появляется возможность осуществлять предпринимательскую деятельность от своего имени.

Предпринимательская деятельность без регистрации является правонарушением. Доходы, полученные от такой деятельности, подлежат изъятию в доход бюджета.

В настоящее время правосубъектность регионов связана с уставами краев, областей, которые на основании ст. 66 Конституции РФ принимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ. Легитимация муниципальный образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Не нуждается в какой-либо легитимации в качестве субъекта хозяйственного права государство, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики. В соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик, входящих в Российскую Федерацию, они имеют самостоятельную имущественную базу и компетенцию для ведения хозяйственной деятельности и руководства ею.

Хозяйственная компетенция как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях — на основании лицензии. Это — возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок. Следует выделять общую, ограниченную, специальную и исключительную хозяйственную компетенцию.

Наличие общей хозяйственной компетенции дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, оговоренных законом (ст. 49 ГК РФ).

Субъект как носитель общей хозяйственной компетенции имеет право самостоятельно ограничить ее в учредительных документах. В этом случае говорят об ограниченной компетенции. При этом следует учитывать, что сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающим образом) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (см. п. 18 Постановления № 6/8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Некоторые субъекты предпринимательского права закон наделяет специальной компетенцией, т.е. они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной компетенцией обладают унитарные предприятия, а также некоммерческие организации.

Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, при ведении которой законодателем установлен запрет на осуществление каких-либо иных видов предпринимательской деятельности.

Так, в соответствии с Законом РФ от 27 нояября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»1, страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных институтов, аудиторских организаций и др.

Унитарные предприятия, некоммерческие организации, а также некоторые коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

Хозяйственная компетенция субъектов ограничивается сложившейся практикой лицензирования. В соответствии со ст. 49 ГК РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, предприниматели могут заниматься только после получения специального разрешения (лицензии). Право лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или с указанной в ней даты и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок лицензирования предпринимательской деятельности освещен в параграфе 4 данной главы.

Важнейшим признаком субъекта хозяйственного права является наличие обособленного имущества. Правовой формой такого обособления является прежде всего право собственности, дающее обладателю максимум возможностей заниматься непосредственно предпринимательской деятельностью, а также осуществлять руководство создаваемыми предприятиями, определять направления их деятельности и условия ее осуществления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обособление имущества может иметь и формы производных от права собственности прав: хозяйственного ведения, оперативного управления, внутрихозяйственного ведения. Важно иметь в виду, что действующее законодательство предусматривает наличие у лица обособленного имущества в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении как необходимое условие появления субъекта предпринимательского права, поскольку только на такой имущественной базе реализуется собственный экономический интерес к ведению дел в целях получения прибыли. Обособленное имущество учитывается субъектом на балансе и служит основой самостоятельной имущественной ответственности.

Предприниматели и организации, ведущие предпринимательскую деятельность, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ), то есть предусматривается полная имущественная ответственность лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью. Ранее действовавшее законодательство устанавливало иные правила. Так, в соответствии со ст. 98 Гражданского кодекса РСФСР, взыскание по претензиям кредиторов не могло быть обращено на здания, сооружения, оборудование и другое имущество государственных организаций, относящееся к основным средствам.

[3]

Источники


  1. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.

  2. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.

  3. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.
  4. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
  5. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
  6. Узаконивание предпринимательской деятельности осуществляемое посредством
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here