Президент рф подписывает и обнародует федеральные законы

Информационная статья на тему: "Президент рф подписывает и обнародует федеральные законы" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Статья 84 Конституции РФ

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Комментарий к Статье 84 Конституции РФ

А. Статья 84 закрепляет ряд основных полномочий Президента в его взаимоотношениях с Федеральным Собранием, прежде всего полномочие назначать выборы Государственной Думы. Оно обусловлено статусом главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются указом Президента в соответствии с Конституцией, Законами об основных гарантиях, о выборах депутатов ГД ФС РФ.

Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает пятилетний конституционный срок (ч. 1 ст. 96 Конституции), на который была избрана Дума прежнего созыва. Исчисление данного конституционного срока начинается со дня избрания Государственной Думы в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Госдумы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов также подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией и федеральным законодательством, является обязательным. Если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленные сроки, выборы назначаются ЦИК РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва (ч. 1 и 3 ст. 6 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ).

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после своего избрания. Однако Президент может созвать заседание Думы и ранее этого срока (ч. 2 ст. 99 Конституции).

Б. По буквальному смыслу комментируемого пункта, случаи и порядок роспуска Государственной Думы Президентом устанавливаются самой Конституцией. Данное правомочие Президента конкретизировано в ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции. В силу Конституции никакой другой орган государственной власти не вправе распускать Государственную Думу (см. Постановление КС РФ от 11.11.1999 N 15-П*(972)). Исходя из этого Закон о референдуме запрещает выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов депутатов Госдумы либо о перенесении сроков проведения таких выборов (п. 2 ч. 5 ст. 6).

Роспуск Государственной Думы как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом и Государственной Думой при формировании Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции), а также между Государственной Думой и Правительством при выражении ею недоверия Правительству или отказе последнему в доверии (ч. 3 и 4 ст. 117) преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства или, соответственно, продолжение функционирования Правительства, поддерживаемого Президентом вопреки недоверию, выраженному Правительству Госдумой.

Федеральное Собрание определяется в ч. 1 ст. 99 Конституции как постоянно действующий орган. Чтобы гарантировать этот конституционный статус Федерального Собрания, на Президента возлагается обязанность одновременно с роспуском Государственной Думы (а в случае, предусмотренном ст. 111 Конституции, также одновременно с назначением Председателя Правительства) назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума, во всяком случае, собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено ч. 2 ст. 109 Конституции. Таким образом, момент роспуска Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Государственной Думы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки.

Право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным. Статья 109 Конституции устанавливает случаи, ограничивающие право Президента по роспуску Думы. В частности, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109). Кроме того, Государственная Дума не может быть распущена: с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109); в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ч. 5 ст. 109). Конституция не предусматривает также и права Президента распускать Совет Федерации. Таким образом, Совет Федерации, к ведению которого относится решение таких важнейших вопросов, как введение чрезвычайного положения, использование Вооруженных Сил за пределами территории РФ, назначение выборов Президента, назначение на должность судей высших судов РФ и др. (ст. 102 Конституции), работает непрерывно.

Указанные нормы направлены на обеспечение стабильности и эффективности функционирования государственной власти.

В случае роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов, как это предусмотрено п. «б» ст. 84, ч. 1 и 2 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции, конституционные полномочия, принадлежащие Государственной Думе, не могут осуществляться ни Президентом, ни другой палатой Федерального Собрания — Советом Федерации. Превентивное значение конституционно-правовых последствий возможного роспуска Государственной Думы заключается в том, что они призваны удерживать Президента и Государственную Думу от конфликтов, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти (см. Постановление КС РФ от 11.11.1999 N 15-П).

В. Данный пункт закрепляет право и обязанность Президента назначать референдум РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Референдум РФ — это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Принятый во исполнение указанной нормы Конституции Закон о референдуме подчеркивает, что назначение референдума РФ является прерогативой именно Президента. Другие органы государственной власти не вправе назначать референдум РФ.

Закон о референдуме конкретизирует действия Президента, связанные с назначением референдума. Не позднее чем через 10 дней со дня получения документов, на основании которых согласно законодательству может быть назначен референдум, Президент направляет их в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам) референдума. Конституционный Суд рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту. Решение Конституционного Суда подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

Читайте так же:  Приказ о продлении полномочий главного бухгалтера образец

Президент издает указ о назначении референдума. В нем определяется дата проведения референдума. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Не допускается одновременно с проведением референдума проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Руководствуясь ч. 2 ст. 80 Конституции и в соответствии с Законом об основных гарантиях Президент вправе также своим указом назначить референдум субъекта Федерации или местный референдум в случае, если закон субъекта РФ о референдуме субъекта Федерации, о местном референдуме отсутствует либо положение закона субъекта РФ не может быть применено вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, а имеющаяся правовая база является недостаточной (ч. 5 ст. 11). В частности, указанное полномочие было реализовано Президентом в 2002 г. при проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики и проектам законов Чеченской Республики «О выборах Президента Чеченской Республики» и «О выборах в Парламент Чеченской Республики» *(973).

Г. Президент обладает правом законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу. Глава государства имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134). Законодательная инициатива Президента не ограничивается вопросами его ведения.

Порядок и процедуры взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе установлены соответствующими актами главы государства*(974), а также Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Д. Конституция возлагает на Президента обязанность завершить законодательный процесс путем подписания и обнародования федеральных законов, придав тем самым закону обязательную силу. Сроки подписания и обнародования законов Президентом также установлены Конституцией: принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту (ч. 1 ст. 107), который в течение 14 дней либо подписывает и обнародует этот акт (ч. 2 ст. 107), либо отклоняет его и направляет на повторное рассмотрение (ч. 3 ст. 107).

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107).

Право президентского вето позволяет главе государства воспрепятствовать вступлению в силу федеральных законов, которые, по его мнению, содержат неприемлемые положения. Однако это вето носит не абсолютный, а отлагательный характер. Кроме того, в силу Конституции Президент не имеет права отклонить федеральный конституционный закон, принятый с соблюдением процедур, установленных ч. 2 ст. 108 Конституции. Президент также не вправе отказаться подписать и обнародовать закон РФ о поправке к Конституции, вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Федерации (см. Постановление КС РФ от 31.10.1995 N 2-П*(975)).

Согласно Федеральному закону от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 22.10.1999) федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Им считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Зачастую с актом опубликования связан момент вступления закона в силу. Если в самом законе не сказано иного, то он вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования одновременно на всей территории РФ.

Е. Конституция предусматривает также обращения Президента к Федеральному Собранию в виде ежегодных посланий о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Институт посланий распространен во многих государствах с различной формой правления. По своему программному содержанию послания Президента РФ сходны с посланиями президентов в других президентских республиках (например, США). Раздел 3 ст. II Конституции США закрепляет, что «Президент периодически представляет Конгрессу информацию о состоянии Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными»*(976).

Послания Президента РФ — это акты политического характера, содержащие программные принципы развития страны, основных направлений внутренней и внешней политики государства*(977). Значение посланий главы государства Федеральному Собранию обусловлено тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). Тексты посланий Президента Федеральному Собранию заслушиваются на совместных заседаниях палат Федерального Собрания (ч. 3 ст. 100 Конституции) и официально публикуются. Обращение Президента с посланиями к Федеральному Собранию не означает обязанности Федерального Собрания соглашаться со всеми идеями, высказанными главой государства в этих обращениях.

В соответствии со ст. 170 БК Президент направляет Федеральному Собранию свое Бюджетное послание. В Бюджетном послании Президента определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период*(978). Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Президент рф подписывает и обнародует федеральные законы

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ

СУБЪЕКТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) подписание и обнародование законов

Б) управление федеральной собственностью

В) осуществление мер по обеспечению

Г) решение вопроса о доверии

Д) назначение выборов Президента

Российской Федерации

2) Государственная Дума

3) Совет Федерации

4) Правительство РФ

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Полномочия Президента РФ — 83-89 ст. Конституции РФ

Полномочия Государственной Думы — 103 ст. Конституции РФ.

Полномочия Совета Федерации — 102 ст. Конституции РФ.

Полномочия Правительства РФ — 114 ст. Конституции РФ.

А) подписание и обнародование законов — Президент

Б) управление федеральной собственностью — Правительство

В) осуществление мер по обеспечению обороны страны — Правительство

Г) решение вопроса о доверии Правительству РФ — ГосДума

Д) назначение выборов Президента Российской Федерации — Совет Федерации

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

[1]

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Читайте так же:  Проверка соблюдения земельного законодательства физическим лицом

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги по данной курсовой работе можно сделать выводы, чтоосновные полномочия Президента РФ можно разделить на несколько основных групп: Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность; связанные с деятельностью Федерального собрания; в области внутренней политики; в области обороны и внешней политики и другие полномочия Президента РФ. Осуществление этих полномочий предполагает определенные права и функции президента в законодательном процессе.

Формулировка статуса Президента РФ, содержащаяся в конституции РФ, означает, что президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит на прямую, непосредственно ни в одну из трех ветвей. Таким образом, Президент обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Осуществление полномочий Президента РФ предполагает определенную его компетенцию и полномочия в сфере правотворчества. Законодательные полномочия Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Центральное место в этих полномочиях занимают право законодательной инициативы и отлагательного вето. В целом, полномочия и компетенция, президента в законодательном процессе, не превращают Президента в орган законодательной власти, а значит, не противоречат принципу разделения властей. Они, направлены на обеспечение осуществления полномочий Президента РФ как гаранта конституции и носят скорее уточняющий характер.

Исключительное законодательное право Президента — издавать указы и распоряжения, причем они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. — № 4. – 445 с.

2. Адамов В.Г. Органы государственной власти России. СПб.: Питер, 2007. – 346 с.

3. Алисова Г.А. История государства и права. – М.: Спутник+, 2006. – 230 с.

4. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Юрист, 2006. – 340 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Виев Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. – 280 с.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 420 с.

7. Кашанина Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. – 390 с.

8. Кашин Б.В. Российское конституционное право. – М.: Факт, 2007. – 340 с.

9. Круглов В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. – 140 с.

10. Любарская В.П. Законодательные органы Российской Федерации. – М.: ВИРТ, 2007. – 210 с.

11. Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. – 280 с.

12. Смоленский М.Б. Основы права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 450 с.

13. Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. – 170 с.

14. Яковлев В.П. К вопросу о полномочиях Президента РФ // Российское Право. – 2007. — № 5. – С. 34-39.

15. Ярин Г.О. Российское право. – М.: АРТ-ПРОФ, 2008. – 450 с.

[1] Виев Г.А. Президент Российской Федерации. М.: Право, 2008. — С. 86.

[2] Тарков В.М. Полномочия Президента РФ. – М.: ВИА, 2009. — С. 87-89.

[3] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. — С. 318.

[4] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.. – С. 320.

[5] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. — С. 321.

[6] Мишарин А. Г. Полномочия и компетенция Президента России.- М.: Юристъ, 2005. — С. 120.

2.5 Подписание и обнародование федерального закона Президентом рф

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Читайте так же:  Соглашение о расторжении договора купли продажи автомобиля

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).

57. Подписание и обнародование законов.

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

8. Подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, актов палат Федерального Собрания» позволяет сделать вывод о том, что есть несколько понятий, характерных для данной стадии законодательного процесса:

— подписание акта: Президент РФ должен поставить свою подпись (роспись) под текстом — напротив своих инициалов и фамилии (но ни­как не над текстом). Ничего более здесь не может быть, дата подписа­ния проставляется в документе, хотя было бы лучше, если бы Прези­дент РФ ставил ее рядом со своей подписью или ниже ее;

— официальное опубликование. Согласно ст. 4 Закона в изначальной редакции официальным опубликованием федерального конституци­онного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Соб­рания считалась первая публикация его полного текста в «Парламент­ской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации». Но новеллами от 21 октября 2011 г. и 25 де­кабря 2012 г. в ст. 4 добавлены слова «или первое размещение (опубли­кование) на «Официальном интернет-портале правовой информа­ции» (www.pravo.gov.ru)»;

— обнародование. Это понятие можно толковать на основании ч. 2 ст. 5 названного Закона, где записано: «Федеральные конституцион­ные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собра­ния могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и ра­дио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме».

Других понятий в Конституции и указанном Законе нет. В литера­туре зачастую используется понятие «промульгация». Одни дают ему самое узкое толкование: это всего лишь подписание закона главой го­сударства; другие чуть расширяют его: это подписание закона и его опубликование (обнародование); третьи идут дальше и объединяют понятием «промульгация» все действия: поступление закона Прези­денту, подписание закона, опубликование закона в официальном из­дании, обнародование иными средствами. Но все-таки наше законо­дательство это понятие не применяет.

Читайте так же:  Отпуск без содержания по семейным обстоятельствам образец

Нельзя сказать, что у нас полная ясность с используемой термино­логией. Так, в интерпретациях термина «обнародование» нельзя оста­вить без внимания положение Закона о том, что это доведение сведе­ний об акте иными средствами по сравнению с официальным опубли­кованием. Следовательно, положение Конституции о том, что Президент обнародует законы, в Законе понимается расширительно: глава государства обеспечивает прежде всего их официальную публи­кацию и, помимо этого, может обнародовать их иными способами. Не у всех именно такое толкование конституционного термина «об­народование»; например, Совет Федерации функцию Президента по обнародованию закона прямо связывает как раз с официальным опубликованием акта — в Регламенте Совета Федерации (ст. 110) го­ворится о направлении палатой закона Президенту для подписания и официального опубликования.

При прежних технических возможностях «опубликование» нельзя было толковать иначе как публикацию текста акта в печатном изда­нии, какими были и остаются названные в Законе «Российская газе­та», «Парламентская газета» и «Собрание законодательства Россий­ской Федерации». А имевшиеся технические средства (радио, телеви­дение и т.

Конечно, сразу возникает вопрос: насколько оправданно размеще­ние акта на интернет-сайте можно считать его официальным опублико­ванием ? Это ведь имеет прямое значение для начала отсчета сроков по вступлению акта в действие.

Названный Закон различает несколько дат и сроков.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции (ч. 1 ст. 2 названного Закона). Эта формулировка исходит из того, что по Конституции за­коны «принимает» Государственная Дума, а Совет Федерации их только «одобряет». Однако до окончательного принятия мы все-таки имеем дело еще не с законом, а с его проектом. Конечно, при преодо­лении Думой вето верхней палаты в законе действительно указан этот день как дата его принятия. Но если процесс идет «мирно», в законе указаны две даты — принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации.

Датой принятия федерального конституционного закона считает­ся день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, уста­новленном Конституцией РФ (ч. 2 ст. 2). Эта формула не ясна. Ведь федеральный конституционный закон принимается каждой палатой не в один день, а в разное время[33]. И выходит, что у закона есть не день, как говорит Закон, а «дни» принятия.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы под­лежат официальному опубликованию в течение семи дней после подписа­ния Президентом. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня принятия. Международные договоры РФ, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновре­менно с федеральными законами об их ратификации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, ак­ты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установ­лен другой порядок вступления в силу.

Итак, применительно к закону РФ приходится различать пять дат: принятие Думой, одобрение Советом Федерации, подписание Прези­дентом, официальное опубликование, вступление в силу. Для просто­го гражданина важнейшей является последняя дата — день вступле­ния закона в силу. На практике датой акта чаще всего считают день его подписания Президентом.

Статья 107 Конституции России

Текст Ст. 107 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Комментарий к Ст. 107 Конституции Российской Федерации

1. Участие Главы государства — неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Президент РФ в системе разделения властей выступает как орган, контролирующий ветви власти и обеспечивающий их равновесное функционирование. Отчасти именно поэтому любой принятый федеральный закон должен быть им рассмотрен и одобрен — таким образом работает система сдержек и противовесов в отношении законодательной ветви власти.

В комментируемой части сказано, что принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется для подписания и обнародования Президенту Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ под «принятыми федеральными законами» понимаются законы:

принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч. 1-4 ст. 105 Конституции РФ;

[2]

повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ;

одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ*(595).

Федеральный закон для подписания и обнародования Президентом РФ в определенных ситуациях могут направлять Совет Федерации и Государственная Дума.

Совет Федерации направляет федеральный закон Президенту РФ независимо от того, одобрен этот закон данной палатой путем голосования или он прошел без рассмотрения вследствие истечения срока в четырнадцать дней (см. комментарий к ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).

Государственная Дума может направить Президенту РФ федеральный закон в случае ее несогласия с решением Совета Федерации об отклонении закона. В этом случае для направления закона напрямую Президенту РФ для подписания и обнародования, минуя Совет Федерации, должны быть выполнены следующие условия (см. комментарий к ч. 5 ст. 105 Конституции РФ):

а) повторное голосование с результатом квалифицированного большинства (не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) закон должен оставаться в своей первой редакции.

2. В течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении. В течение этого срока Глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу, или может применить свое конституционное право «вето» и отклонить федеральный закон, не подписав его.

Под обнародованием закона по смыслу ст. 5 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» понимается доведение его до всеобщего сведения по телевидению и радио, рассылка государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, передача их по каналам связи, распространение в машиночитаемой форме*(596).

В части 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию и что неопубликованные законы не имеют юридической силы. При этом официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации»*(597). Кроме того, в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» сказано, что федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации.

Комментируемая часть допускает различное толкование термина «обнародование»: как доведение его до всеобщего сведения, т.е. оповещение, или как официальное опубликование. Если понимать толкование как доведение до всеобщего сведения, то из этого следует, что в Конституции РФ не до конца описан законодательный процесс, а именно отсутствует его последняя стадия — официальное опубликование (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Читайте так же:  Цели финансово хозяйственной деятельности юридического лица

Указанные возможности опубликования с помощью таких средств массовой информации, как телевидение и радио, не могут рассматриваться как полноценное донесение до общественности смысла и содержания закона по вполне очевидным причинам: невозможно представить весь объем закона всей аудитории страны по причине ограниченности времени эфира, способностей человека к восприятию информации на слух и т.п.

Если же брать за основу второй вариант понимания этого термина, то представляется не совсем ясным, зачем в Конституции РФ и многих других законах для обозначения одного и того же используются разные термины. Причем термин «обнародование» встречается множество раз. Скорее всего, разработчики Конституции РФ и федеральных законов не позаботились о точном употреблении указанных терминов.

Однако такая ситуация теоретически допускает возможности злоупотребления, когда принятый закон де-юре оказывается обнародованным (например, опубликованным в неизвестной газете или упомянутым в радиоэфире), но де-факто это событие остается неизвестным широкой общественности.

Поэтому, на наш взгляд, в данном случае под термином «обнародование» надо понимать именно официальное опубликование, что и находит подтверждение в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции российской Федерации», в котором сказано, что Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона Российской Федерации о поправке к Конституции подписывает его и осуществляет официальное опубликование*(598).

[3]

В свете вышесказанного представляется необходимым привести Конституцию РФ к единой терминологии, заменив термин «обнародование» термином «официальное опубликование», и обеспечить однозначное понимание последнего путем конкретизации его в Конституции РФ.

3. В комментируемой части рассматривается случай, когда Президент РФ отклоняет предложенный палатами парламента федеральный закон. Отклонение федерального закона Президентом РФ означает принятое в течение 14 дней с момента получения закона решение Президента РФ об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ).

Вето Главы государства в идеале призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента РФ), поспешно принятых законов.

Конституция РФ 1993 г. не указывает перечня оснований для отклонения законов. Однако Президент РФ, возвращая закон, должен обосновывать в своем письме причины такого решения, называть мотивы отклонения закона*(599). Аналогичное мнение высказал и Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22 апреля 1996 г., указав, что, «поскольку… Конституцией РФ предусмотрено повторное рассмотрение Госдумой и Советом Федерации отклоненного федерального закона, мотивы принятого Президентом РФ решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания».

По данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы, основаниями отклонения законов Президентом РФ в 1996-1997 гг. было следующее: несогласие с принятым законом или одним из его положений, несоответствие закона Конституции РФ, нарушение правил юридической техники, несоответствие закона Гражданскому кодексу РФ, противоречие закона Федеральному закону «О федеральном бюджете», отсутствие заключения Правительства, несоответствие закона нормам международного права или международным обязательствам РФ, иные замечания правового характера. При этом за указанными формулировками во многих случаях скрываются политические мотивы, в том числе нецелесообразность принятия того или иного закона.

Так, за время работы Федерального Собрания первого созыва Президент РФ отклонял каждый четвертый принятый закон*(600). Как было заявлено Президентом РФ в ежегодных посланиях Федеральному Собранию, в 1997 г. на подпись Главе государства было передано 277 принятых законов, из них 86 было отклонено, 11 законов возвращены без рассмотрения из-за нарушения конституционной процедуры их принятия, причем четыре закона возвращались дважды*(601); в 1998 г. Президент РФ подписал 193 закона, отклонил 67, а девять вернул без рассмотрения*(602).

Думается, что такая практика недопустима, так как при этом Президент РФ игнорирует мнение избранного гражданами России Федерального Собрания и противопоставляет себя парламенту. При отклонении законопроектов Президент РФ обязан руководствоваться лишь правовыми соображениями. В этой связи заслуживает внимания предложение о принятии специального закона, регулирующего порядок и основания реализации Президентом РФ права вето*(603).

Президентское «вето», согласно комментируемой части, отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания РФ квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания РФ в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. При одобрении не менее чем двумя третями голосов депутатов государственной Думы федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации, в ранее принятой редакции он передается в Совет Федерации. Если последний не менее чем двумя третями голосов также одобряет закон, то он считается принятым и подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию*(604).

Порядок одобрения закона в ранее принятой редакции имеет ряд отличий от порядка рассмотрения законов, предусмотренного ст. 105 Конституции РФ. Закон не может считаться одобренным Советом Федерации, если не был им рассмотрен, т.е. если «вето» Президента РФ не было преодолено путем голосования. Таким образом, если Совет Федерации с целью преодоления «вето» начал повторное рассмотрение закона в пределах 14-дневного срока, он обязан путем голосования принять решение об одобрении либо отклонении закона. Для одобрения закона необходимо квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Исключается возможность преодоления неодобрения закона Советом Федерации путем повторного голосования в Государственной Думе, а также создание согласительной комиссии, поскольку закон должен быть одобрен в единой редакции, ранее принятой обеими палатами. Установлена обязанность Президента РФ подписать одобренный обеими палатами закон, и определен иной срок его подписания — в течение семи дней.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, на процедуру повторного рассмотрения федерального закона палатами Федерального Собрания с целью преодоления «вето» Президента РФ не распространяются положения ч. 2, 4 и 5 ст. 105, ч. 2 ст. 107 Конституции РФ, поскольку в ч. 3 ст. 107 Конституции РФ для этого установлены иные, специальные правила.

Источники


  1. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.

  2. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.

  3. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
  4. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
  5. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
  6. Президент рф подписывает и обнародует федеральные законы
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here