Проверка индивидуального предпринимателя налоговой инспекцией

Информационная статья на тему: "Проверка индивидуального предпринимателя налоговой инспекцией" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Прекращение регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Каков порядок прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя? Дать ответ на этот вопрос мы попросили экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Котыло Игоря и Кузьмину Анну.

Согласно п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация, при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (далее – ИП) в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности, осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

  • подписанного заявителем заявления по форме N Р26001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439;
  • документа об уплате государственной пошлины.
  • документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом о регистрации.

Необходимо учитывать, что в силу п. 9 ст. 243 НК РФ либо п. 8 ст. 244 НК РФ в случае прекращения деятельности в качестве ИП до конца налогового периода налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно.

В соответствии же с п. 24 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27 (далее – Порядок), в случае увольнения работников (а при прекращении ИП деятельности трудовые договоры с работниками расторгаются по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и окончания срока действия гражданско-правовых договоров, заключенных ИП с другими физическими лицами (что также происходит при прекращении предпринимательской деятельности), предприниматель снимается с учета в качестве страхователя в органах ФСС РФ. Обязательное условие для снятия с учета – отсутствие задолженности по обязательным платежам в ФСС РФ.

ИП снимается с учета на основании заявления, направляемого в региональное отделение ФСС РФ (его филиал). К заявлению о снятии с учета прилагаются:

  • первый экземпляр извещения о регистрации в качестве страхователя;
  • заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ наступление обстоятельств, являющихся причиной снятия с учета (п. 25 Порядка).

[2]

Необходимо отметить, что согласно п. 26 Порядка до принятия решения о снятии страхователя с учета региональное отделение Фонда:

  • проводит, при необходимости, выездную проверку страхователя;
  • в установленном порядке принимает меры по взысканию (погашению) задолженности страхователя в соответствии с законодательством РФ.

В отношении необходимости публикации в СМИ сообщения о прекращении физическим лицом деятельности ИП следует отметить, что ни ГК РФ, ни Законом о регистрации в этом случае не предусмотрена обязанность по размещению в средствах массовой информации соответствующего сообщения.

Такая обязанность, согласно ст. 60, ст. 63 ГК РФ, возложена исключительно на организации в случаях их ликвидации (реорганизации), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Также следует учитывать, что наличие у ИП задолженности по налогам не может являться для регистрирующего органа основанием для отказа в государственной регистрации прекращения индивидуальной деятельности (постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2007 N А38-2471-4/278-2006).

Согласно п. 8 ст. 22.3, п. 1 ст. 8 Закона о регистрации государственная регистрация, при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП, осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу п. 9 ст. 22.3 Закона о регистрации государственная регистрация физического лица в качестве ИП утрачивает силу в связи с принятием данным лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности после внесения об этом записи в ЕГРИП.

В соответствии с п.п. 6-12 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630, при внесении в государственный реестр записи о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП данной записи присваивается государственный регистрационный номер и указывается дата ее внесения, при этом основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение, принятое регистрирующим органом по представленным документам.

В отношении обязательности проведения выездной налоговой проверки налоговым органом при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП следует отметить, что по смыслу п. 11 ст. 89 НК РФ налоговому органу предоставлено право, а не обязанность проведения выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.

Обязанность налогового органа проводить выездную налоговую проверку при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.

В то же время следует отметить, что налоговые органы вправе производить камеральные и выездные налоговые проверки ИП после прекращения ими деятельности в качестве ИП.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь, Кузьмина Анна

• Регистрация • Внесение изменений • Ликвидация

Сайт использует
госсервисы:

Необходимая при заполнении форм информация:

Закрыть ИП с долгами можно!

Ранее закрытие ИП не производилось без погашения долгов и предоставления в налоговую справки из пенсионного фонда об отсутствии задолженности. Теперь, в случае если Вы не предоставите справку из ПФР, налоговая самостоятельно получит данные сведения путём межведомственного запроса в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в электронной форме (ст. 22.3 ФЗ N 129-ФЗ). Таким образом, непредоставление справки из ПФР при подаче заявления на закрытие ИП не является осованием для отказа в государственной регистрации. Однако, если имеется задолженность, то следует понимать, что она никуда не исчезнет, и после закрытия ИП будет числиться за Вами, как за физическим лицом.

Читайте так же:  Ходатайство об истребовании аудиозаписи судебного заседания

– Если у ИП были сотрудники, то перед подачей в налоговую заявления о прекращении деятельности ИП всё же необходимо обратиться в ПФР и ФСС для сдачи отчетности и уплаты взносов.

– Получить справку из ПФР и урегулировать вопросы задолженности по взносам можно в территориальном управлении Пенсионного фонда по месту жительства ИП. Адреса территориальных управлений можно уточнить на официальном сайте ПФР.

Давайте определимся, какие документы нам необходимо подать в налоговый орган, чтобы закрыть ИП:

1. Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р26001;

2. Квитанция на оплату госпошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Закрытие ИП 2019 пошаговая инструкция:

1. Скачиваем актуальный бланк заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя – форма Р26001 скачать в формате Excel и заполняем. В этом Вам поможет образец заполнения формы Р26001 2019 с пояснениями. Для просмотра образца и дальнейшей распечатки сформированной госпошлины Вам понадобится бесплатная программа для чтения PDF файлов, последнюю версию которой можно скачать с официального сайта Adobe Reader.

– В случае заполнения формы заявления вручную – заполнение осуществляется ручкой с чернилами черного цвета заглавными печатными буквами. Заполнение с использованием программного обеспечения должно выполняться заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов.

– Заверять свою подпись на заявлении у нотариуса при личной подаче документов на госрегистрацию закрытия ИП не нужно (ФЗ N 129-ФЗ, Глава III, ст.9, пкт.1.2, второй абзац).

– При личной подаче документов на госрегистрацию закрытия ИП подпись заявителя ставится только в присутствии налогового инспектора.


2. В формировании квитанции на оплату госпошлины Вам поможет сервис ФНС по уплате госпошлины, распечатываем и оплачиваем (160р) без комиссии в любом банке. Оплаченную квитанцию подкрепляем к верхнему краю листа заявления Р26001 простой скрепкой или степлером.

Данный сервис также позволяет воспользоваться услугой безналичной электронной оплаты. С 11 марта 2014г. вступил в силу Приказ Минфина России от 26.12.2013 N 139н из которого следует, что непредоставление документа об уплате государственной пошлины не является основанием для отказа в регистрации, запросить его налоговый орган может в информационной системе о государственных и муниципальных платежах самостоятельно. Таким образом Вы можете исключить поход в банк, оплатив госпошлину, например, через Qiwi кошелек.

Налоговые проверки ИП

Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Любой предприниматель, независимо от вида деятельности и размера бизнеса, сталкивается с налоговыми проверками. Несмотря на то, что в НК РФ для проверки ИП не предусмотрены отдельные процедуры, специфика бизнеса и применение льготных налоговых режимов подразумевают множество особенностей подготовки к визиту инспекторов.

Что и как проверяют инспекторы, за что штрафуют и как собственнику обезопасить свой бизнес в самых угрожающих условиях, читайте в нашей публикации.

Виды проверок предпринимателей

Действия сотрудников ИФНС нацелены прежде всего на увеличение поступающих в бюджет налогов, а соответственно, на повышение эффективности налоговых проверок. Поэтому главная задача индивидуального предпринимателя – предугадать и максимально уменьшить возможные убытки, которые влечет за собой налоговая проверка любого вида.

Камеральная проверка ИП

Камеральная проверка ИП – по сути регулярная процедура, которая осуществляется, как только предприниматель в очередной раз сдал отчетность. Главный интерес для инспекторов представляют соблюдение формы декларации, точность расчетов и подлинность указанных сведений. Не останутся без внимания налоговиков законность применения ставок, обоснованность льгот и др.

Если сотрудники ИФНС своевременно получат отчетность с корректными показателями, вряд ли они будут требовать пояснения и начислять штрафы.

Из-за минимальной неточности в декларации инспекция может запросить дополнительные документы по расходам или пояснения по исчислению налога. Письменные пояснения необходимо предоставить в течение 5 дней с момента получения требования или исправить ошибки и предоставить корректирующую декларацию. Очевидно, что за этот срок очень сложно успеть исправить ошибки или подготовить убедительные пояснения. Тем не менее, лучше отреагировать с опозданием, чем вовсе проигнорировать требования налоговиков.

В ответ на молчание инспекторы будут действовать по хорошо отработанному алгоритму: составят акт и примут решение о привлечении к ответственности, уплате недоимки, пеней и штрафов. Последствия бухгалтерского недочета нарастут как снежный ком, безопасность бизнеса окажется под угрозой. Поэтому не нужно отказываться от шанса исправить допущенные в декларации неточности. А еще лучше – сразу сдавать отчетность, к которой сотрудники инспекции не смогут придраться.

Специалисты 1С-WiseAdvice знают, на что именно обращают внимание сотрудники ИФНС в ходе камеральной проверки. Показатели для деклараций анализируются с учетом всех рисков и возможных потерь для бизнеса, наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений. Таким образом, у инспекторов не возникает претензий на камеральных проверках.

Выездная проверка ИП

Выездные проверки ИП – большая редкость, но именно по результатам визита инспекторов выписывается большинство штрафов.

Поскольку ИП на спецрежимах часто используются в группе компаний именно в целях сокращения налоговой нагрузки – о чем в ФНС прекрасно знают – интерес к предпринимателям со стороны налоговиков в последние годы повысился. Распространенные схемы снижения налогового бремени с участием ИП детально известны сотрудникам инспекций – они любыми способами стараются вычислить существующую взаимосвязь между организациями.

Если в ходе предпроверочного анализа инспекторам удастся ее установить, скорее всего, выездная проверка нагрянет к юрлицу, которое оптимизирует налоги с помощью ИП. Поэтому особое значение в бухгалтерии таких компаний приобретает грамотная налоговая оптимизация с использованием ИП.

Чтобы правильно адаптировать ИП в структуре бизнеса, не обойтись без услуг консалтинга. Специалисты 1C-WiseAdvice окажут всестороннюю экспертную поддержку и ответят на следующие вопросы:

  • Какой вид деятельности ИП подойдет конкретно под структуру вашего бизнеса?
  • На кого зарегистрировать ИП?
  • Какая система налогообложения будет выгодна конкретному ИП?

Формы выездных проверок ИП

Формы выездных проверок зависят от интересующей налоговиков сферы экономической деятельности ИП.

В ходе комплексных проверок инспекторы проверяют корректность расчетов налоговых выплат в бюджет. В этом случае гости из ФНС знакомятся со всей налогооблагаемой деятельностью за определенный период работы. Предприниматель обязан предоставить все документы, имеющие отношение к хозяйственной деятельности за интересующий отрезок времени. Выборочная или тематическая проверка предназначена для сравнения данных из деклараций с реальной ситуацией по бизнесу в целом. Инспекторы могут контролировать отдельные виды деятельности ИП и охватывать, например, только расчеты с поставщиками, подакцизный товарооборот и т.п.

Читайте так же:  Получение сертификата материнского капитала за второго ребенка

Проверку может спровоцировать конкретная сделка, которую проверяют инспекторы. Причем главным объектом внимания налоговиков будет не деятельность ИП, а бизнес контрагента. Однако в этом случае у предпринимателя также могут потребовать документы, касающиеся рассматриваемой сделки – в рамках встречной проверки. Следовательно, экономическая деятельность ИП также становится предметом исследования ИФНС. А это значит, что принимать во внимание всевозможные риски в бухгалтерском и налоговом учете необходимо перманентно, а не только после того, как инспекторы сообщат о своем скором визите.

Эксперты 1C-WiseAdvice знают, как избавить клиентов от излишнего внимания контролирующих органов. Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Это происходит благодаря внутренней автоматизации и регулярному внутреннему аудиту работы наших сотрудников. Такой риск-ориентированный подход позволяет избежать интереса со стороны ИФНС, а соответственно, и доначислений, штрафов и пеней.

Особенности проведения выездных проверок ИП

Предприниматель не должен забывать, что полномочия гостей из налоговой указаны в решении о проверке. Любая просьба или требования, не зафиксированные данным документом, приравниваются к превышению полномочий инспектором.

Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается, читайте здесь>>>

Если у ИП нет возможности организовать рабочие места для инспекторов на своей территории, нужно быть готовым отправить подлинники первичной документации в ФНС (п. 12 ст. 89 НК РФ). Попытка скрыть или изменить «первичку» приведет к принудительному изъятию этих документов (п. 12 ст. 89 и п. 8 ст. 94 НК РФ).

1С-WiseAdvice разработала уникальную технологию оперативной обработки первичной документации «Процессинг», которая гарантирует своевременную подготовку документации, соответствующую требованиям налогового законодательства. Запатентованная технология 1C-WiseAdvice – в отличие от штатной бухгалтерии, которая не способна обеспечивать оперативный контроль за состоянием первичных документов, – позволяет готовить истребуемые в рамках выездных проверок документы максимально быстро.

Не стоит ограничивать и доступ к имуществу и объектам налогообложения, которые используются в предпринимательской деятельности. Это может сыграть против вас: не видя реальной картины, инспекторы начислят налоги, исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).

Кроме истребования документов и осмотра, налоговики могут организовать:

  • выемку предметов и документации, подтверждающих нарушение (ст. 94 НК РФ);
  • инвентаризацию, в ходе которой убедятся (или не убедятся) в достоверности предоставленных данных (п. 13 ст. 89 НК РФ);
  • привлечение эксперта, который при необходимости документально оформит свои выводы (ст. 95 НК РФ);
  • вызов и допрос свидетелей, а если понадобится – пригласить переводчика (ст. 90 и 97 НК РФ).

Таким образом, выездная проверка может обернуться не только колоссальными убытками, но и не самым приятным приключением для ваших сотрудников и партнеров, что не может не сказаться на репутации компании. Лучше вычислить и устранить недочет, способный создать подобные проблемы, еще на этапе начальной организации и ведения бухгалтерского и налогового учета.

Особенности проверок ИП на спецрежимах

Вид деятельности и регион ее ведения, объем доходов, количество сотрудников и площадь помещения, в котором реализуется товар или оказывается услуга, влияет на право ИП воспользоваться спецрежимом налогообложения: УСН, ЕНВД или патент (ПСН).

Правомерность использования того или иного льготного режима сотрудники ИФНС проверяют особенно тщательно. Поэтому лучше не экономить на привлечении экспертов к заполнению деклараций и не давать поводов для требования пояснений и назначения выездной проверки. Убытки из-за выплат недоплаченных налогов, пеней и штрафов несопоставимы со стоимостью консалтинговых услуг.

Проверка ИП на УСН

Главная цель, с которой инспекторы обращают внимание на ИП с упрощенной системой налогообложения, – выявить неправомерность применения данного спецрежима. Если налоговики смогут подтвердить свои подозрения в неправомерности использования «упрощенки», предприниматель будет выплачивать все налоги, которые ему насчитают в рамках общей системы налогообложения, включая пени.

Форму налоговой декларации по УСН и порядок ее заполнения регулирует приказ ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/[email protected]

Проверка ИП на ЕНВД

Чтобы применение ЕНВД не обернулось для ИП доначислениями и штрафами, необходимо ежемесячно контролировать соответствие условий, прежде всего документально подтвержденных, указанному режиму. А при возникновении потенциальных рисков – вовремя перейти на УСН или общий режим налогообложения.

Важно!

Применять ЕНВД можно только по тем видам деятельности, которые установлены на территории вашего населенного пункта. В Москве «вмененка» не применяется ни по одному из видов деятельности с 2012 года.

Форма декларации по «вмененке», порядок ее заполнения и формат представления регламентируется Приказом ФНС России от 26.06.2018 № ММВ-7-3/[email protected]

Как снизить налоговые риски при проверке ИП

(базовые принципы грамотной налоговой оптимизации с использованием ИП):

  1. Соблюдайте среднюю по отрасли налоговую нагрузку.
  2. Не отражайте в отчетности убытки на протяжении нескольких налоговых периодов. Если это неизбежно в вашем случае, заранее приготовьте обоснование полученных убытков.
  3. Следите за темпом роста ваших расходов в сравнении с доходами, рост расходов не должен превышать рост доходов.
  4. Выплачивайте заработную плату работникам не ниже средней по вашему виду деятельности.
  5. Если вы на «упрощенке» – старайтесь не приближаться к предельному уровню доходов, дающих право на применение УСН, особенно несколько налоговых периодов подряд.
  6. Следите за уровнем рентабельности вашего бизнеса, он не должен отличаться от средней по отрасли.
  7. Старайтесь избегать заключения договоров с контрагентами-перекупщиками, посредниками. Заключайте договоры напрямую с производителями.
  8. Вовремя и максимально полно отвечайте на запросы налоговой и предоставляйте пояснения.
  9. Сдавайте отчетность вовремя.
  10. Не препятствуйте проведению проверки, даже если налоговая сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

Эксперты 1C-WiseAdvice отстаивают интересы своих клиентов на всех этапах взаимоотношения с ИФНС, готовят аргументированные ответы на запросы и требования в ходе налоговых проверок ИП, дают пояснения. Наши специалисты не отказываются от возможности свести к минимуму потери предпринимателя даже в самых безнадежных ситуациях. Хотя те, кто доверил свой учет и отчетность нам, в подобные ситуации не попадают.

Налоговая проверка: все что нужно знать предпринимателю

Руководитель коллегии адвокатов
«Комиссаров и партнеры»

Читайте так же:  Частичное погашение ипотеки материнским капиталом в сбербанке

специально для ГАРАНТ.РУ

Видео (кликните для воспроизведения).

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

[3]

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

Читайте так же:  Перечень муниципальных служащих о которых надо уведомлять

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Проверка индивидуального предпринимателя налоговой инспекцией

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Физическое лицо осуществляло ранее предпринимательскую деятельность в качестве ИП, применяло УСН. На сегодняшний день физическое лицо деятельность в качестве ИП прекратило. Запись о прекращении деятельности ИП внесена в ЕГРИП.
Может ли налоговый орган назначить выездную проверку и требовать уплаты задолженности по налогам за тот период, в котором физическое лицо осуществляло свою деятельность в качестве ИП?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В случае прекращения деятельности в качестве ИП у физического лица сохраняется обязанность уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве предпринимателя.

Налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус ИП, за период их деятельности в качестве предпринимателя.

Обоснование вывода:

В целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Пунктом 5 ст. 84 НК РФ определено в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие его с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 9 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Обязательства по уплате налогов

В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Но какого-либо обособления имущества, учреждения нового лица после государственной регистрации в качестве ИП не происходит.

Гражданин, независимо от того, зарегистрирован он в качестве ИП или нет, приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем (п. 1 ст. 19 ГК РФ) и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ).

Таким образом, зарегистрировавшись в качестве ИП, гражданин отвечает лично по своим обязательствам, возникшим как в ходе предпринимательской деятельности, так и вне ее.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются, в частности, физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Пунктом 3 ст. 44 НК РФ определены основания прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора:

— уплата налога и (или) сбора;

— смерть физического лица — налогоплательщика или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ;

— возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Таким образом, утрата статуса ИП в качестве основания для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога не предусмотрена.

Конституционный Суд Российской Федерации виз Определении от 25.01.2007 N 95-О-О указал, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 14-П и от 14.07.2005 N 9-П), которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом — со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим (подпункты 3 и 4 пункта 3 статьи 44 Кодекса).

Таким образом, прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налога. Аналогичной позиции придерживаются и контролирующие органы, смотрите письма Минфина России от 24.07.2012 N 03-02-07/1-187, от 06.04.2011 N 03-11-11/83, от 03.08.2010 N 03-02-07/2-124, письмо ФНС России от 22.09.2010 N ШС-37-3/11731.

Налоговая проверка

Согласно ст. 31 и ст. 87 НК РФ в целях контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.

Читайте так же:  Решение об избрании единоличного исполнительного органа образец

Порядок проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков предусмотрен положениями ст. 89 НК РФ. Пунктом 4 ст. 89 НК РФ определено, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено указанной нормой.

Минфин России в письмах от 19.07.2012 N 03-02-08/62, от 23.01.2012 N 03-02-08/6 разъяснил, что приведенные нормы НК РФ не содержат запрет на проведение выездных налоговых проверок физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Как было сказано выше, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения им предпринимательской деятельности.

В связи с этим считаем, что налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

С данным выводом согласны и суды, смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2009 N А52-1130/2009, определения Санкт-Петербургского городского суда от 07.11.2011 N 33-16454/2011, Московского городского суда от 17.08.2010 N 33-23193.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

26 апреля 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Проверки, которые ждут ИП после закрытия

Итак, вы благополучно «свернули» бизнес. Произвели все платежи, сдали отчеты и получили свидетельство о закрытии ИП. Можно забыть о прошлом или стоит ждать проверки при закрытии ИП? Конечно, проверка будет, и к ней нужно подготовиться. Чего ожидать от инспекторов и какие документы нужно собрать?

Виды проверок после закрытия ИП

Каждый предприниматель должен хранить документацию в течение 4 лет с того момента, когда произошла ликвидация ИП (п. 1 ст. 23 НК РФ).

Постановление о ревизии принимается налоговой инспекцией по месту регистрации (п. 2 ст. 89 НК РФ). В случае если для данного мероприятия бывший предприниматель по каким-либо причинам не может предоставить территорию, оно может осуществляться в здании налоговой.

Проверки при закрытии ИП имеют такие направления:

  1. Камеральная (п. 1 ст. 88 НК РФ, п. 1 ст. 34 закона №212-ФЗ) – проводится ревизия налоговой документации и налоговых взносов во все внебюджетные фонды.
  2. Выездная (п. 11 ст. 89 НК РФ, п. 20 ст. 35 закона №212-ФЗ) – проверка пройдет в течение 3 лет после закрытия ИП.

Камеральная проверка

Каждый предприниматель может поднять документацию по налоговым платежам после закрытия ИП и вернуть свои деньги в случае переплаты. Для этого и существует камеральная проверка.

Основанием для ее проведения являются:

  • документы, подтверждающие деятельность предпринимателя;
  • расчетная документация;
  • декларации по налогам.

Процедура проводится исключительно по месту проживания физического лица и в отделении налоговой, где был зарегистрирован ИП. Этот вид проверки осуществляется в течение 3 месяцев после предоставления бумаг в налоговую службу. В данном случае самым важным документом является декларация по расчетам, которая считается основанием для полной ревизии налогового состояния.

В процессе проверки налоговая служба производит такие действия:

  1. Выполняет проверку правильного оформления и регулярной уплаты налогов, которые вносил бывший предприниматель во внебюджетные фонды.
  2. Сравнивает показатели сводок и отчетов по документации обеих сторон налоговых отношений с целью выявления недочетов и ошибок.

Камеральная проверка может быть проведена только в отношении физического лица, которое было зарегистрировано как индивидуальный предприниматель. При ликвидации деятельности юридического лица данная проверка не проводится.

Выездная проверка

Данный вид ревизии проводится не всегда и не является обязательной процедурой. Однако налоговая инспекция имеет право провести проверку выездного типа по отношению к предпринимателю, который находится в стадии ликвидации. Ревизия может производиться в течение 3 лет после закрытия его деятельности. Сроки и виды проверок, которые проводились ранее, не учитываются.

Время проверки выездного типа может занять период до 2 месяцев. Этот срок может быть продлен до 6 месяцев, если:

  1. В налоговых органах имеются данные о грубых нарушениях во время деятельности ИП.
  2. Помещение, где должна проводиться проверка, недоступно для ревизии (из-за пожара, наводнений или других ЧП).
  3. Предприниматель не предоставил соответствующие документы в срок, указанный налоговой инспекцией.

Проверяющие не имеют права приехать к вам домой без вашего согласия.

Однако налоговая служба может предпринять такие действия:

  1. Потребовать пакет документов, касающихся деятельности ИП (ст. 93 НК РФ).
  2. Вызвать в качестве свидетеля любое лицо, которое может предоставить информацию о деятельности ИП (ст. 90 НК РФ).
  3. Провести осмотр любых помещений, на территории которых предприниматель производил деятельность и получал прибыль (ст. 91 и ст. 92 НК РФ).
  4. Привлекать экспертов для проведения необходимых обследований (ст. 95 НК РФ).
  5. Осуществлять выемку документов или предметов, которые свидетельствуют о нарушениях (ст. 94 НК РФ).
  6. Проводить инвентаризацию (п. 13 ст. 89 НК РФ).
  7. Производить выемку бумаг, касающихся деятельности ИП, у других лиц.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговые проверки после ликвидации ИП позволяют подвести итог всей деятельности предпринимателя, выявить все нарушения и несоответствия. Грамотное ведение бизнеса и своевременная уплата налогов помогут избежать неприятностей и спокойно перенести любую проверку налоговой.

Источники


  1. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.

  2. Миронов, Иван Борисович Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Миронов Иван Борисович. — М.: Книжный мир, 2015. — 216 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
  4. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.
  5. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.
  6. Проверка индивидуального предпринимателя налоговой инспекцией
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here