Прокуроры не обязаны информировать о состоянии законности

Информационная статья на тему: "Прокуроры не обязаны информировать о состоянии законности" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Прокуроры не обязаны информировать о состоянии законности

16. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам.
предостережение о недопустимости нарушения закона

17. В число объектов прокурорского надзора не включено:
Правительство РФ

18. Военный прокурор гарнизона вправе продлить срок предварительного следствия до:
шести месяцев

19. Возбужденное прокурором уголовное дело частного обвинения:
может быть прекращено за примирением сторон без каких-либо условий

20. Вопрос о подследственности уголовных дел вправе разрешать:
надзирающий прокурор

21. Восстановительный прокурорский надзор на стадии предварительного расследования связан с:
устранением допущенных следователем нарушений прав участников процесса

22. Выступая в прениях сторон, государственный обвинитель вправе предложить суду юридическую квалификацию преступления и:
соответствующий ей вид и размер (срок) наказания

23. Гарантии правовой защиты прокурорских работников предусмотрены в:
Законе о прокуратуре

24. Генеральная прокуратура РФ в плане реализации международного сотрудничества правоохранительных органов принимает участие в:
оказании правовой помощи по уголовным делам — при наличии соглашений о правовой помощи между странами

25. Генеральная прокуратура РФ направляет информацию о недостатках законодательного регулирования отдельных областей общественной жизни в:
Государственную Думу

26. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет доклад о состоянии законности и правопорядка в стране:
Государственной Думе

27. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности:
Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ

28. Деятельность Генеральной прокуратуры организуется по:
предметно-зональному принципу

29. Деятельность государственных органов и учреждений, их должностных лиц, а также иных организаций, связанную с соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых ими правовых актов, принято именовать ______ прокурорского надзора.
объектом

30. Деятельность прокуратуры может регулироваться указами Президента РФ:
в случаях, предусмотренных законом

Прокуроры не обязаны информировать о состоянии законности

Организация и деятельность органов прокуратуры России осуществляется на основе принципов, установленных ст.129 Конституции РФ, ст.4 Закона «О прокуратуре РФ», а также нормативными актами Генерального прокурора. Эти принципы таковы:

1) Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории России, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п.3 ст.11 Закона о прокуратуре). Органы прокуратуры являются федеральными органами государственной власти. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или (и) в сфере общественных отношений от имени Российской Федерации; наделен едиными полномочиями. Любой прокурор (начиная от районного и заканчивая Генеральным прокурором) вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства. Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

2) Принцип централизации органов прокуратуры закреплен в ст.129 Конституции РФ и проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов РФ по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над нею. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п.1 ст.17 Закона).

3) Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований.

Закон «О прокуратуре РФ» устанавливает гарантии независимости органов прокуратуры. Так, согласно ч.1 ст.5 воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Ч.2 ст.5 Закона «О прокуратуре РФ», гласит, что прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.02.00 №3-П эта норма признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, она во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. №3-П по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана. СПС КонсультантПлюс. .

Законом «О прокуратуре РФ» установлены ограничениями на совмещение прокурорскими работниками своей основной деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, членством в выборных и иных органах, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, в общественных объединениях, преследующих политические цели, и иным участием в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокурорские работники могут заниматься помимо своей основной деятельности только преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Читайте так же:  Решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина

Согласно ст.45 Закона «О прокуратуре РФ» прокуроры, их близкие родственники, имущество указанных лиц находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров и следователей, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются Федеральным законом от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми актами. В органах прокуратуры создана служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты их работников, принимаются иные меры по обеспечению безопасности прокуроров и следователей, членов их семей и имущества.

4) Принцип законности является для прокуратуры главенствующим в ее деятельности, поскольку вся ее деятельность направлена на обеспечение исполнения законов, и означает осуществление прокуратурой своей деятельности в строгом соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также нормами международного права. Обеспечению исполнения законов способствует совокупность норм, определяющих требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, которые касаются их профессиональных и моральных качеств, уровня образования, ряда возрастных цензов для лиц, замещающих должности прокуроров, порядка назначения на должности, аттестации прокурорских работников.

5) Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан и средств массовой информации. Прокуратура осуществляет свою деятельность гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Прокуратура обязана информировать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

В целях организованного обеспечения действия принципа гласности в составе Генеральной прокуратуры РФ создано самостоятельное структурное подразделение — Управление информации и общественных связей, на которое возложено информирование через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах, о принимаемых прокуратурой и иными правоохранительными органами мерах по борьбе с преступностью. Одним из проявлений принципа гласности является также ежегодное представление Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам власти субъектов Федерации, местного самоуправления, радио, телевидению, газетам, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением. Прокуроры также представляют информацию, используя сеть Интернет.

Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч.1 ст.23 Конституции РФ «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». Перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» Закон РФ от 21. 07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». СПС КонсультантПлюс. (ст.5). Существуют различные виды служебной тайны (следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная и т.п.). Специально охраняемой законом является коммерческая тайна и ее различные разновидности, банковская (ст.857 ГК РФ), тайна страхования (ст.946 ГК РФ) и др. Специально охраняемой законом является военная тайна.

5) Обязательность требований прокурора при осуществлении им полномочий по надзору за законностью, предусмотренных Законом «О прокуратуре РФ». Согласно ст.6 указанного Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных зональный и предметный принципы.

Зональный принцип предполагает такую организацию, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения аппаратов прокуратур, распределяется между конкретными их работниками по определенным территориальным участкам («зонам»).

Предметный принцип предполагает такую организацию работы прокуроров, когда обязанности между ними распределяются по конкретным сферам правового регулирования.

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Все принципы могут быть классифицированы на 3 группы:

1. Общеправовые принципы свойственные прокуратуре как части государственного аппарата. (принцип законности и принцип гласности)

2. Специфические прокурорские принципы (отражают специфику организации и деятельности органов прокуратуры) – централизация, единство, единоначалие и независимость.

3. Отраслевые принципы характерные для отдельных направлений деятельности органов прокуратуры.

Принцип законности имеет двойную направленность – внешнюю и внутреннюю( вешняя касается взаимоотношений органов прокуратуры с поднадзорными субъектами, деятельность которых оценивается прокурорами, только с точки зрения ее соответствия или несоответствия законам.)

Внутренняя направленность касается деятельности самих прокуроров, которые при осуществлении своих полномочий обязаны соблюдать законодательство.

Принцип гласности: органы прокуратуры обязаны информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а так же население о состоянии законности и правопорядка и о своей деятельности. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требования законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а так же государственной или иной специально охраняемой законом тайне. Информированность о работе органов прокуратуры обеспечивается разными способами, в том числе через деятельность специальных подразделений. Например, в Генеральной прокуратуре РФ создано управление взаимодействия со СМИ. А впрокуратуре субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах учреждены должности старших помощников прокурора по связям со СМИ. Указанные структуры должны систематически представлять СМИ сведения о работе органов прокуратуры а так же о направлении в суд уголовных дел, вызвавших повышенный общественный резонанс о вынесении по этим делам суд. Решений и о проведенных прокурорских проверках, в ходе которых были выявлены многочисленные нарушения законности.

Прокуроры субъектов РФ обязаны не реже одного раза в квартал организовывать выступления прокурорских работников в СМИ, а так же ежегодно проводить личные встречи с редакторами ведущих периодических изданий, журналистами и организовывать пресс конференции по наиболее актуальным вопросам прокурорской деятельности.

Читайте так же:  Рассмотрение обращений юридических лиц государственными органами

Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам федерального собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению, который размещается на сайте Генеральной Прокуратуры.

Граждане могут направлять в органы прокуратуры свои обращения по фактам правонарушений, в том числе по электронной почте.

Через средства массовой информации органы прокуратуры ведут работу по разъяснению законодательства, правовому просвещению и воспитанию населения.

Принцип единства и централизации — отражает внешние отношения которые складываются в системе органов прокуратуры в системе их деятельности. Проявляется в том что, прокуратура является единой системой которую объединяют одинаковые цели, задачи, формы и методы осуществления надзора за исполнением законов и других функций, единые средства реагирования на выявленные правонарушения, и в прокуратуре нет уровней аналогичных судебным инстанциям. Принцип единства проявляется также в том, что создание и деятельность органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры запрещено. Вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение своих некоторых обязанностей. А также принять на себя исполнения обязанностей нижестоящего прокурора. Централизация органов прокуратуры означает подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, и подчинение всех прокуроров Генеральному Прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью вышестоящих прокуроров, в том числе осуществляя контроль за их работой, и имеют право давать указания по совершенствованию деятельности нижестоящих прокуроров.

Выполнение любых указаний вышестоящих прокуроров является обязательным для нижестоящих прокуроров. Указания и распоряжения Ген. Прокурора являютсяобязательными для исполнения всеми остальными прокурорами.

Принцип единоначалия – связан со способом которым управляется соответствующий орган прокуратуры, каждую прокуратуру возглавляет прокурор, который является единоличным руководителем соответствующей прокуратуры. Он обязан должным образом организовывать работу возглавляемой им прокуратуры, и в первую очередь несет ответственность за качество этой работы, а его указания обязательны для исполнения всеми подчиненными работниками.

Принцип независимости – органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же различных общественных объединений, подчиняясь в своей деятельности закону, а так же вышестоящим прокурорам и Генеральному Прокурору.

Законодательством предусмотрены определенные гарантия независимости прокуроров:

1. Воздействие на прокуроров с целью повлиять на принижаемые ими решения либо воспрепятствовать их деятельности влечет за собой уголовную ответственность.

2. Прокуроры не могут являться членами общественных объединений преследующих политические цели, а так же принимать участие в деятельности этих объединений.

3. Прокуроры не в праве совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9255 —

| 7372 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ

Под принципами понимаются основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и в ст. 4 Закона о прокуратуре. К ним относятся: законность; единство и централизация органов прокуратуры; независимость; гласность.

Принцип законности означает, что выполнение органами прокуратуры надзорной и иных функций должно осуществляться в соответствии с требованиями закона, при неукоснительном соблюдении закрепленных законом прав и интересов личности, общества, государства. Законность в деятельности прокуратуры означает, кроме того, направленность этой деятельности на обеспечение верховенства закона и иерархичности права, соблюдение установленных Конституцией РФ и законом прав и свобод граждан, установленного порядка поддержания законности в деятельности правоохранительных органов.

Принцип законности проявляется и в том, что различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры должны быть урегулированы в законодательном порядке наиболее полным и точным образом. Для прокуратуры соблюдение этой стороны данного принципа приобретает особый характер, если учесть, что ее основной функцией является надзор за исполнением законов.

Данный принцип предусматривает и необходимость обеспечения требований законности в деятельности самих органов прокуратуры. Таким образом, принцип законности для системы органов прокуратуры, с одной стороны, определяет назначение надзорной и иной деятельности, а с другой стороны, характеризует подчинение требованиям закона методов и средств осуществления прокурорской деятельности.

Принципы единства и централизации.

В ст. 129 Конституции РФ закреплено, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Закон о прокуратуре, кроме того, указывает, что система органов и учреждений прокуратуры является федеральной.

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре).

Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени России в целом и наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Единство органов прокуратуры тесно связано с централизацией прокуратуры и обусловлено необходимостью обеспечения единой законности на территории РФ, достижимой лишь руководством, исходящим из единого центра.

Принцип централизации проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генпрокурору РФ, который назначает на должность всех нижестоящих прокуроров. Соответственно все прокуроры подчинены и подотчетны ему. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над ней. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генпрокурор РФ по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре).

Действие принципа централизации проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей (кроме определенных законом случаев исключительной компетенции конкретного прокурора), принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение (если это предусмотрено законом).

Читайте так же:  Часы переработки при суммированном учете рабочего времени

Принцип независимости.

Органы прокуратуры при осуществлении своей деятельности независимы от федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, что прямо закреплено в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре. Сущность данного принципа состоит в том, что, осуществляя возложенные на него функции, каждый прокурор в своей деятельности независим и должен руководствоваться исключительно законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генпрокурора РФ.

Таким образом, прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность. Воздействие в какой-либо форме указанных выше органов или их должностных лиц и представителей на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность, а также меры различного характера, применяемые в судебном порядке.

Прокуроры не могут быть членами выборных, назначаемых, создаваемых и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления. Данное требование Закона о прокуратуре является конкретным проявлением принципа независимости органов прокуратуры в отношениях с органами власти.

Членство представителей прокуратуры в различных комиссиях и других органах означало бы разделение с ними ответственности за действия и решения и препятствовало бы или делало практически невозможным осуществление надзора за исполнением ими законов, что не исключает, однако, возможности ассоциативного (по согласованию) участия прокуроров в заседаниях таких структур, что на практике способствует более полному владению ими необходимой информацией, возможности высказать рациональные предложения по существу рассматриваемых вопросов.

Закон о прокуратуре (ст. 5) указывает на недопустимость вмешательства в прокурорскую деятельность , что является важной гарантией независимости прокуроров. Как вмешательство следует рассматривать обращения должностных лиц, депутатов, представителей СМИ к прокурору с требованиями предоставить информацию, составляющую служебную или иную тайну, выполнить или не выполнять конкретные действия либо совершить их определенным образом попреки интересам соблюдения законов, установления истины, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Пунктом 4 ст. 4 Закона о прокуратуре определено, что прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.

Еще одним аспектом конкретизации принципа независимости прокуратуры как условия объективности и принципиальности ее деятельности по укреплению законности, охране прав и свобод граждан является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность, которая может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе.

Иной творческой работой могут быть любые иные творческие виды деятельности (журналистика, писательская деятельность, различные виды изобразительного искусства и т.д.). Объем, характер и интенсивность совмещаемой прокурорским работником деятельности не должны наносить ущерб качественному выполнению им своих служебных обязанностей и подлежит выполнению во внерабочее время.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, СМИ. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом граждане, СМИ сообщают об известных им фактах правонарушений. В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно влияет на процесс укрепления законности.

Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре говорится о том, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (государственная, военная, служебная, врачебная, коммерческая и др.).

Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 утвержден Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Согласно ст. 131 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Постановлением Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 установлен Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

На органы прокуратуры возложена обязанность информировать властные структур ы России и ее субъектов, а также органы местного самоуправления и население о состоянии законности. Это связано со спецификой деятельности органов прокуратуры, в результате которой она осведомлена о состоянии законности практически во всех сферах правовых отношений, а также с тем обстоятельством, что прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и при этом получают от них необходимую информацию.

Такая информация представляется органам власти и местного самоуправления по отдельным правонарушениям или группе (виду) правонарушений в письменной (информация о состоянии законности) или устной (путем выступления прокурора с докладом) формах. Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генпрокурором РФ палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению.

Нижестоящие прокуроры представляют подобную информацию органам власти субъектов РФ, местного самоуправления. Все прокуроры предоставляют информацию радио, телевидению, газетам, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Принципы прокурорского надзора

Читайте также:

  1. I. Медико-гигиеническое воспитание, цели, задачи, принципы.
  2. I. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии
  3. I. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии
  4. I.3. Основные принципы психологии.
  5. Ii. Предмет и пределы надзора
  6. II. Принципы производственного обучения
  7. III. Организация вахты на мостике. Общие принципы организации вахты
  8. III. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии. Категориальный строй психологии.
  9. IV. Первая медицинская помощь и основные принципы лечения.
  10. IV. Принципы экологического права.
  11. VI Права и обязанности организаций в области контроля и надзора.
  12. А. Основополагающие принципы прав человека
Читайте так же:  Юридическая ответственность за налоговые правонарушения

Принципы

— это основополагающие положения, на которых базируется организация и деятельность органов прокуратуры РФ.

Все принципы можно поделить на:

К общим принципам относятся:

Видео (кликните для воспроизведения).

1) Принцип законности в деятельности прокуратуры означает, что деятельность эта направляется на неуклонное соблюдение законов и иных правовых актов всеми органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, иными субъектами правоприменения, а также на соответствие законов и иных нормативных актов объективным потребностям регулирования общественных отношений;

2) Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность ее для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан и, как одно из следствий — позволяет им обращаться в органы прокуратуры.

А также к данной группе можно отнести справедливость, гуманность, презумпцию невиновности.

Ко специальным принципам относятся:

1) принцип единства. Заключается в том, что:

— прокуратура — единый государственный орган. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются;

— каждая прокуратура выступает как представитель единого органа;

— единство целей и задач, стоящих перед Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами;

— единые полномочия и правовые средства их реализации для устранения нарушений;

2) принцип централизации органов прокуратуры. Характеризуется:

— подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим;

— прокуроры назначаются и освобождаются от обязанностей Генеральным прокурором и подотчетны ему;

— приказы Генерального прокурора обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами;

— вышестоящий прокурор вправе изменить, отменить акты нижестоящего прокурора, за исключением случаев, указанных в законе, например кассационное представление не может быть отменено вышестоящим прокурором;

3) принцип независимости. Данный принцип заключается в том, .что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность независимо от федеральных органов власти, от органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных объединений.

Все свои действия прокурор осуществляет строго в соответствии с законом, на основании своего внутреннего убеждения и материалов проверок, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности. Воздействие на решение прокурора или на его деятельность влечет уголовную ответственность.

Прокурор и следователь прокуратуры не обязаны давать каких-либо объяснений по находящимся в их рассмотрении делам и материалам.

Прокурор и следователь не могут быть членами выборных и иных органов, не могут быть членами общественных объединений, которые преследуют политические цели, и участвовать в их деятельности. Они не могут совмещать свою деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой;

4) принцип взаимодействия с государственными органами, общественными объединениями и гражданами. Прокурор получает информацию о нарушении законодательства от различных органов контроля, служб и граждан. Вместе с тем он информирует органы о состоянии законности.

Генеральный прокурор, его заместитель и другие прокуроры имеют право присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, Правительства РФ.

[1]

| следующая лекция ==>
Функции прокурорского надзора | Структура прокуратуры

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 4227 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Б. Служба внешней разведки Российской Федерации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»

Вариант 1

1. Какой год считается годом рождения российской прокуратуры:

А. 1864 год.
Б. 1804 год.
В. 1722 год.
Г. 1775 год.

2. Какие из перечисленных целей не относятся к целям деятельности прокуратуры:

А. Обеспечение безопасности государства.

Б. Обеспечение верховенства закона.

В. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.

Г. Обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

3. К какой ветви власти относятся органы прокуратуры:

А. К исполнительной.

В. Ни к какой.

Г. К представительной.

4. Какой из перечисленных видов деятельности не является самостоятельной отраслью прокурорского надзора:

А. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.
Б. Надзор за исполнением законов органами административной юрис-
дикции.
В. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Г. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

Содержание принципа независимости прокурора заключается в том, что он осуществляет свои полномочия независимо от: А. Подчиненных работников. Б. Вышестоящего прокурора. В. Судебных решений. Г. Органов государственной власти.

6. Кого из перечисленных субъектов прокуроры не обязаны информировать о состоянии законности:
А. Население.
Б. Органы местного самоуправления.
В. Коммерческие организации.
Г. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Могут ли прокуроры и следователи быть членами выборных
органов:

А. Нет, не могут.
Б. Могут, но только на федеральном уровне.
8. Могут, но только на уровне субъектов Российской Федерации.
Г. Могут на любом уровне.

8. Может ли прокурор участвовать в заседаниях органов местного
самоуправления:

А. Нет, поскольку это не предусмотрено законодательством.
Б. Может, но лишь в случаях, когда его пригласят.
8. Нет, поскольку эти органы не входят в систему органов государственной власти.
Г. Может, поскольку это предусмотрено законодательством.

9. Деятельность какого из названных органов по борьбе с преступностью не вправе координировать Генеральный прокурор Российской Федерации:

А. Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Б. Служба внешней разведки Российской Федерации.

В. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации.

Г. Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

^ 10. Могут ли создаваться органы прокуратуры, не входящие в
единую систему органов прокуратуры Российской Федерации:

А. Да, могут, когда требуется проведение независимого расследования
по поручению Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации.

[2]

Б. Да, могут для проведения конкретных мероприятий в рамках рати-
фицированных Российской Федерацией международных договоров и со-
глашений.

В. Да, могут по решению органов государственной власти субъектов
Российской Федерации для укрепления законности на соответствующей
территории.
512

Дата добавления: 2015-08-09 ; просмотров: 2401 | Нарушение авторских прав

Принципы организации деятельности прокуратуры

Принципы

Читайте также:
  1. II. Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации.
  2. III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты
  3. Автомобильная служба
  4. В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО
  5. В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  6. В Российской Федерации
Читайте так же:  Порядок переоформления в собственность земельных участков

– руководящие начала, взятые законодателем за основу правового регулирования организации деятельности Прокуратуры.

1. общеорганизационные (общеотраслевые):

· законности – применительно к деятельности прокуратуры имеет внешнюю и внутреннюю направленность.

Внутренняя направленность – все действия и решения органов прокуратуры и их должностных лиц должны быть основаны на законе, в своей повседневной деятельности прокурорские работники при принятии решений руководствуются внутренним убеждением, основанным на законе. При этом такие понятия, как целесообразность, разумность могут применяться только если это не выходит за установленные рамки закона.

[3]

Внешняя сторона – органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью действий и решения органов и должностных лиц.

· гласности – органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству о государственной и иной охраняемой законе тайне, охраняемым правам, свободам, интересам граждан РФ. Применительно к деятельности генерального прокурора принцип гласности заключается в том, что он обязан ежегодно представлять СФ и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в стране, при этом данный доклад представляет на заседании СФ лично.

Применительно к деятельности прокуроров субъектов данная норма не установлена, но на практике прокуроры представляют доклад о состоянии законности и правопорядка на поднадзорной территории в сфере законодательной и исполнительной власти.

· информативности – органы прокуратуры обязаны информировать широкие слои населения о своей деятельности широкие слои населения в целях повышения уровня правосознания граждан, снижение уровня правового нигилизма в стране. Информирование осуществляется с помощью СМИ, телевидения, интернета.

· федерализма;

· равенства всех перед законом и судом.

2. специфические (прокурорские):

· единства (принцип единства и централизации – в некоторых учебниках) – ст.129 К РФ – вся прокурорская система действует на основе единого федерального законодательства, у всех прокурорских работников, вне зависимости от занимаемой должности и места работы, единые полномочия и средства реагирования, используются одни и те же акты прокурорского реагирования, действует на основе единых целей и задач, стоящих перед органами прокуратуры, создание и действие органов прокуратуры, не входящих в единую систему – не допускается.

Вне зависимости от места работы прокурора, он всё равно является федеральным государственным служащим.

· централизации – ч.1 ст.129 К РФ – принцип, связанный с построением системы прокуратуры. Выделяется внешняя и внутренняя форма.

Внутренняя форма централизации состоит в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам, а те в свою очередь, генеральному прокурору РФ.

Внешняя форма – генеральный прокурор назначается и освобождается СФ по представлению Президента, т.е. подотчётен только указанным 2-м органам. Эта подотчётность носит ограниченный характер, т.е. нигде не прописывается, что Президент РФ м. давать обязательные для исполнения указания генеральному прокурору. При неудовлетворительной работе СФ по представлению Президента м. досрочно освободить генерального прокурора от занимаемой должности.

· единоначалия с элементами коллегиальности – связан со способом управления в органах прокуратуры. Прокурор, руководитель прокурорского звена единолично принимает решение, обязательные для исполнения всеми нижестоящими прокурорами. Он несёт персональную ответственность за деятельность органов прокуратуры на поднадзорной территории.

Элементы коллегиальности заключаются в том, что в генеральной прокуратуре и прокуратуре субъектов действуют коллегии на правах совещательного органа. Конечное решение принимает руководитель соответствующей прокуратуры.

Далее руководитель соответствующей прокуратуры единолично принимает решение о поощрении, дисциплинарном наказании нижестоящего прокурорского работника, решает вопросы о приёме на работу, увольнении сотрудников в пределах своей компетенции.

Плюсом единоначалия является оперативность в управлении прокурорской системой.

· независимости – органы прокуратуры в своей деятельности независимы от других органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, политических партий, иных коммерческих, некоммерческих организаций. Руководствуются только законом, внутренним убеждением и собранными по делу доказательствами. Гарантиями принципами независимости являются:

ü политическая независимость прокурора – в органах прокуратуры не допускается создание организаций, преследующих политические цели;

ü сами прокурорские работники не вправе состоять в общественных организациях, объединениях, преследующих политические цели.

· экономическая независимость прокурора – прокурор не вправе заниматься иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме научной, преподавательской и творческой.

ü оплата прокурорских работников гарантирована федеральным законодательством, устанавливается в процентном соотношении к окладу судьи (берётся оклад зампредседателя ВС РФ, заместителю генпрокурора устанавливается 85 % оклада судьи).

ü гарантированные государством социальные льготы;

ü личная безопасность – предусматривается особый порядок привлечения к уголовной и административной ответственности,

ü досмотр жилья и транспортных средств, принадлежащих прокурорскому работнику – не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

ü право на ношение личного и огнестрельного оружия.

3. отраслевые принципы – принципы, закреплённые в других отраслях права, которыми прокурор руководствуется в своей деятельности, например, при участии в рассмотрении дел судами:

· равноправие сторон;

· состязательность сторон;

Видео (кликните для воспроизведения).

· независимость суда и др.

Источники


  1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.

  2. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.

  3. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
  4. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
  5. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.
  6. Прокуроры не обязаны информировать о состоянии законности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here