Судебная коллегия по экономическим спорам верховного суда

Информационная статья на тему: "Судебная коллегия по экономическим спорам верховного суда" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Справочник

Адрес: 121260 Россия, Москва, ул. Поварская, д.15

Москва, ул. Поварская, д.15

Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных Высшему арбитражному суду (ВАС) РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ стала второй кассационной инстанцией, в которой пересматриваются определенные судебные акты (часть 1 статьи 291.1 АПК РФ в редакции ФЗ от 28 июня 2014 года N186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»). Кассационная жалоба предварительно изучается единолично судьей ВС РФ, после чего может быть передана (или не передана) в указанную коллегию.

[1]

Кроме того, акты Судебной коллегии по экономическим спорам ВС обжалуются в президиум Верховного суда России. Надзорная жалоба, как и кассационная, предварительно изучается судьей ВС РФ и лишь после этого может быть направлена для рассмотрения в президиум суда.

Судебная коллегия по экономическим спорам верховного суда

Главная страница Форум Гарант
Видео (кликните для воспроизведения).

если кому надо, ответили очень быстро, что радует) В течение 4 часов!

Текст запроса: Добрый день, вторую кассацию в порядке ст. 291.1 АПК РФ на какой почтовый адрес подавать? На адрес Верховного суда? Судебной коллегии по экономическим спорам-где она находится?

Ответ № Э-142783/14 от 12.09.2014 на Ваш электронный запрос за номером 1635/14-Э от 12.09.2014.

В ответ на направленный Вами в адрес Верховного Суда Российской Федерации запрос сообщается:

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации находится по адресу: 121260, г. Москва, Поварская ул., д. 15.

Управление по орг. обеспечению рассмотрения обращений

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

Как мы уже указывали, в 2014 г. в целях формирования единообразной судебной практики и укреплении единого правового пространства была проведена реформа высших судебных инстанций страны, сущность которой заключалась в объединении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ путем создания в Верховном Суде РФ нового структурного подразделения — Судебной коллегии по экономическим спорам. Тем самым арбитражные суды, по сути, из самостоятельной ветви судебной системы перешли в подветвь судов общей юрисдикции, но по-прежнему выступая в качестве специализированных судов по разрешению экономических споров.

В подсистеме арбитражных судов действуют два суда кассационной инстанции — арбитражные суды округов и Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Согласно АПК Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ пересматривает в кассационном порядке вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов субъекта РФ и решения арбитражных апелляционных судов.

Судебное решение, перед тем как стать предметом кассационного рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, должно обязательно быть обжаловано в арбитражный окружной суд. И только после этого заинтересованная сторона вправе подать кассационную жалобу в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

В свою очередь решение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ может быть обжаловано в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

Судебная коллегия но экономическим спорам Верховного Суда РФ формируется в составе председателя коллегии, который одновременно является заместителем Председателя Верховного Суда РФ, и судей этих коллегий.

Коллегия по экономическим спорам ВС РФ и ее компетенции

Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Полномочия Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ

Согласно ст. 10 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации:

1. рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации;

2. рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке;

3. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

4. обобщают судебную практику;

5. осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Состав Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (ст. 9 ФКЗ):

1. заместитель Председателя ВС РФ — председатель судебной коллегии;

2. судьи коллегии.

Председатель ВС РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В судебных коллегиях ВС РФ Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на 3 года формируются судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии ВС РФ.

Судебные составы судебных коллегий ВС РФ возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава неоднократно.

Таким образом, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации наделена:

· правом обращения в Конституционный суд;

· организационно-регулирующими полномочиями в сфере внутренней деятельности арбитражных судов.

Виды судов и государственных органов, входящих в судебную систему РФ.

Согласно законодательству, судебная система РФ представляет собой совокупность всех установленных конституцией и федеральными законами РФ судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия.

Правосудие — это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями.

Читайте так же:  Постановление о назначении судебной экспертизы документа

Полномочия органов юстиций по организации деятельности службы судебных приставов

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» федеральные министры вправе:

— давать руководителям подведомственных федеральных служб и федеральных агентств обязательные для исполнения указания;
— приостанавливать в случае необходимости решения федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 15), что вытекает из возложенной на Минюст России обязанности осуществления контроля за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству РФ (пп. 37 п. 7 Положения о Минюсте России). Кроме того, Положение о Минюсте России предусматривает полномочия Министерства по внесению Президенту РФ и в Правительство РФ проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, других документов, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и ФССП России, а также проекта плана работы и прогнозных показателей деятельности ФССП России.

Минюст России обобщает практику деятельности ФССП России и принимает меры, направленные на ее совершенствование.
Логическим следствием обозначенных выше полномочий выступает подготовка Минюстом России ежегодных докладов Президенту РФ и Правительству РФ о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов (пп. 39 п. 7 Положения о Минюсте России).

На основании данных, представляемых ФССП России, Минюст России разрабатывает предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования ФССП России.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 955 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Секретариат Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

Вишневская Александра Павловна

Помощник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса

Воробьева Ольга Владимировна

Помощник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Тафинцев Дмитрий Вадимович

Помощник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Ушакова Елена Николаевна

Помощник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Рябцева Галина Владимировна

Заведующий секретариатом 1 судебного состава аппарата Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

Смирнова Екатерина Владимировна

Заведующий секретариатом 3 судебного состава аппарата Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

Свириденко Олег Михайлович

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

Доктор юридических наук
Заслуженный юрист Российской Федерации
Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 2014 г. № 230-СФ

1 судебный состав

Разумов Иван Васильевич

Судья
Председатель Судебного состава

Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Букина Ирина Александровна

Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 декабря 2014 г. № 626-СФ

Зарубина Елена Николаевна

Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Ксенофонтова Надежда Александровна

Заслуженный юрист Российской Федерации
Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Капкаев Денис Владимирович

Первый квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Кирейкова Галина Геннадьевна

Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Корнелюк Екатерина Сергеевна

Первый квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 285-СФ

Самуйлов Сергей Владимирович

Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Шилохвост Олег Юрьевич

Доктор юридических наук
Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

2 судебный состав

Киселева Ольга Васильевна

Судья
Председатель судебного состава

Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28 января 2015 г. № 2-СФ

Борисова Елена Евгеньевна

Кандидат юридических наук, доцент
Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Грачева Ирина Леонидовна

Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 29 апреля 2015 г. № 145-СФ

Золотова Елена Николаевна

Первый квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 3 июня 2015 г. № 190-СФ

Маненков Алексей Николаевич

Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 627-СФ

Попов Владимир Валентинович

Кандидат юридических наук
Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Попова Галина Геннадьевна

Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Хатыпова Рамзия Асгатовна

Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 мая 2016 г. № 199-СФ

Чучунова Наталья Сергеевна

Доктор юридических наук
Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2015 г. № 147-СФ

3 судебный состав

Завьялова Татьяна Владимировна

Судья
Председатель судебного состава

Видео (кликните для воспроизведения).

Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Тютин Денис Владимирович

Кандидат юридических наук
Первый квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. № 141-СФ

Антонова Марина Коммунаровна

Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 марта 2016 г. № 96-СФ

Павлова Наталья Владимировна

Кандидат юридических наук, доцент
Высший квалификационный класс судьи

Читайте так же:  Осуществление предпринимательской деятельности иностранным гражданином

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Першутов Анатолий Геннадьевич

Кандидат юридических наук
Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Пронина Марина Владимировна

Высший квалификационный класс судьи

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 июня 2014 г. № 263-СФ

Судебная коллегия по экономическим спорам верховного суда

На текущий момент Верховный суд Российской Федерации – единственный высший судебный орган, решающий, кроме других дел, экономические споры. При необходимости приводят ссылку на Закон «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05.0.14 №3-ФКЗ. В конституции России и других нормативных правовых актах теперь не упоминается о Высшем Арбитражном суде Российской Федерации, и об арбитражных судах. Говориться лишь о процессуальном законодательстве, в частности ст. 71 Конституции России.

Экономические споры теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, насчитывающая тридцать судей. Эта коллегия представляет вторую кассационную инстанцию для пересмотра определенных судебных актов. После изучения судьей Верховного суда Российской федерации, жалобу при необходимости можно передать в Судебную коллегию по экономическим спорам. Составленные Судебной коллегией акты, по экономическим спорам, в свою очередь, могут обжаловаться в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации. На первом собрании в Московской области (декабрь, октябрь этого года) был обзор Аппеляционного суда на предварительном пленуме округа (число, день, год см. в протоколе). После предварительного изучения судьей Верховного суда, надзорная жалоба в Судебную коллегию по экономическим спорам может направляться на рассмотрение Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Чтобы понять свои возможности относительно обжалования судебных актов, рассмотрим ряд выводов, сделанных после изучения итогов анализа определений Судебной коллегией по экономическим спорам, которые ли принятии в течении прошедших шести месяцев.

[/stextbox]

Судебная коллегия по экономическим спорам рассматривала дела

Многие судебные юристы после прошедшего объединения Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации считали, что обжалование судебных актов в арбитражных судах теперь закончится на уровне кассации, а в надзор попадет минимум дел в год. Но изучая итоги последних шести месяцев, выяснилось, что надзор Верховного Суда Российской Федерации еще не принял на рассмотрение никаких дел, касающихся экономических отношений. А в Судебной коллегии было рассмотрено более тридцати дел по второй кассации (подавалась кассационная жалоба в Коллегию по экономическим спорам). Это дает возможность при неудовлетворительном решении на уровне кассации использовать другие варианты, например, есть неплохой шанс, чтобы его рассмотрела коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Какие основания существуют для передачи дела Судебной коллегии

В действующей редакции Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации как основание отмене судебного акта в кассации называют значительное нарушение норм материального или процессуального права, повлиявшие на результат дела, не устранив которые нет возможности восстановить и защитить нарушенные права, свободы, законные интересы экономической деятельности. А также нарушенные публичные интересы, охраняемые законом. Дать более точную формулировку, какие именно нарушения норм права Коллегия по экономическим спорам может отнести к достаточно значительным, в данное время нет возможности. Государственный субъект по экономическим спорам провел качественную регистрацию в силу части назначенного срока коллегии по экономическим спорам. Это связывают, в основном, с тем фактом, что многие определения состоят из перечислений обстоятельств и причин заявителя, и нет мотиваций, заслуживающих внимания.

Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации основанием отмены судебных актов не считает нарушение единообразия в применяемых судом норм права. Но вероятность использования довода нарушения единообразия дает Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2014 №307-ЭС14-22. В этом определении указывается, что отсутствие правовой определенности говорит о нарушении публичных интересов ст.291:11 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации.

Защита и решение споров прав собственности

Передача недвижимого имущества в пользование учреждению не является основанием отказа передачи предпринимателю в собственность этого имущества, основываясь на ст.3 ФЗ от22.08.08 №159-ФЗ, если установление права совершено для воспрепятствования предпринимателю права на покупку имущества, находящегося в аренде.

Споры по корпоративным отношениям

При обстоятельствах, когда ответственное лицо злоупотребляет данные ему правом в оспаривании сделки, об одобрении с целью нанесения вреда конкуренту, то Арбитражный суд не удовлетворяет иск признания этой сделки недействительной ст.4, ст.10 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Суд по экономическим спорам отклонит иск по исключению из общества его участника, если существуют взаимные претензии истца и ответчика, и при этом нет доказательств нарушения.

Решение споров обязательных правоотношений

Если квартиры, находящиеся в муниципальной собственности, передаются гражданам с договором по социальному найму, то наниматель обязан вносить плату за ремонт и содержание этого имущества многоквартирного дома, а также плату по коммунальным услугам, непосредственно товариществу собственнику жилья ст.155 ЖК Российской Федерации. В этой ситуации удовлетворению не подлежит требование этого товарищества к муниципальному образованию. Положения из Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса не дают возможность суду удовлетворения искового требования про обязание для собственников жилых помещений заключать договора технического обслуживания и предоставления коммунальных услуг управляющей организации, товарищества собственников жилья.

Меры обеспечения

Если стороне спора убытки причинены не были и отсутствуют доказательства, кассационный суд отменяет приостановление исполнения судебного акта во время принятия постановления по существу спора, и производит возврат денежных средств другой стороне с судебных депозитов, которые были внесены как встречное обеспечение ст.288 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации

Новый порядок рассмотрения экономических споров в Верховном Суде РФ

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Президентом РФ внесен в Государственную Думу пакет законопроектов, который определяет порядок рассмотрения экономических и иных споров в Верховном Суде РФ и арбитражных судах после упразднения ВАС РФ.

Внесенный 5 марта 2014 г. пакет законопроектов окончательно определяет контуры судебной реформы и позволяет составить представление о порядке рассмотрения арбитражных дел после объединения высших судебных органов.

1. Порядок пересмотра в Верховном Суде РФ судебных актов арбитражных судов

Проектом закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (в части реализации положений Закона Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»)» (законопроект № 466670-6) предусмотрены следующие положения:

1.1. Рассмотрение кассационных жалоб в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ («вторая кассация»)

Читайте так же:  Сколько должен отработать генеральный директор при увольнении

АПК РФ дополняется статьями 291.1 – 291.15, которые предусматривают возможность повторного кассационного обжалования судебных актов арбитражных судов в создаваемую в «новом» Верховном Суде РФ (далее – ВС РФ) в связи с упразднением ВАС РФ Судебную коллегию по экономическим спорам (далее – СКЭС), если данные решения обжаловались в арбитражном суде округа («первая кассация»).

Решение о передаче кассационной жалобы на рассмотрение СКЭС принимается единолично одним из судей СКЭС, однако председатель ВС РФ или его заместитель вправе отменить определение судьи об отказе и передать дело на рассмотрение в судебном заседании СКЭС.

Основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда являются существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

1.2. Пересмотр решений арбитражных судов в порядке надзора в Верховном Суде РФ

Определения СКЭС, вынесенные в порядке кассационного производства, а также иные судебные акты СКЭС могут быть обжалованы в Президиум ВС РФ и пересмотрены им в порядке надзора.
Решение о передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ принимается единолично судьей ВС РФ, однако председатель ВС РФ или его заместитель вправе отменить определение судьи об отказе и передать дело на рассмотрение Президиума.
Кроме того, председатель ВС РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре практически любых судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права.
Основания отмены или изменения обжалуемого судебного акта аналогичны предусмотренным действующим АПК РФ основаниям отмены судебных актов Президиумом ВАС РФ.

1.3. Переходные положения в связи с упразднением ВАС РФ и началом работы «нового» Верховного Суда РФ

Дела об оспаривании нормативных актов, не рассмотренные арбитражными судами на 6 августа 2014 г., рассматриваются судами, принявшими их к производству.

Дела, которые рассматривались ВАС РФ в качестве суда первой инстанции, не рассмотренные на 6 августа 2014 г., передаются для рассмотрения в ВС РФ.

Судебные акты, обжалованные в кассационном порядке в арбитражный суд округа, а также постановления или определения арбитражных судов округов после 6 августа 2014 г. могут быть обжалованы в СКЭС.

Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, в отношении которых на 6 августа 2014 г. не вынесено определение о передаче дела в Президиум ВАС, передаются в СКЭС.

Переданные в Президиум ВАС РФ, но не рассмотренные на 6 августа 2014 г. дела передаются на рассмотрение в Президиум ВС РФ.


2. Передача дел об оспаривании кадастровой стоимости и некоторых других дел из арбитражных судов в суды общей юрисдикции

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» (законопроект № 466637-6) предусматривается исключение из компетенции арбитражных судов дел по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости, а также некоторых иных дел, и их отнесение к компетенции судов общей юрисдикции.

3. Сохранение в силе правовых позиций ВАС РФ

Проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в части реализации положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»)» (законопроект № 466627-6) предусматривается, что разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ.

Комментарий ПГ. Законопроект не содержит подобных положений в отношении правовых позиций, сформированных в постановлениях Президиума ВАС РФ. Однако в проекте вышеуказанных поправок в АПК РФ (законопроект № 466670-6) предлагается в ст. 170 «Содержание решения» АПК РФ установить, что в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума ВС РФ и сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума ВС РФ и сохранившие силу постановления Президиума ВАС РФ. Таким образом, предполагается, что постановления Президиума ВАС РФ также в течение определенного срока сохранят свою силу.

4. Ранее принятые законы в отношении «нового» Верховного Суда РФ

Напоминаем, что 5 февраля 2014 г. Президентом РФ был подписан первый пакет законов, связанных с объединением высших судебных органов, в соответствии с которыми ВАС РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, будут переданы в юрисдикцию ВС РФ.

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», который можно считать базовым, определяет компетенцию и структуру ВС РФ. В соответствии с данным законом обновленный ВС РФ будет иметь следующую структуру:

  • Пленум ВС РФ;
  • Президиум ВС РФ;
  • Апелляционная коллегия;
  • Судебные коллегии: по административным, гражданским, уголовным делам и экономическим спорам, по делам военнослужащих;
  • Дисциплинарная коллегия.

Пленум ВС РФ в числе других функций осуществляет обобщение судебной практики, дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразия применения законодательства РФ.

Президиум ВС РФ проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым и вновь открывшимся обстоятельствам вступившие силу судебные акты, рассматривает отдельные вопросы судебной практики.

Апелляционная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции дела, подсудные ВС РФ, по которым в качестве суда первой инстанции вынесены решения судебными коллегиями ВС РФ.
Судебные коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым и вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности ВС РФ, рассматривают дела в апелляционном и кассационном порядке.

Дисциплинарная коллегия рассматривает дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей.

Выводы и рекомендации

Судебная реформа по объединению высших судов влечет существенные изменения судопроизводства на уровне кассационного обжалования и пересмотра судебных актов в порядке надзора. В ходе унификации процесс пересмотра решений арбитражных судов в ВС РФ будет приближен к процессу пересмотра решений судов общей юрисдикции в ВС РФ.

Судя по предложенным в президентских законопроектах изменениям, слияние арбитражных судов и судов общей юрисдикции не предполагается. В то же время, в дальнейшем не исключается разработка и принятие единого процессуального кодекса.

Читайте так же:  Оспаривание брачного договора кредитором судебная практика

Ожидается, что не позднее июня данные законопроекты будут рассмотрены и с незначительными поправками приняты.

Вышеизложенные изменения необходимо принимать во внимание как при инициировании новых экономических споров, так и при оценке перспектив обжалования судебных актов по находящимся в производстве арбитражных судов делам.

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают обширным опытом в представлении и защите интересов в судебном порядке и готовы оказать квалифицированную помощь по защите прав и интересов в условиях переходного периода реформирования судебной системы.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь:

в Москве: к Юрию Воробьеву, Руководителю практики разрешения споров и медиации, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail;
Юлии Литовцевой, Руководителю группы практики разрешения споров и медиации, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

в Санкт-Петербурге: Сергею Спасеннову, Партнеру, Руководителю Санкт-Петербургской практики «Пепеляев Групп», по тел.: +7 (812) 640-60-10 либо по e-mail;

в Красноярске: Егору Лысенко, Руководителю сибирского отделения «Пепеляев Групп», по тел.: +7 (391) 277-73-00 либо по e-mail.

Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС14-1452 от 10.11.2014 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

г. Москва 10 ноября 2014 г.

Резолютивная часть определения

объявлена 06 ноября 2014 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Прониной М.В., судей Першутова А.Г Попова В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело Арбитражного суда города Москвы № А40-59220/2013 по иску закрытого акционерного общества Ремонтно-строительная фирма «Ремстройсервис» к закрытому акционерному обществу «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС», Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании 887 393 рублей 88 копеек задолженности по оплате эксплуатационных расходов и коммунальных услуг, 117 785 рублей 61 копейки пеней и 50 000 рублей стоимости юридических услуг по кассационной жалобе закрытого акционерного общества «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС» на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.07.2014 по тому же делу.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Прониной М.В., выслушав объяснения представителя общества «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС» Горбуля Н.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей общества «Ремстройсервис» Немова В.В., Гущиной Ю.Ю. и представителя Департамента городского имущества города Москвы Медушевской Т.В.,

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

между Департаментом городского имущества города Москвы (арендодателем) и закрытым акционерным обществом «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС» (арендатором) (далее – общество «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС») заключен договор от 14.12.2006 аренды находящегося в собственности города Москвы нежилого помещения общей площадью 442, 50 кв. метров, расположенного по адресу: Москва, ул. Сущевский вал, д.62.

Пунктом 5.4.4 договора установлена обязанность арендатора самостоятельно заключить соответствующие договоры на эксплуатационное обслуживание и предоставление коммунальных услуг с учетом пользования общей собственностью в размере, пропорциональном арендуемой площади.

Во исполнение указанного обязательства арендатор заключил с государственным унитарным предприятием города Москвы «Дирекция единого заказчика Мещанского района» (далее – ГУП ДЕЗ Мещанского района) договор (агентский) от 25.12.2006 № 602 на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг.

На общем собрании собственников помещений по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Москва, ул. Сущевский вал, д. 62 приняты решения: о расторжении договора управления домом с ГУП ДЕЗ Мещанского района; выбрана управляющая организация – закрытое акционерное общество Ремонтно строительная фирма «Ремстройсервис» (далее – общество «Ремстройсервис Решения общего собрания собственников оформлены протоколом от 27.10.2008 № 2.

Впоследствии между обществом «Ремстройсервис» (управляющей организацией) и государственным учреждением города Москвы «Инженерная служба Мещанского района», действующим от имени собственника (города Москвы) жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: Москва, ул. Сущевский вал, д. 62, заключен договор управления этим домом от 01.01.2009, в соответствии с которым общество «Ремстройсервис» обязалось оказывать собственнику услуги по содержанию и ремонту общего имущества, а также предоставлять коммунальные услуги, а собственник обязался вносить плату за оказанные услуги и коммунальные платежи.

ГУП ДЕЗ Мещанского района письменно уведомило арендатора (общество «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС») о расторжении заключенного между ними договора от 25.12.2006 № 602 с 01.09.2010.

Арендатор договор с управляющей организацией на эксплуатационное обслуживание и предоставление коммунальных услуг не заключил.

Ссылаясь на неисполнение арендатором обязательств по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также по внесению платежей за предоставленные коммунальные услуги управляющая организация (общество «Ремстройсервис») обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского имущества города Москвы.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа с общества «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС» в пользу общества «Ремстройсервис» взыскано 887 393 рубля 88 копеек задолженности, 1177 785 рублей 61 копейка пеней, 50 000 рублей стоимости юридических услуг. В иске к Департаменту городского имущества города Москвы отказано.

Суды, руководствуясь статьями 210, 307, 309, 310, 330, 408, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 153, 154, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, пришли к выводу о том, что общество «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС», являясь арендатором нежилого помещения и непосредственным потребителем коммунальных услуг должно производить управляющей организации плату за предоставленные коммунальные услуги, а также плату за содержание общего имущества многоквартирного дома, учитывая, что данная обязанность возложена на него арендодателем по договору аренды, а также предусмотрена положениями статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отказывая в иске к Департаменту городского имущества города Москвы суды указали, что собственник, в силу заключенного с обществом «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС» договора аренды, не несет никаких обязательств по оплате коммунальных услуг за указанное помещение и, следовательно, не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязательств.

В кассационной жалобе общество «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС ссылается на нарушение оспариваемыми судебными актами его прав и законных интересов, а также на нарушение судами норм материального права.

Читайте так же:  Страховая расторгла договор осаго в одностороннем порядке

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Гражданский кодекс) бремя содержания имущества возложено на его собственника. Исключение из этого правила, как указано в данной правовой норме, должно быть специально установлено законом или договором.

Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее Жилищный кодекс) предусмотрено, что собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно части 4 названной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).

Ни Гражданский кодекс, ни Жилищный кодекс не содержат норм о возложении обязанности по внесению платы за коммунальные услуги на арендаторов нежилых помещений, в том числе находящихся в жилых домах.

Взыскивая плату за оказанные коммунальные услуги с общества «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС», суды исходили из наличия в пункте 5.4.4 договора аренды условия об обязанности общества заключить договоры на снабжение помещения энергетическими и прочими ресурсами, что, по мнению судов, подтверждает наличие исключения из общего правила, установленного статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Однако договор, который бы предусматривал обязательство общества «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС» перед обществом «Ремстройсервис» оплачивать фактически потребленные им при использовании помещения коммунальные ресурсы, не был заключен. Стороной договора аренды от 14.12.2006 общество «Ремстройсервис» не является и, следовательно, этот договор не предусматривал права общества «Ремстройсервис» требовать с общества «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС» оплаты коммунальных услуг.

Поскольку договор аренды регулирует отношения собственника и арендатора, у судов не имелось оснований считать, что в нем содержится условие об исполнении арендатором в пользу третьего лица обязательств собственника по несению коммунальных расходов.

Необоснованной также является ссылка судов на статью 616 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пункт 2 названной статьи предусматривает обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Данная правовая норма регулирует правоотношения между сторонами договора аренды и не является основанием возникновения у арендатора обязанности оплаты расходов на содержание арендованного имущества в пользу третьих лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. В силу статьи 249 Гражданского кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, именно собственник нежилого помещения расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества. Поэтому с общества «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС», как арендатора нежилого помещения необоснованно взысканы расходы на содержание общего имущества дома.

В то же время суды необоснованно освободили от ответственности по иску Департамент городского имущества города Москвы, как собственника спорного нежилого помещения.

Таким образом, Судебная коллегия приходит к выводу, что судами было допущено существенное нарушение норм материального права, влекущее отмену оспариваемых судебных актов.

Дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенную правовую позицию о надлежащем ответчике по заявленным исковым требованиям, проверить обоснованность заявленных требований с учетом возражений ответчика (Департамента городского имущества города Москвы Кроме того, суду следует проверить обоснованность расчета задолженности представленный истцом, в том числе применение тарифных ставок при начислении обществу «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС» платежей за коммунальные услуги и эксплуатационные расходы, доказательства предоставления обществу «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС» услуг в объеме, указанном истцом, проверить выставлялись ли (и когда) обществу «МАЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКС» счета за коммунальные (эксплуатационные) услуги.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 291.11 – 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

решение Арбитражного суда города Москвы от 27.01.2014 по делу № А40-59220/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.07.2014 по тому же делу отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок Председательствующий М.В. Пронина Судья А.Г.Першутов Судья В.В. Попов

Источники


  1. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.

  2. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.

  3. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.
  4. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
  5. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
  6. Судебная коллегия по экономическим спорам верховного суда
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here