Проверка исполнения трудового законодательства прокуратурой

Информационная статья на тему: "Проверка исполнения трудового законодательства прокуратурой" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Проверки исполнения законодательства об оплате труда

(«Законность», 2006, N 7)

ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА

Т. Воеводина, Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

Законом о прокуратуре на ее органы возложен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26).

Конституция РФ (ст. 37) гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Однако проверки органов прокуратуры РФ в хозяйствующих субъектах показали, что почти 62% всех нарушений в социальной сфере составляют нарушения законодательства о труде, в том числе нарушения законодательства об оплате труда. В числе основных причин задолженности по заработной плате — отсутствие у организаций собственных средств; недостаточное финансирование из региональных и местных бюджетов; принятие незаконных правовых актов органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления; направление целевых бюджетных средств на иные цели; невыполнение доходной части местных бюджетов, принимаемых с предельным дефицитом; погашение за счет текущего финансирования долгов прошлых лет; бездействие руководителей предприятий, не принимающих мер для погашения дебиторской задолженности; перечисление руководителями организаций денежных средств сторонним коммерческим структурам.

Прокуроры на местах еще недостаточно последовательно отстаивают нарушенные трудовые права граждан, не всегда анализируют причины и обстоятельства, способствующие образованию задолженности по заработной плате. Генеральная прокуратура РФ обязывает прокуроров рассматривать надзор за исполнением трудового законодательства как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры, активнее использовать свои полномочия для защиты трудовых прав граждан. Устранению нарушений законов в этой сфере способствуют систематические прокурорские проверки. Основу методики прокурорской проверки исполнения требований законодательства об оплате труда составляет структура прокурорской проверки, которая включает в себя три этапа: подготовительный, проверочный и аналитический.

На подготовительном этапе прокурор должен:

— в целях определения объектов прокурорской проверки проанализировать поступившую в органы прокуратуры информацию о нарушении трудового законодательства, нарушении трудовых прав работников за определенный период. Такая информация может поступить из различных источников: из заявлений, жалоб, обращений граждан, юридических лиц, сообщений средств массовой информации, материалов уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел, из анализа статистических данных, информации Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюзов и др.;

— для выявления фактов задержек выплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев на предприятиях, находящихся в сфере надзорной деятельности прокуратуры, проанализировать статистические данные, затребованные из органов государственного наблюдения, Федеральной инспекции труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, службы судебных приставов, правовой инспекции профсоюзов, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов Федеральной налоговой службы, органов местного самоуправления;

— изучить практику прокурорского надзора, обобщенную в информационных письмах, аналитических обзорах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации;

— проанализировать результаты предыдущих прокурорских проверок исполнения действующего законодательства об оплате труда для контроля за их исполнением;

— в каждом случае рассмотреть вопрос о привлечении к участию в прокурорской проверке ревизоров Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), специалистов Федерального казначейства, Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюза, службы по урегулированию коллективных трудовых споров;

— выяснить в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, проводилась ли финансовая ревизия в организации, каковы ее результаты.

[3]

В территориальных органах Федерального казначейства Министерства финансов РФ, где открыты лицевые счета получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, следует затребовать информацию о произведенных операциях по обеспечению наличными деньгами получателей бюджетных средств, а также о произведенных операциях по взносу ими наличных денег на счета органов федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ.

В органах федерального казначейства прокурору следует ознакомиться с документами учета, затребовать копии этих документов либо выписок из них. Если к проверке привлечен сотрудник Федерального казначейства, необходимо поручить ему проверить законность произведенных операций и подготовить копии документов, подтверждающих произведенные операции.

С целью установления юридического адреса организации, сведений об учредителях организации, о доходах организации, о фактах нарушения законодательства о налогах и сборах запрашиваются сведения из территориальных органов Федеральной налоговой службы, где ведутся Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков. Из этих органов потребуются копии учредительных документов организации, копия последнего балансового отчета, копия акта последней налоговой проверки, сведения о доходах налогоплательщика, информация о наличии в арбитражном суде дела о банкротстве организации.

На втором этапе прокурор осуществляет непосредственно саму проверку, которая может быть проведена им с выходом на проверяемый объект либо без этого.

В тех случаях, когда прокурор ограничен в сроках проведения проверки, он осуществляет необходимые проверочные действия в процессе рассмотрения, изучения документов, материалов, затребованных им из перечисленных органов и проверяемой организации (предприятия). При этом следует помнить, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» не составляют коммерческую тайну сведения: о численности, о составе работников, о системе оплаты труда; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размере и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников.

Читайте так же:  Штраф за несвоевременную регистрацию иностранных граждан

Прокурор в письменном запросе на имя руководителя организации требует предоставить ему к определенному сроку необходимую информацию по фактам невыплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев, а также документы, подтверждающие запрашиваемую информацию. В запросе должны быть поставлены вопросы о сумме общей задолженности по заработной плате работникам организации (сведения бухгалтерии, финансовой службы); о размере долга по заработной плате работникам организации (каждому в отдельности с представлением пофамильного списка работников); о представлении письменной информации с объяснением причин невыплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев.

Следует затребовать коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение о комиссии по трудовым спорам, действующие в организации, которым необходимо дать правовую оценку.

В ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего оплату труда, прокурору следует рассмотреть вопросы:

— соблюдения работодателем требований ст. 136 ТК в части определения в коллективном, трудовом договоре, в правилах внутреннего трудового распорядка места и сроков выплаты заработной платы;

— определения в коллективном или трудовом договоре материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК;

— соблюдения требований ст. 131 ТК в части определения в коллективном или трудовом договоре возможности выплаты работнику заработной платы в неденежной форме в размере, установленном этой статьей, по письменному заявлению работника;

— есть ли факты неначисления заработной платы работникам организации в виде компенсации за нарушение работодателем срока выплаты заработной платы в размере, установленном ст. 236 ТК и определенном коллективным, трудовым договором;

— были ли на банковских счетах организации денежные средства в период образования задолженности по заработной плате. Если денежные средства в указанный период были, то каким образом они расходовались. Если денежных средств на банковских счетах организации не было, то по какой причине, какие меры по погашению образовавшейся задолженности по заработной плате предпринимало руководство организации.

На третьем (заключительном) этапе прокурор анализирует результаты проверки. Если в проверке участвовали ревизоры Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), специалисты Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюзов, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, прокурор изучает представленные этими специалистами результаты проверки, а также принятые ими меры реагирования. Рассматривает вопрос о необходимости получения дополнительных письменных объяснений работников, должностных лиц, руководителя организации для устранения возникших сомнений о виновности (невиновности) руководителя организации. С целью определения размера вины руководителя организации рассматривает вопрос о необходимости затребования дополнительной информации из проверяемой организации, из финансовых органов, банков. Принимает решение о мерах прокурорского реагирования на выявленные правонарушения.

Прокурорский надзор должен носить упреждающий характер. Сначала прокурор предупреждает должностное лицо или возбуждает в отношении его административное производство за нарушение законодательства о труде в соответствии со ст. 5.27 КоАП, а затем решает вопрос о привлечении руководителя предприятия, учреждения или организации к уголовной ответственности в соответствии со ст. 145.1 УК.

Для повышения эффективности надзора за соблюдением законодательства об оплате труда органам прокуратуры следует систематически запрашивать у исполнительных органов государственной власти субъекта РФ информацию о задолженности по заработной плате в организациях (предприятиях). Вопрос о невыплате заработной платы работникам организаций рассматривать на оперативных совещаниях при территориальном прокуроре. Проводить контрольные проверки соблюдения трудового законодательства в организациях, к руководителям которых применялись меры административного воздействия по фактам невыплаты зарплаты. Проводить проверки в организациях, проходящих процедуру банкротства, где не принимаются меры для погашения задолженности по заработной плате, проверять правомерность действий арбитражных управляющих. В ходе проверок районных подразделений службы судебных приставов следует обращать внимание на исполнение судебными приставами-исполнителями судебных постановлений о взыскании заработной платы.

Деятельность прокуроров необходимо активизировать в части предъявления в суды заявлений в интересах граждан о выдаче судебных приказов о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.

Важная составляющая в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего оплату труда, — взаимодействие структурного подразделения прокуратуры, осуществляющего надзор за исполнением федерального законодательства, со структурным подразделением, обеспечивающим участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессах.

Проверки исполнения законодательства об оплате труда

(«Законность», 2006, N 7)

ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА

Т. Воеводина, Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

Законом о прокуратуре на ее органы возложен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26).

Конституция РФ (ст. 37) гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Однако проверки органов прокуратуры РФ в хозяйствующих субъектах показали, что почти 62% всех нарушений в социальной сфере составляют нарушения законодательства о труде, в том числе нарушения законодательства об оплате труда. В числе основных причин задолженности по заработной плате — отсутствие у организаций собственных средств; недостаточное финансирование из региональных и местных бюджетов; принятие незаконных правовых актов органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления; направление целевых бюджетных средств на иные цели; невыполнение доходной части местных бюджетов, принимаемых с предельным дефицитом; погашение за счет текущего финансирования долгов прошлых лет; бездействие руководителей предприятий, не принимающих мер для погашения дебиторской задолженности; перечисление руководителями организаций денежных средств сторонним коммерческим структурам.

Прокуроры на местах еще недостаточно последовательно отстаивают нарушенные трудовые права граждан, не всегда анализируют причины и обстоятельства, способствующие образованию задолженности по заработной плате. Генеральная прокуратура РФ обязывает прокуроров рассматривать надзор за исполнением трудового законодательства как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры, активнее использовать свои полномочия для защиты трудовых прав граждан. Устранению нарушений законов в этой сфере способствуют систематические прокурорские проверки. Основу методики прокурорской проверки исполнения требований законодательства об оплате труда составляет структура прокурорской проверки, которая включает в себя три этапа: подготовительный, проверочный и аналитический.

Читайте так же:  Разъяснение законодательства о противодействии коррупции

На подготовительном этапе прокурор должен:

— в целях определения объектов прокурорской проверки проанализировать поступившую в органы прокуратуры информацию о нарушении трудового законодательства, нарушении трудовых прав работников за определенный период. Такая информация может поступить из различных источников: из заявлений, жалоб, обращений граждан, юридических лиц, сообщений средств массовой информации, материалов уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел, из анализа статистических данных, информации Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюзов и др.;

— для выявления фактов задержек выплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев на предприятиях, находящихся в сфере надзорной деятельности прокуратуры, проанализировать статистические данные, затребованные из органов государственного наблюдения, Федеральной инспекции труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, службы судебных приставов, правовой инспекции профсоюзов, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов Федеральной налоговой службы, органов местного самоуправления;

— изучить практику прокурорского надзора, обобщенную в информационных письмах, аналитических обзорах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации;

— проанализировать результаты предыдущих прокурорских проверок исполнения действующего законодательства об оплате труда для контроля за их исполнением;

— в каждом случае рассмотреть вопрос о привлечении к участию в прокурорской проверке ревизоров Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), специалистов Федерального казначейства, Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюза, службы по урегулированию коллективных трудовых споров;

— выяснить в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, проводилась ли финансовая ревизия в организации, каковы ее результаты.

В территориальных органах Федерального казначейства Министерства финансов РФ, где открыты лицевые счета получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, следует затребовать информацию о произведенных операциях по обеспечению наличными деньгами получателей бюджетных средств, а также о произведенных операциях по взносу ими наличных денег на счета органов федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ.

В органах федерального казначейства прокурору следует ознакомиться с документами учета, затребовать копии этих документов либо выписок из них. Если к проверке привлечен сотрудник Федерального казначейства, необходимо поручить ему проверить законность произведенных операций и подготовить копии документов, подтверждающих произведенные операции.

С целью установления юридического адреса организации, сведений об учредителях организации, о доходах организации, о фактах нарушения законодательства о налогах и сборах запрашиваются сведения из территориальных органов Федеральной налоговой службы, где ведутся Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков. Из этих органов потребуются копии учредительных документов организации, копия последнего балансового отчета, копия акта последней налоговой проверки, сведения о доходах налогоплательщика, информация о наличии в арбитражном суде дела о банкротстве организации.

На втором этапе прокурор осуществляет непосредственно саму проверку, которая может быть проведена им с выходом на проверяемый объект либо без этого.

В тех случаях, когда прокурор ограничен в сроках проведения проверки, он осуществляет необходимые проверочные действия в процессе рассмотрения, изучения документов, материалов, затребованных им из перечисленных органов и проверяемой организации (предприятия). При этом следует помнить, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» не составляют коммерческую тайну сведения: о численности, о составе работников, о системе оплаты труда; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размере и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников.

[2]

Прокурор в письменном запросе на имя руководителя организации требует предоставить ему к определенному сроку необходимую информацию по фактам невыплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев, а также документы, подтверждающие запрашиваемую информацию. В запросе должны быть поставлены вопросы о сумме общей задолженности по заработной плате работникам организации (сведения бухгалтерии, финансовой службы); о размере долга по заработной плате работникам организации (каждому в отдельности с представлением пофамильного списка работников); о представлении письменной информации с объяснением причин невыплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев.

Следует затребовать коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение о комиссии по трудовым спорам, действующие в организации, которым необходимо дать правовую оценку.

В ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего оплату труда, прокурору следует рассмотреть вопросы:

— соблюдения работодателем требований ст. 136 ТК в части определения в коллективном, трудовом договоре, в правилах внутреннего трудового распорядка места и сроков выплаты заработной платы;

— определения в коллективном или трудовом договоре материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК;

— соблюдения требований ст. 131 ТК в части определения в коллективном или трудовом договоре возможности выплаты работнику заработной платы в неденежной форме в размере, установленном этой статьей, по письменному заявлению работника;

— есть ли факты неначисления заработной платы работникам организации в виде компенсации за нарушение работодателем срока выплаты заработной платы в размере, установленном ст. 236 ТК и определенном коллективным, трудовым договором;

— были ли на банковских счетах организации денежные средства в период образования задолженности по заработной плате. Если денежные средства в указанный период были, то каким образом они расходовались. Если денежных средств на банковских счетах организации не было, то по какой причине, какие меры по погашению образовавшейся задолженности по заработной плате предпринимало руководство организации.

Читайте так же:  Сотрудникам гибдд не смогут останавливать водителей ночью

На третьем (заключительном) этапе прокурор анализирует результаты проверки. Если в проверке участвовали ревизоры Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), специалисты Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюзов, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, прокурор изучает представленные этими специалистами результаты проверки, а также принятые ими меры реагирования. Рассматривает вопрос о необходимости получения дополнительных письменных объяснений работников, должностных лиц, руководителя организации для устранения возникших сомнений о виновности (невиновности) руководителя организации. С целью определения размера вины руководителя организации рассматривает вопрос о необходимости затребования дополнительной информации из проверяемой организации, из финансовых органов, банков. Принимает решение о мерах прокурорского реагирования на выявленные правонарушения.

Прокурорский надзор должен носить упреждающий характер. Сначала прокурор предупреждает должностное лицо или возбуждает в отношении его административное производство за нарушение законодательства о труде в соответствии со ст. 5.27 КоАП, а затем решает вопрос о привлечении руководителя предприятия, учреждения или организации к уголовной ответственности в соответствии со ст. 145.1 УК.

Для повышения эффективности надзора за соблюдением законодательства об оплате труда органам прокуратуры следует систематически запрашивать у исполнительных органов государственной власти субъекта РФ информацию о задолженности по заработной плате в организациях (предприятиях). Вопрос о невыплате заработной платы работникам организаций рассматривать на оперативных совещаниях при территориальном прокуроре. Проводить контрольные проверки соблюдения трудового законодательства в организациях, к руководителям которых применялись меры административного воздействия по фактам невыплаты зарплаты. Проводить проверки в организациях, проходящих процедуру банкротства, где не принимаются меры для погашения задолженности по заработной плате, проверять правомерность действий арбитражных управляющих. В ходе проверок районных подразделений службы судебных приставов следует обращать внимание на исполнение судебными приставами-исполнителями судебных постановлений о взыскании заработной платы.

Деятельность прокуроров необходимо активизировать в части предъявления в суды заявлений в интересах граждан о выдаче судебных приказов о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.

Важная составляющая в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего оплату труда, — взаимодействие структурного подразделения прокуратуры, осуществляющего надзор за исполнением федерального законодательства, со структурным подразделением, обеспечивающим участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессах.

Прокуратура выявила в Вольске нарушения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних

Вольской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства в части соблюдения прав несовершеннолетних работников на полную и своевременную оплату труда и безопасные условия труда в деятельности муниципального учреждения «Отдела по материально-техническому обслуживанию учреждений культуры и кино Вольского муниципального района».

Установлено, что в указанной организации трудоустройство несовершеннолетних было осуществлено в летний период, однако вводный и первичный инструктажи с несовершеннолетними не проводились, в нарушение требований законодательства без обязательного предварительного медицинского осмотра были приняты и фактически допущены к работе 4 несовершеннолетних.

Кроме того, трудовые книжки несовершеннолетним работникам в день увольнения не выдавались, заработная плата выплачивалась с нарушением сроков.

Видео (кликните для воспроизведения).

По результатам проверки межрайонной прокуратурой в адрес главы Вольского муниципального района внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений и недопущении их впредь, которое рассмотрено, нарушения устранены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Также по итогам проверки возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 ч.1, ст. 5.27 ч.6, ст. 5.27.1 ч.1, ст. 5.27.1 ч. КоаП РФ, по результатам рассмотрения которых виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа и предупреждений.

Чтобы всегда быть в курсе событий, подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Читайте нас в Яндекс. Новостях и не пропустите самое важное в наших Google Новостях.

Комментарии, противоречащие моральным и этическим нормам, содержащие грубые выражения, оскорбляющие личность, нарушающие законодательство РФ
и содержащие ссылки на сторонние ресурсы, будут удаляться!

Прокурорская проверка: боевая готовность № 1

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

специально для ГАРАНТ.РУ

Прокуратура – это орган, осуществляющий надзор за соблюдением законов во всех сферах общественной жизни. Прокуратора имеет самые обширные полномочия среди всех представителей власти, не считая правоохранительных органов. Поэтому если тот или иной госорган хочет проверить предпринимателя, он нередко действует в тандеме с прокуратурой, дабы задействовать широкий спектр ее полномочий в своих целях.

Прокуратура также может прийти к предпринимателю по своей инициативе в случае плановой проверки или проводя проверку по жалобе гражданина или иного лица.

Первые проводятся, если в прокуратуре запланировано, к примеру, на апрель проверить соблюдение предпринимателями трудового законодательства, а на май – деятельность предприятий строительной отрасли.

Кроме того, прокуратура уполномочена формировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых различными государственными надзорными органами.

Перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение проверки в текущем году, является публичным. Проверить информацию относительно своей организации можно в соответствующем сервисе на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

Напомню, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Что касается внеплановых проверок, то жалоба может поступить от вашего конкурента, недовольного потребителя или иного недоброжелателя.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году 66% проверок носили именно внеплановый характер.

Если на пороге вашей организации появилось лицо с прокурорским служебным удостоверением, будет полезно знать следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет право:

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения любых коммерческих и некоммерческих организаций;
  • требовать от руководителей и сотрудников организаций представления документов, материалов и иных данных;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • требовать проведения ревизий деятельности подконтрольных организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законодательства;
  • инициировать привлечение лиц, виновных в нарушении закона, к административной и уголовной ответственности (если прокурор выявит нарушения, не относящиеся к предмету проверки, к примеру, налоговые, он обязан уведомить о них налоговую инспекцию, которая в свою очередь предпримет свои меры реагирования).
Читайте так же:  Разрешение на строительство магазина на арендованном участке

Прокурор не имеет права:

  • вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организации;
  • истребовать излишние материалы, документы и сведения, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место;
  • возлагать на организации обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы.

Предприниматель (руководитель организации) обязан:

  • безусловно исполнить требования прокурора в установленный им срок;
  • безвозмездно предоставить всю требуемую прокурором информацию (справки, документы и их копии).

Последствия неподчинения требованиям прокурора

Умышленное невыполнение требований прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 17.7 КоАП РФ).

Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 2 ст. 294 УК РФ).

Краткий порядок действий при появлении прокурора (его заместителя или помощника) в вашем офисе

Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал юридическое сопровождение проводимой проверки.

Попросите должностное лицо органа прокуратуры предъявить служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки, предъявить письменный документ, подтверждающий основания проведения проверки. В случае отказа в предъявлении подтверждающего проверку документа, официально запросите этот документ у прокуратуры, ведь согласно Приказу Генпрокуратуры России от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорский надзор осуществляется гласно, что означает, что вам должна быть доступна вся информация, касающейся вашей проверки. Подобные запросы прокуратура рассматривает в течение 15 дней. После получения запрошенного документа на нем можно основывать те или иные жалобы на действия прокурора.

Желательно организовать видео- или аудио-запись процесса прокурорской проверки.

Если прокурор требует представления документов, не относящихся к предмету проверки, вы можете предоставить эти документы, и в последствии обжаловать неправомерные действия прокурора через суд, либо отказать в предоставлении указанных документов, и в случае возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, доказывать неправомерность требований прокурора в суде. Если суд установит факт существования нарушения со стороны прокурора, решение суда можно будет впоследствии использовать в другом судебном процессе, например при обжаловании представления прокурора.

Если прокурор обращается к вам с абстрактным требованием представления «всех документов», вы можете отказать в нем до получения конкретного перечня требуемых для проверки документов, зафиксировав ваш отказ в письменной форме с обоснованием причин и уведомлением о готовности предоставить документы после определения конкретного круга, либо как в предыдущем случае, вы можете удовлетворить требования прокурора и далее подготовить жалобу на его незаконные действия.

Давать прокурору объяснения по обстоятельствам, относящимся к предмету проверки, лучше после консультации с юристом.

Передавайте документы прокурору только по описи.

В случае невозможности представления запрашиваемых документов письменно проинформируйте прокурора о причинах, препятствующих исполнить его требования, и сроках, в которые документы могут быть вами предоставлены.

Если до вас не дошли результаты проверки, воспользуйтесь своим правом – обратитесь в прокуратуру с заявлением об ознакомлении с материалами проверки.

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы согласны с выявленными им нарушениями, устраните их в указанный в представлении срок, обязательно уведомив об этом событии прокурора в течение 30 календарных дней.

Если прокурор вынес в ваш адрес представление или предостережение, и вы не согласны с выявленными им нарушениями, вы можете обратиться с жалобой в суд. Срок на обжалование составляет три месяца со дня, когда проверяемому стало известно о нарушении его прав. Можно попробовать обжаловать представление вышестоящему прокурору, но в этом случае существует риск пропустить срок на обращение в суд, поэтому лучше сразу обращаться в органы судебной власти.

Заявление о предоставлении проверяемому лицу перечня документов для проведения прокурорской проверки

Заявление об отсрочке представления документов по требованию прокуратуры

По данным Генпрокуратуры РФ в 2015 году в прокуратуру поступило 4 412 370 жалоб, в ходе прокурорских проверок выявлено 5 141 906 случаев нарушений закона, из них 1 171 530 нарушений в сфере экономики. К дисциплинарной ответственности за нарушение закона в экономической сфере привлечено 163 692 лица, к административной ответственности – 55 839 лиц, возбуждено 7800 уголовных дел. Следование приведенным в статье инструкциям поможет вам не попасть в статистику органов прокуратуры.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой Роспотребнадзором, и рассмотрю наиболее уязвимые места предпринимателей в части соблюдения требований законодательства в области защиты прав потребителей, продажи товаров, санитарии и эпидемиологии.

Прокуратура провела проверку трудового законодательства

Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства в ООО «Компания Белый медведь Москва», расположенного по адресу: г. Москва, Сигнальный проезд, д. 35

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Читайте так же:  Функции и задачи руководителя структурного подразделения

В нарушение пп. 6 ч. 2 ст. 22, ч. 6 ст. 136 ТК РФ в ООО «Компания «Белый медведь-97 г. Москва» сотруднику заработная плата выплачивалась с нарушением сроков: без аванса, единовременно, заработная плата за октябрь 2014 года выплачена в феврале 2015 года.

Кроме того в нарушение ст. 236 ТК РФ Белянской А.П. не выплачены проценты за задержку выплаты заработной платы.

Данные нарушения трудового законодательства стали возможны из-за формального отношения к своим должностным обязанностям ответственных сотрудников и недостаточного контроля со стороны руководства, что в своей совокупности повлекло нарушение трудовых прав работников организации.

По результатам проведенной проверки руководителю организации внесено представление об устранении нарушений закона.

Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства в ООО «Нью Брендс», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Стандартная, д.4, стр.1.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Однако, в нарушение указанной статьи в организации отсутствуют документы, подтверждающие выплату сотруднику заработной платы за декабрь 2014 года.

Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

В нарушение данной статьи в организации отсутствуют документы, подтверждающие выплату сотруднику денежных средств, причитающихся при увольнении.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Однако в нарушение данной статьи сотруднику не выплачены проценты за задержку выплаты заработной платы за декабрь 2014 года, произведения расчета при увольнении.

В соответствии с ч. 4 ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Учет рабочего времени, отработанного сотрудником по трудовому договору работодателем не велся.

Согласно ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

В нарушение данных статей при заключенном трудовом договоре приказ о приеме на работу и об увольнении сотрудника работодателем не издавался.

По результатам проведенной проверки руководителю организации внесено представление об устранении нарушений закона.

Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства в ООО ЧОП «Монолит», расположенного по адресу: г. Москва, Березовая аллея, д.7 Б.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Однако, в нарушение указанной статьи в организации отсутствуют документы, подтверждающие выплату сотрудникам заработной платы за февраль 2015 года.

Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

В нарушение данной статьи в организации отсутствуют документы, подтверждающие выплату сотрудникам денежных средств, причитающихся сотрудникам при увольнении.

В соответствии с ч. 4 ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Учет рабочего времени, отработанного сотрудниками в организации по трудовому договору работодателем не велся.

Кроме того в нарушение ст.ст. 22, 136 ТК РФ в правилах внутреннего трудового распорядка ООО ЧОП «Монолит» установлено отсутствие дней выплаты заработной платы сотрудникам, отсутствие установленных ТК РФ 6 и 8 января как нерабочих праздничных дней.

По результатам проведенной проверки руководителю организации внесено представление об устранении нарушений закона, а также принесен протест на правила внутреннего трудового распорядка организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источники


  1. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.

  2. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.

  3. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.
  4. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
  5. Евецкий, А.А. О юридических лицах / А.А. Евецкий. — М.: ООО PDF паблик, 2009. — 879 c.
  6. Проверка исполнения трудового законодательства прокуратурой
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here