Средства от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения

Информационная статья на тему: "Средства от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Раздел 5. Расходование средств от приносящей доход деятельности

5. Расходование средств от приносящей доход деятельности

5.1. Средства от приносящей доход деятельности, зачисленные на лицевой счет учреждения, расходуются в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах остатка средств на лицевом счете учреждения с учетом ограничения средств по источникам образования дохода (невыясненные поступления).

5.2. Платежные поручения представляются в Департамент финансов в электронном виде с ЭЦП.

В случае отсутствия у учреждения ЭЦП платежные поручения представляются на бумажном носителе в двух экземплярах. Первый экземпляр платежного поручения на бумажном носителе подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения и заверяется оттиском его печати. Если дата платежного поручения не соответствует дате его фактического представления более чем на один день, представитель учреждения обязан на первом экземпляре платежного поручения указать дату его фактического представления.

5.3. Департамент финансов проверяет представленные учреждением платежные поручения в день их поступления на правильность оформления, соответствие указанных в них кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации содержанию операции и смете доходов и расходов, а также направлениям использования, указанным в Разрешении (Дополнении к Разрешению).

5.4. Департамент финансов отказывает в приеме платежного поручения в случае:

непредставления учреждением утвержденной сметы доходов и расходов;

несоответствия подписей на платежном документе образцам подписей в карточке образцов подписей и оттиска печати (при предоставлении платежного поручения на бумажном носителе);

недостаточности остатка средств на лицевом счете с учетом ограничения средств по источникам образования дохода (невыясненные поступления);

несоответствия расходов, указанных в платежных поручениях, кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, указанным в Разрешении (Дополнении к Разрешению) и смете доходов и расходов;

[2]

несоответствия содержания производимой операции коду классификации расходов бюджетов Российской Федерации, указанному в платежном поручении;

превышения суммы платежного поручения над объемом сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

5.5. Платежные поручения, прошедшие контроль, включаются в реестр на оплату расходов получателей средств бюджета городского округа Самара.

5.6. Департамент финансов формирует электронный пакет платежных документов и отправляет его в электронном виде в банк.

5.7. Для получения наличных денежных средств учреждения представляют в Департамент финансов заявление на получение чека в электронном виде с ЭЦП или на бумажном носителе, доверенность на бумажном носителе и чековую книжку с выписанным денежным чеком накануне дня их получения.

Заявление на получение чека проверяется на наличие достаточного остатка средств на лицевом счете, соответствие расходам, указанным в Разрешении (Дополнении к Разрешению) и смете доходов и расходов.

Выдача чековых книжек с оформленными подписями чеками производится Департаментом финансов на следующий день после представления документов.

5.8. Возврат дебиторской задолженности текущего года и прошлых лет, образовавшейся у учреждения в процессе исполнения сметы доходов и расходов, учитывается на лицевом счете как восстановление кассового расхода с отражением по тем кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым был произведен кассовый расход (с учетом действующей в текущем году бюджетной классификации Российской Федерации). При этом в платежном поручении в поле «Назначение платежа» обязательно указывается лицевой счет, а также номер и дата платежного поручения, по которому был ранее произведен платеж.

5.9. Учреждение в пределах текущего финансового года вправе уточнять коды бюджетной классификации Российской Федерации по операциям текущего года, отраженным на лицевом счете. Для уточнения операции учреждение представляет в Департамент финансов Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа по форме согласно приложению N 8 к настоящему Порядку или Уведомление об уточнении кода бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным кассовым выплатам по форме согласно приложению N 9 к настоящему Порядку в электронном виде с ЭЦП или на бумажном носителе.

5.10. Департамент финансов не позднее следующего рабочего дня после поступления выписки банка со счета 40703 Департамента финансов, открытого для отражения операций со средствами учреждений от приносящей доход деятельности, формирует два экземпляра выписки по лицевому счету учреждения, один из которых выдается учреждению, другой остается в Департаменте финансов с приложением платежных документов и отметкой об их исполнении. К выписке из лицевого счета, остающейся в Департаменте финансов, прикладываются реестры платежных документов по поступившим средствам и платежные документы по расходованию средств с отметкой об их исполнении. Выписка из лицевого счета не комплектуется платежными документами, переданными учреждениями в электронном виде с ЭЦП.

5.11. Учреждение не позднее трех рабочих дней после получения выписки из лицевого счета обязано письменно сообщить в Департамент финансов о суммах, ошибочно отраженных на лицевом счете. При отсутствии возражений в указанные сроки операции и остатки, отраженные на лицевом счете, считаются подтвержденными.

>
Заключительные положения
Содержание
Постановление Администрации городского округа Самара от 15 марта 2011 г. N 151 «Об отдельных мерах по совершенствованию.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Средства от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Почему не выплачивают накопительную часть пенсии пенсионерам

Краевое государственное бюджетное учреждение (Камчатский край) оказывает услуги в рамках государственного задания и иной приносящей доход деятельности на одном и том же имущественном комплексе с привлечением одних и тех же сотрудников. Учреждение по заданию учредителя выполняет работы по организации мероприятий. В качестве иной приносящей доход деятельности учреждение оказывает услуги гостиницы.
Учредителем выделены средства на финансирование расходов на заработную плату, общехозяйственных расходов (коммунальные услуги, услуги связи, ремонт основных средств) и расходов на уплату налога на имущество (в размере 100%).
Каков порядок распределения вышеуказанных расходов между финансируемой за счет сумм субсидий деятельностью и иной приносящей доход деятельностью?
Имеет ли учреждение право вообще не распределять данные расходы?
Существуют ли при проверках риски квалификации таких расходов как нецелевых в случае их нераспределения, т.е. полного покрытия за счет субсидий?
Возможно ли средства, полученные от предпринимательской деятельности, направить на выплату заработной платы в полном объеме?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Распределение расходов между видами деятельности бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном учетной политикой (с учетом рекомендаций уполномоченных органов).
Поскольку часть затрат из указанных в вопросе учреждение несет вследствие оказания услуг по приносящей доход деятельности, оплата всех указанных расходов учреждения за счет средств субсидии на выполнение государственного задания может привести к разногласиям с контролирующими органами. В то же время за счет средств от приносящей доход деятельности могут быть оплачены любые расходы учреждения, связанные с достижением целей, ради которых учреждение создано (в том числе оплачена заработная плата сотрудников в полном объеме). В качестве ограничения по использованию данных средств может выступать План финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

К сведению:
Если задание учредителя выполнено в полном объеме, то не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). Главное, чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано (эти цели указываются в уставе учреждения) (Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22 октября 2013 года)*(3).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Особенности формирования в госучреждении себестоимости работ (услуг);
— Энциклопедия решений. Затраты госучреждения на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг. Счет 109 00;
— Энциклопедия решений. Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Критерии оценки целевого характера расходов;
— Энциклопедия решений. План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения;
— Энциклопедия решений. Расчеты с прочими кредиторами. Счет 304 06 (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

13 января 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Выплата заработной платы за счет средств от приносящей доход деятельности

Вопрос-ответ по теме

Бюджетное учреждение социального обслуживания населения оказывает услуги населению на платной и бесплатной основе. Работникам, которые оказывают услуги населению платно, выплачивается заработная плата из 2 источников финансирования: местного бюджета и средств полученных от платных услуг. Работникам, которые оказывают услуги населению бесплатно заработная плата выплачивается из 1 источника финансирования — местного бюджета. Не нарушаем ли мы законодательство выплачивая заработную плату из средств местного бюджета в отношении тех сотрудников, которые услуги населению оказывают бесплатно? Надо ли им также выплачивать заработную плату за счет средств от приносящей доход деятельности, если они услуги платно не оказывают?

По общему правилу средствами от приносящей доход деятельности учреждения вправе распоряжаться самостоятельно (п. 2, 3 ст. 298 ГК). Финансовое обеспечение бюджетных (автономных) учреждений осуществляется путем выделения им субсидий на выполнение госзадания (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Согласно положениям бюджетного законодательства такие учреждения не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 БК РФ). Перечисленные этим учреждениям средства в виде субсидий перестают быть средствами бюджета в момент их перечисления (становятся собственными доходами учреждения) (письмо Минфина России от 29.10.2012 № 02-13-06/4517, совместное письмо от 26.09.2012 Минфина России № 02-13-07/3919 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-545). Из этого следует, что учреждение вправе самостоятельно решить, в каком порядке выплачивать заработную плату сотрудникам.

Как следует из Вашего вопроса, в бюджетном учреждении заработная плата сотрудникам, занятым в госзадании и в приносящей доход деятельности выплачивается из двух источников из средств госзадания и средств ПДД. Заработная плата сотрудникам, занятым в госзадании выплачивается из средств госзадания. Поэтому такой порядок, если он закреплен локальным актом учреждения, не противоречит действующему законодательству. Если в Положении об оплате труда бюджетного учреждения закреплен такой порядок, то выплачивать заработную плату сотрудникам за счет ПДД, которые не заняты в ПДД, бюджетному учреждению не следует.

Как оформить Положение об оплате труда

Что включить в положение об оплате труда

Учреждение самостоятельно разрабатывает Положение об оплате труда (ст. 8, ч. 2 ст. 135 ТК). Оно должно содержать:

 условия оплаты труда, которые свойственны только сотрудникам этого учреждения;

 фиксированные размеры окладов или ставок зарплаты по всем имеющимся в штате должностям, которые применяются к соответствующим профессиональным квалификационным группам (ПКГ) и их уровням. Не указывайте в положении: минимальные размеры окладов, ставки зарплаты из примерных положений об оплате труда, которые утверждены органами госвласти или местного самоуправления. Такие размеры используйте только в качестве ориентиров;

 нормы времени и труда за определенную ставку, оклад – календарный месяц, норма часов педагогической работы в неделю или год и т. п.

Читайте так же:  Признать действия судебного пристава исполнителя незаконными

Об этом сказано в пункте 12, подпункте «а» пункта 34 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017 № 11.

Также в положении отразите размеры:2

 повышающих коэффициентов к окладу за выслугу лет;

 персональных повышающих коэффициентов;

 повышающих коэффициентов за квалификационную категорию;

 иных выплат компенсационного и стимулирующего характера, например премий, доплат за ненормированный рабочий день, сложность труда.

Такой вывод следует из статей 8 и 129 Трудового кодекса.

С Положением об оплате труда ознакомьте под подпись каждого вновь принятого на работу сотрудника (ч. 3 ст. 68 ТК).

В учете бюджетных учреждений:

Федеральные бюджетные учреждения при разработке положения могут учитывать примерные положения об оплате труда, которые утверждает учредитель (по согласованию с Минтрудом). Об этом сказано в пункте 2(1) Положения, утвержденного постановлением Правительства от 05.08.2008 № 583.

Примерные положения об оплате труда, которые установлены для федеральных учреждений, на уровне регионов или муниципальных образований использовать не обязательно. Вышестоящие организации в субъектах РФ или муниципальных образованиях могут принимать собственные нормативные акты по этому вопросу. Такой вывод следует из пунктов 3 и 4 статьи 152 Бюджетного кодекса, статьи 144 Трудового кодекса.

Ситуация: должно ли бюджетное учреждение формировать два положения об оплате труда. Учреждение получает субсидии на выполнение госзадания, а также ведет приносящую доход деятельность

Ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

Однако специалисты профильного ведомства в частных разъяснениях придерживаются мнения, что учреждение должно формировать отдельные положения об оплате труда для сотрудников, занятых в разных видах деятельности учреждения. Например, отдельное положение для сотрудников, занятых в приносящей доход деятельности, отдельное для занятных в госзадании, отдельное для ВМП и так далее.

При этом учреждение вправе сделать одно положение с общими нормами для всех сотрудников, а в дополнительных положениях конкретизировать особенности выплат для отдельных категорий сотрудников (например, занятых в деятельности, приносящей доход, госзадании, ВМП и др.).

Можно ли выплатить премию руководителю бюджетного (автономного) учреждения за счет средств от приносящей доход деятельности

Да можно, если есть разрешение учредителя.

По общему правилу средствами от приносящей доход деятельности учреждения вправе распоряжаться самостоятельно (п. 2, 3 ст. 298 ГК). Но принимать решение о выплате премии руководителю (независимо от источника данной выплаты) вправе только учредитель. Так как именно он является его работодателем.

Порядок получения разрешения на выплату премии в законодательстве не установлен. Установить его вправе учредитель. При этом на практике чаще всего используется следующий вариант. На имя учредителя направляется соответствующее письмо с просьбой о выплате премии за счет средств от платной деятельности. И только после получения разрешения от учредителя на данную выплату премия может быть выплачена.

Как бюджетному (автономному) учреждению рассчитать отпускные сотруднику и распределить их по видам финансового обеспечения. Часть расчетного периода сотрудник получал зарплату за счет двух источников (субсидии на госзадания и деятельность, приносящая доход). Часть – только за счет средств от деятельности, приносящей доход. На момент ухода в отпуск сотрудник занят только в рамках деятельности, приносящей доход

Бюджетное (автономное) учреждение вправе самостоятельно решить, в каком порядке выплатить отпускные сотруднику. Объясняется это так.

В настоящее время финансовое обеспечение бюджетных (автономных) учреждений осуществляется путем выделения им субсидий на выполнение госзадания (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно положениям бюджетного законодательства такие учреждения не являются участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ). Перечисленные этим учреждениям средства в виде субсидий перестают быть средствами бюджета в момент их перечисления (становятся собственными доходами учреждения) (письмо Минфина России от 29 октября 2012 г. № 02-13-06/4517, совместное письмо от 26 сентября 2012 г. Минфина России № 02-13-07/3919 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-545). Из этого следует, что учреждение вправе самостоятельно решить, в каком порядке выплатить отпускные сотруднику в указанной ситуации (за счет средств от деятельности, приносящей доход, или за счет субсидии на выполнение госзадания).

Внимание: При выборе источника выплаты отпускных в рассматриваемой ситуации оцените, не приведет ли это к нарушениям.

При этом следует учитывать, что при расчете среднего заработка учитывается вся зарплата сотрудника независимо от источников выплаты (ст. 139 ТК РФ, п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922).

Ранее при возникновении аналогичного вопроса у учреждений, финансирование которых осуществлялось в соответствии с бюджетной сметой, отпускные необходимо было выплатить:

 за счет средств от деятельности, приносящей доход, – если сотрудник на момент ухода в отпуск занят только в рамках деятельности, приносящей доход;

 отдельно за счет средств бюджетной и приносящей доход деятельности – если сотрудник на момент ухода в отпуск занят только в рамках бюджетной деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Объяснялось это тем, что учреждение должно обеспечить целевое использование бюджетных средств (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ).

Нюансы выдачи премий за счет деятельности приносящей доход

Источник начисления и выплаты премии

Фонд оплаты труда сотрудников, работающих в бюджетном учреждении, формируется с учетом объема средства, поступающих в распоряжение учреждения:

  1. из федерального бюджета;
  2. от деятельности, приносящей доход.

С премиями из федерального бюджета ясно — деньги поступили на счет предприятия, сотрудников наградили премией. Но учреждение в праве выдать премию своим сотрудникам и из средств от деятельности, приносящей доход.

Но нельзя просто так распоряжаться доходами от деятельности, которая приносит доход. Возможность выдавать премию из такого источника должна быть предусмотрена в локальном акте. Из этого источника могут производится выплаты:

  1. оплата услуг связи;
  2. покупка основных средств;
  3. выплаты по оплате труда;
  4. оплата коммунальных и транспортных услуг и другие.
Читайте так же:  Список документов для перерегистрации автомобиля в гибдд

Система оплаты труда

Перед тем, как сотрудник приступает к выполнению своих профессиональных обязанностей, он подписывает с предприятием трудовой договор, который включает в себя сведения о сумме дохода за проделанную работу и, непосредственно, о системе оплаты труда. Системы оплаты труда фиксируются в локальном нормативном акте (к примеру, в коллективном договоре). Предприятию не запрещено одновременно применять несколько систем оплаты труда.

Стоит напомнить, что представляет собой структура фонда оплаты труда. Это:

  1. размеры тарифных ставок, должностных окладов или окладов;
  2. надбавки и доплаты, которые носят компенсационный характер (к примеру, за работу в условиях, не являющихся нормальными);
  3. надбавки и доплаты, являющиеся стимуляционными.

Основания для выдачи премий

Особенности выдачи премий

Каждый руководитель при принятии решения о премировании должен помнить о том, что учреждение вправе самостоятельно:

  1. вести раздельный учет доходов, а так же расходов, касающихся внебюджетной деятельности;
  2. распоряжаться доходами от деятельности, которая приносит доход;
  3. формировать цену услуги.

Но не стоит заблуждаться и думать, что руководитель вправе принять решении о премировании только руководства.

Нельзя осуществлять услуги для населения на платной основе, если они должны быть бесплатными, и выдавать сотрудникам премию за этот счет. Все расходы должны иметь документальное подтверждение и логичное обоснование (являться экономически оправданными). К примеру, если предприятие находится «в долгах», терпит убытки, ни о каких премиях в крупных размерах не может идти речи (налоговые органы могут признать их неправомерными). Если премии предусмотрены трудовым договором, то в одностороннем порядке отменить какие-либо положение договора, в частности, в части премий, невозможно. Стоит помнить, что положения трудового договора не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами действующего законодательства. Если быть точнее, то сумма оплаты за полностью и добросовестно отработанный месяц не может быть меньше МРОТ. Об этом гласит ТК РФ.

Исходя их вышесказанного можно сделать вывод, что при проверки сумм дохода каждого сотрудника на соответствие их МРОТ нужно считать все возможные доходы, полученные за проделанный труд, в том числе и премии, надбавки, различные премии и другого рода поощрительные выплаты. На сегодня МРОТ равен почти 6000 рублей.

Особенности бухгалтерской работы при реорганизации
В процессе реорганизации учреждения возникают некоторые трудности при подсчете страховых взносов и сумм НДФЛ. Связано это с отсутствием необходимого урегулирования данного.

Сокращение штатов в государственном учреждении: увольняем служащих правильно
Увольнение госслужащих имеет свои нюансы и очень важно соблюдать все требования закона. В частности, стоит поговорить о том, как следует увольнять служащих в связи с намечающимся.

Предоставление отпуска сотрудникам по совместительству: оформляем без ошибок
Сразу стоит отметить, что совместитель не может работать так же как и на основном месте работы, то есть на полную ставку. Именно поэтому многие бухгалтера задаются вопросом как.

Централизованная бухгалтерия: спасение или наказание?
Руководителям государственных, или как их еще величают муниципальных, учреждений могут самостоятельно выбирать способ ведения бухгалтерского учета. Среди таких видов.

Средства от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения

Дата документа 11.04.2018
Метки Методика

ДОХОДЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Как Вы знаете, бюджетные учреждения наделены российским законодательством правом осуществления приносящей доход деятельности при условии, что эта деятельность служит достижению целей, ради которых было создано бюджетное учреждение, соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.
О доходах бюджетного учреждения от приносящей доход деятельности мы поведем речь в этой статье, а также коснемся иных вопросов, связанных с этой деятельностью.

То, что бюджетное учреждение вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы, следует не только из пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), положения которого мы процитировали в начале статьи, но также из пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Помимо условий, позволяющих осуществлять приносящую доход деятельность, статьей определено, что такой деятельностью признается, в частности, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Между тем, законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов (пункт 2 статьи 24 Закона N 7-ФЗ).

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Субсидии могут предоставляться и на иные цели (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ)).
Бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти и местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидии в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ, составляют План финансово-хозяйственной деятельности.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Методологические подходы к управлению приносящей доход деятельностью бюджетных и автономных учреждений (Ловидова А.Г.)

Дата размещения статьи: 01.07.2015

Реформирование сети государственных и муниципальных учреждений продолжается несколько лет, и за это время уже в значительной степени стали понятными особенности, касающиеся финансирования расходов на оказание услуг. Однако для бюджетных и автономных учреждений по-прежнему остаются не до конца ясными механизмы управления приносящей доход деятельностью. Какие действия в этом плане могут предпринять учредитель, а также само учреждение?

В силу основных принципов Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в использовании получаемых ими средств от приносящей доход деятельности (при условии уплаты в бюджет предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов). Такие учреждения не обязаны представлять вышестоящим органам (учредителям) бухгалтерскую отчетность, установленную для администраторов доходов бюджетов.
———————————
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

[3]

Вместе с тем, являясь учредителями таких учреждений, вышестоящие органы исполнительной власти заинтересованы в организации контроля и за финансово-хозяйственной деятельностью созданных ими учреждений в целом, и за полнотой и своевременностью получения ими денежных средств от осуществления приносящей доход деятельности в частности.

Читайте так же:  Рассмотрение протокола об административном правонарушении в суде

Контроль со стороны учредителя

Распоряжение доходами бюджетных и автономных учреждений

Внебюджетные средства бюджетных организаций

Поступления средств от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (так называемых внебюджетных средств) – вид доходов, не впервые применяющийся в практике деятельности бюджетного учреждения.

В начале XX века внебюджетные средства, которые в то время назывались «специальными», составляли существенную часть финансовых поступлений российских университетов. Основным их источником считалась плата за обучение, а расходование этих средств регламентировалось соответствующими сметами. Они направлялись на содержание высших учебных заведений, выплату гонораров профессорам.

В 1923 году Народным комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции была издана инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, согласно которой бюджетные учреждения могли иметь «специальные средства» (доходы от взимания платы за обучение, от продажи архивной макулатуры, от аренды, от выполнения научно-исследовательских работ, отчисления в размере 60% сумм, поступивших от реализации государственных фондов по музейным учреждениям), учитываемые на отдельных счетах.
В бухгалтерском учете бюджетных учреждений применялся сметный метод, когда на балансовых счетах помимо сумм поступивших доходов и произведенных расходов отражались суммы назначений.

Дополнительно на основании постановления Совета Министров РСФСР от 28.07.1967 N 559 Министерство финансов РСФСР разработало инструкцию от 04.09.1967 N 01/673 о специальных средствах учреждений, состоящих на бюджете РСФСР.
В соответствии с Инструкцией специальными средствами учреждений, состоящих на республиканском бюджете РСФСР, республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах, являются суммы, образующиеся из доходов бюджетных учреждений, определяемых постановлениями Совета Министров РСФСР.

[1]

Инструкцией регламентировался порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения смет по специальным средствам. Сметы доходов и расходов по каждому виду специальных средств составлялись бюджетными учреждениями одновременно со сметами доходов и расходов по бюджету на предстоящий год.
Передвижение сметных назначений из сметы одного вида специальных средств, где доходы не могут быть использованы, в смету другого вида не допускались.

Превышение доходов над расходами предусматривалось полностью или частично к взносу в доход соответствующего бюджета, за исключением случаев, когда по решениям Правительства СССР или Правительства РСФСР превышение доходов над расходами оставалось в распоряжении учреждения.

Специальные средства бюджетных учреждений хранились на текущих счетах в учреждениях Госбанка СССР. Для всех видов специальных средств учреждению открывался один текущий счет.
В 1981 году Министерством финансов СССР утверждена Инструкция N 120 «О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним».

Проведенный анализ исторического развития учета внебюджетных средств бюджетных учреждений в России позволяет сделать вывод: приносящая доход деятельность учреждений является одним из наиболее динамично развивающихся источников при формировании доходов бюджетов.

Опальская А.Л., Опальский А.Ю. Предпринимательская деятельность бюджетного учреждения: учет и налогообложение. – «Налоговый вестник», 2010 г.

Виды внебюджетных источников доходов бюджетных учреждений, порядок их образования и исполнения. Выявление причин отклонений от утвержденных сумм.

Финансирование высших учебных заведений осуществляется как за счет средств бюджета, так и за счет внебюджетных средств, которые создаются путем осуществления хозрасчетной деятельности, оказания платных услуг. Значение анализа внебюджетных средств определяется тем, что с его помощью осуществляется контроль за правильностью их образования, расходования, а также изыскиваются резервы по укреплению материально-технической базы учреждения и дополнительных финансовых ресурсов.

Задачи анализа исполнения смет по внебюджетным средствам:

оценка исполнения сметных назначений по всем видам внебюджетных средств;

оценка выполнения плана по основным показателям каждого вида внебюджетных средств;

расчет влияния факторов на отклонения по основным результативным показателям (объем продукции, прибыль, себестоимость и т.д.);

разработка мероприятий по устранению выявленных в результате анализа недостатков и мероприятий по изысканию источников образования и эффективного использования внебюджетных средств;

контроль правильности образования доходной и расходной части сметы, проверка своевременности и полноты начисления и перечисления налогов в государственный бюджет.

Источниками информации для анализа внебюджетных средств являются: отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам (форма № 0503137), как индивидуальный (по каждому виду внебюджетных источников), так и сводный (в целом по всем внебюджетным средствам, которые имеются в организации); отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по каждому виду внебюджетных средств; данные бухгалтерского учета, ревизий и проверок.

Анализ внебюджетных средств

В условиях развития рыночных отношений и сокращения дефицита бюджета бюджетные учреждения вынуждены вести поиск дополнительных источников доходов за счет оказания платных услуг по основной деятельности (обучение, переподготовка, повышение квалификации и т.п.).

Объектами анализа внебюджетных средств в системе образования являются следующие показатели:

доходы и расходы по видам деятельности и в разрезе структурных подразделений учреждения, их состав, структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом (сметой);

расходы по видам деятельности в разрезе КБК, их структура и динамика за анализируемый период по сравнению с планом (сметой);

соотношение доходов и расходов от деятельности, приносящее доход.

Основными источниками информации для анализа формирования и использования внебюджетных средств являются следующие документы: смета доходов и расходов по средствам от приносящей доход деятельности, отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам — форма № 0503137.

Читайте так же:  Правила безопасности производств хлора и хлорсодержащих сред

Начинать анализ внебюджетных средств целесообразно с оценки их роли в общем объеме финансирования деятельности БУ. Для этого сравнивают величину средств, выделенных из бюджета (Отчет об исполнении сметы расходов, форма № 0503137) и доходы, полученные по внебюджетным источникам (Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам, форма 05030137).

Определить удельный вес внебюджетных средств БУ в общей сумме денежных средств, направляемых на покрытие расходов учреждения. На следующем этапе анализа изучают состав, структуру и динамику доходов и расходов по видам деятельности и в разрезе структурных подразделений учреждения. Для этого используют информацию Сметы доходов и расходов по каждому виду внебюджетных средств, Сводной сметы по внебюджетным источникам, а также Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам.

Смета по деятельности, приносящей доход, может корректироваться в течение финансового года. Важное значение для оценки финансирования БУ имеют данные об абсолютном отклонении первоначальных плановых доходов и расходов от фактических.

Большой интерес представляет изучение соотношения доходов и расходов по каждому внебюджетному источнику. Такого рода анализ позволяет выявлять наиболее рентабельные структурные подразделения и виды внебюджетной деятельности учебного заведения.

Обращает на себя внимание изменение уровня расходов на рубль доходов по внебюджетным средствам БУ и определение причин таких изменений. Основными причинами этого было снижение рентабельности, В БУ в ряде случаев понижается рентабельность по тем видам деятельности, по которым происходит значительное увеличение объема доходов и расходов. Это может указывать как на отрицательные (низкое качество планирования доходов и расходов, неэффективное использование полученных средств), так и на положительные моменты в управлении деятельностью БУ (улучшение качества подготовки обучающихся, внедрение прогрессивных форм и методов работы, привлечение высококвалифицированных и дорогостоящих специалистов).

Вместе с тем произведение расчетов позволяет выявить случаи, когда росту доходов соответствует и рост рентабельности по отдельным видам деятельности. За счет данного фактора, а также за счет снижения уровня затрат на рубль доходов можно несколько компенсировать отрицательное влияние на общий уровень рентабельности деятельности БУ по другим видам внебюджетной деятельности.

Следующей задачей анализа является изучение расходов по внебюджетным средствам в разрезе КБК.

В структуре расходов, как и по бюджету в целом, необходимо определить удельный вес каждого вида расходов. Внебюджетные расходы планируются по меньшему числу статей (нет капитальных расходов, стипендий и т.п.), а такие подстатьи, как «Стипендии», в бюджетной смете оказывают значительное влияние на структуру расходов. Кроме того поступление средств по внебюджетным источникам (а значит, и расход) труднее запланировать, чем рассчитать показатели сметы, обеспечивающейся целевым бюджетным финансированием

Поступления средств от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (так называемых внебюджетных средств) – вид доходов, не впервые применяющийся в практике деятельности бюджетного учреждения. Приносящая доход деятельность учреждений является одним из наиболее динамично развивающихся источников при формировании доходов бюджетов.

В инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, ведущих учет по двойной и простой системам раздельно учитываются:

– операции по исполнению расходной сметы учреждения по бюджету;

– операции по исполнению расходной сметы по внебюджетным средствам;

К внебюджетным относятся средства, поступающие в распоряжение бюджетного учреждения не из бюджета:

– специальные средства (арендная и квартирная плата за пользование домами и общежитиями, плата за услуги, оказываемые населению);

– суммы по поручениям;

Специальные средства являются дополнительным источником финансирования и могут быть использованы в соответствии с утвержденной сметой на определенные цели.

Кроме того, в инструкции по бухгалтерскому учёту рассматриваются другие внебюджетные средства бюджетных учреждений, не входящие в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм, в частности:

– плата за содержание детей в дошкольных учреждениях;

– средства, образующие фонд всеобщего обязательного обучения в общеобразовательных школах для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся;

– средства, поступающие на питание детей в школах с продленным днем в интернатах при школах;

– плата за пользование общежитиями при высших и средних специальных учебных заведениях;

Инструкцией регламентируется порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения смет по специальным средствам. Сметы доходов и расходов по каждому виду специальных средств составляются бюджетными учреждениями одновременно со сметами доходов и расходов по бюджету на предстоящий год.

Передвижение сметных назначений из сметы одного вида специальных средств, где доходы не могут быть использованы, в смету другого вида не допускаются.

Видео (кликните для воспроизведения).

Превышение доходов над расходами предусматривалось полностью или частично к взносу в доход соответствующего бюджета.

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.

  2. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.

  3. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.
  4. Наумов, С.Г. Доверенность: часто задаваемые вопросы, образцы документов; М.: Юрайт, 2011. — 169 c.
  5. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
  6. Средства от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here