Предпринимательское законодательство россии находится в ведении

Информационная статья на тему: "Предпринимательское законодательство россии находится в ведении" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Конспекты юриста

Законы, регулирующие предпринимательскую деятельность

1. Законы, устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности. ФЗ «О регистрации юридических лиц и ИП» от 8 августа, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 4 мая 2011 г., ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О не состоятельности (банкротстве)», ФЗ «О не состоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

2. Законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности. ФЗ «Об акционерных обществах, ООО, производственных кооперативах, о государственных и муниципальных предприятиях, о крестьянско-фермерских хозяйствах».

3. Законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности. ФЗ «О рекламе», ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «Об организации страховой дела», ФЗ «О банках и банковской деятельности».

4. Законы, регулирующие материальные блага и результаты интеллектуальной деятельности и связанные с ними средства индивидуализации. ФЗ «О коммерческой тайне», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

5. Законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294 — ФЗ; ФЗ от 7 мая 2013 г. «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей», АПК РФ (посвящён разрешению экономических споров), ФЗ «О третейских судах».

6. Законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ «Об экспортном контроле», ФЗ «О специальных защитных андидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «О таможенном регулировании».

Существует ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания». Общий порядок — после 10 дней федеральные законы вступают в законную силу после их официального опубликования.

Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения

Понятие и виды источников российского предпринимательского права

Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права

Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

1. Конституция РФ, которая:

  1. закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
  2. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  3. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  4. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
  5. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).
  6. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).
  7. устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);
в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.

  • закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71–73 Конституции РФ).
  • 2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.

    3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

      Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
    б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
    в) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
    г) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;

    Читайте так же:  Поучиться пожарному искусству воспользовавшись гидрантом соседа

    Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

    а) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
    б) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
    в) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

    Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

    а) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
    б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
    в) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
    г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.

    Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

    а) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
    б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
    в) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
    г) Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» и т. д.

    4. Подзаконные акты:

    1. Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);
    2. Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);
    3. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС РФ и др.);

    5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ – издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71–73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

    6. Муниципальные правовые акты – принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

    Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права

    Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.

    Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

    Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. 309, 311, 314, 315, 474 ГК РФ и др.).

    [3]

    Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего – то есть соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего – то есть в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

    Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

    Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:

    1. Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
    2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
    3. Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
    4. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
    5. Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

    Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

    Сущность и виды предпринимательских правоотношений

    Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

    Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:

    [2]

    1. абсолютные вещные правоотношения;
    2. абсолютно-относительные вещные правоотношения;
    3. абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
    4. неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства.

    Охарактеризуем каждый из перечисленных видов предпринимательских правоотношений.

    1. Абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

    2. Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.

    Читайте так же:  Ответственность за нарушение законодательства о денежной системе

    3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

    4. Неимущественные предпринимательские правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.

    5. Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:

    • хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;
    • внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;
    • территориально-хозяйственные отношения – отношения публичных образований между собой и с организациями;
    • оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров.

    Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность

    Читайте также:

    1. Банки и банковская деятельность. Функции и роль центрального банка
    2. Информационная деятельность.
    3. Лекция 19. Восприятие как деятельность.
    4. Лекция 34. Память и деятельность.
    5. Лекция 36. Мышление и деятельность.
    6. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
    7. Понятие о деятельности, структура. Внешняя и внутренняя деятельность. Виды деятельности. Освоение деятельности
    8. Порядок деятельности по созданию законов и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом – парламентом.

    Методы и принципы правового регулирования предпринимательской деятельности.

    Поскольку предпринимательское право носит комплексный характер, то и правовое регулирование характеризуется сочетанием диспозитивных и императивных способов воздействия на субъектов. Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном (горизонтальном) или подвластном (вертикальном) положении, поэтому взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества – характерная черта метода правового регулирования предпринимательского права. Таким образом, предпринимательское право как комплекснаяотрасль имеет два основных метода регулирования отношений: равенства и подчинения.

    В литературе по предпринимательскому праву чаще всего называют несколько методов правового регулирования: обязательных предписаний; автономных решений (метод согласованияи метода разрешения); рекомендаций.

    Принципы правового регулирования предпринимательской деятельности выглядят следующим образом:

    1) принцип свободы предпринимательской деятельности;

    2) принцип свободы договора;

    3) принцип свободного перемещения объектов предпринимательской деятельности;

    4) признание многообразия форм собственности и равно их защита;

    5) принцип поддержания конкуренции и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

    6) принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

    7) принцип законности.

    Предпринимательское законодательство – это совокупность комплексных нормативно-правовых актов различной юридической силы, содержащие нормы частного и публичного права.

    Специфика предпринимательского законодательства в следующем:

    1) данное законодательство посвящено особому субъекту – лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность и связанным с этим лицом иным субъектам;

    2) предпринимательское законодательство имеет особый объект – отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности;

    3) предпринимательское законодательство носит комплексный характер, присутствуют нормы как частного, так и публичного права;

    4) предпринимательское законодательство ненаходится в исключительном ведении РФ, а формируется как на уровне РФ, так и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований и организаций.

    Основные недостатки предпринимательского законодательства:большое количество коллизий и пробелов, колоссальная динамика, декларативный характер многих норм.

    Виды актов предпринимательского законодательства:Конституция РФ, ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления.

    В системе предпринимательского законодательства заметную роль играют акты локального (внутрикорпоративного) регулирования. Последние в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на нормативные и индивидуальные. Локальные корпоративные акты принимаются тем же субъектом, которых их и выполняет, принимаются по вопросам внутренней организации субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность. В зависимости от вопросов внутренней деятельности субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, выделяются:

    1) правовые акты, которые регламентируют внутриуправленческие отношения (между руководством и структурными подразделениями)

    2) правовые акты, которые регламентируют отношения между структурными подразделениями

    3) правовые акты, которые регламентируют отношения, связанные с перемещением товарно-материальных ценностей внутри юридического лица.

    [1]

    Другим источником предпринимательского права является обычай делового оборота – это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо сфере предпринимательской деятельности правила поведения.Признаки обычая делового оборота:

    Читайте так же:  Перерегистрация иностранного гражданина при смене места жительства

    1) это сложившиеся и широко применяемые в сфере предпринимательской деятельности правила поведения;

    2) обычай делового оборота рассчитан на широкое и массовое исполнение;

    3) это правило, которое не предусмотрено законодательством (этим обычай делового оборота отличается от нормы права);

    4) обычаи делового оборота не образуют какой-либо системы, существуют независимо друг от друга;

    5) обычай делового оборота существует независимо от того, закреплён он где-либо формально или нет.

    Международные договоры также являются источником предпринимательского права.Наряду с общепризнанными принципами международногоправа и международными договорами РФв рассматриваемой сфере действуют международно-правовые обычаи и акты международных организаций.

    | следующая лекция ==>
    Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности | Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательской деятельности

    Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 198 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Законодательство Российской Федерации, регулирующее предпринимательскую деятельность (стр. 1 из 2)

    В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта.

    Основной сферой в предпринимательском праве являются правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности, направленной непосредственно на систематическое получение прибыли.

    Источники предпринимательского права многочисленны. сложны и противоречивы. К ним относятся: Конституция РФ. гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права, обычаи делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

    В регулировании предпринимательской деятельности, обеспечении экономических реформ задействованы практически все отрасли права.

    Фундаментальной отраслью права любого государства являемся конституционное (государственное) право, ибо на его основе формируются другие отрасли права.

    Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г., — основной закон государства, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

    В Конституции РФ определена главная экономическая и правовая проблема — проблема собственности, установлены многообразие форм собственности и их одинаковая регистрация. По Конституции частная собственность охраняется законом, а. иметь в частной собственности землю разрешено только российским гражданам и их объединениям.

    Установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по зсей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен рубль. Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию словий для свободного развития человека.

    Ведущей отраслью права является гражданское право. Гражданское право — это система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).

    Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

    Гражданское право регулирует порядок заключения и исполнения договоров, вопросы наследования, авторства, изобретательства, жилищные отношения. Главная особенность гражданского права заключается в том, что оно регулирует отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.

    Гражданское право — это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере регулировать предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, ‘т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом. Однако гражданское право — не единственная отрасль права, регулирующая имущественные отношения. Некоторые отношения регулируются другими отраслями частного и публичного права.

    Среди источников предпринимательского права особая роль принадлежит принятым в 1994 и 1996 гг. первой и второй частям Гражданского кодекса РФ. В них определены имущественные отношения рынка, основные права и обязанности предпринимателей. Кодекс является основой для последующего формирования законодательства Российской Федерации в сфере предпринимательства и защиты имущественных прав граждан.

    Предпринимательское право представляет собой комплексную отрасль законодательства, регулирующую предпринимательскую -еятельность. Основу этой отрасли законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между людъми, занятыми предпринимательской деятельностью или участвующими в ней (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

    Взаимоотношения предпринимателей, оформляемые договорами, и возникающие в связи с этим обязательства являются предметом гражданского права.

    Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулирует нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.

    Читайте так же:  Средства от приносящей доход деятельности бюджетного учреждения

    Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования.

    Административное право оказывает определенное регулирующие воздействие и на негосударственные организации. Например, обязательная государственная регистрация, регламентация отношений этих организаций с субъектами государственной власти, осуществление государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона.

    Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

    Административное право характеризуется наличием отношения «власть — подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.

    Предпринимательская деятельность регулируется множеством нормативных актов различного уровня.

    Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

    Нормативные акты подразделяются на:

    • акты федеральных органов государственного управления;

    • акты федеральных органов исполнительной власти;

    • акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

    Закон — это нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов.

    По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

    Федеральный конституционный закон (ФКЗ) — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции. ФКЗ имеют более высокую юридическую силу в сравнении с федеральными законами и принимаются по вопросам: изменения конституционноправового статуса субъекта РФ; принятия в состав нового субъекта Российской Федерации; проведения референдума; о режиме военного положения; о чрезвычайном положении и т.д.

    Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам.

    Закон субъектов Российской Федерации — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

    К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.

    Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами, обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

    Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) ‘ письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применяемые нормативные жты. Постановления и решения судебных органов получили название судебная практика.

    Вопрос 3. Законодательство о предпринимательской деятельности, понятие, структура, функции и особенности

    Читайте также:

    1. C. исследования функции внешнего дыхания
    2. II. Звуки не выполняют ни лексической, ни морфологической функции.
    3. P2. Функции морали.
    4. PОтличительные особенности.
    5. Quest14Функции международного права
    6. V2: Понятие, виды, источники международных организаций
    7. А. Производственная функция и функции затрат
    8. Аграрне право и законодательство периода перехода к рыночным отношениям.
    9. Аграрное законодательство
    10. Агроэкосистемы и их особенности. Стабильность и нестабильность экосистем.
    11. Административное право как отрасль права, понятие, функции, субъекты административного права.
    12. Административное право: понятие, метод и источники

    Вопрос 2. Предпринимательское право, понятие, предмет, система.

    Предпринимательское право — отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.

    Предмет регулирования 3 группы общественных отношений:

    1)Предпринимательские отношения на основе гражданско-правовых сделок (например, в связи с заключением договора аренды, поставки). Такие отношения называют «горизонтальными», поскольку они основываются на равенстве сторон.

    2) Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления ПД (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговли и другая деятельность некоммерческого характера).

    3) Отношения, возникающие в процессе госрегулирования ПД ( при осуществлении государственного контроля (надзора), при госрегистрации хозяйствующих субъектов, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т. д.)

    Системасостоит из двух частей:

    Общая часть включает положения о:

    1) источниках российского предприн права;

    2) понятии ПД;понятии и видах субъектов предприн права;

    3) системе требований к осуществлению ПД;

    3) правовых основах создания, прекращения, банкротства;

    4) правовых основах управления предприятием;

    5) правовом режиме имущества предпринимателей и т. д.

    Особенная часть — правовое обеспечение отдельных видов ПД:

    1) правовые основы аудиторской деятельности; деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; инвестиционной деятельности; кредитования предпринимателей

    2) правовое регулирование иностранных инвестиций в России;

    3) правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности;

    4) правовое обеспечение инновационной деятельности;

    5) правовое регулирование ценообразования; внешнеэкономической деятельности и т. д.

    Законодательство — совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды в зависимости от юридической силы:

    1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:

    а) Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юрид силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);

    б) ГК рФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);

    Читайте так же:  Стандарт оснащения хирургического кабинета для лицензирования

    в) федеральные законы (законы РФ) определяющие:

    1) состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);

    2) правовое положение субъектов ПД (ФЗ «Об акционерных обществах»);

    3) регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);

    4) требования к порядку осуществления ПД (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);

    5) иные законы, а также подзаконные нормативно-правовые акты:

    6) указы Президента РФ (не должны противоречить законам);

    7) постановления Правительства РФ

    8) акты федеральных органов исполнительной власти

    2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (изданные в пределах их компетенции):

    а) акты органов законодательной власти;

    б) акты органов исполнительной власти.

    3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления .

    В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.

    Локальные акты – принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).

    Нормы международного права (ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах РФ») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта.

    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.

    Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе

    Функции законодательства в этой сфере обычные: регулирует, гарантирует, охраняет, защищает.

    Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 961 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    5. Федеральное законодательство, регулирующее предпринимательские отношения.

    Предпринимательское законодательство образует систему нормативных правовых актов различной юридической силы. В отличие от гражданского законодательства, в состав которого входят Гражданский кодекс РФ и федеральные законы (п. 2 ст. 3 ГК), предпринимательское законодательство — это широкое понятие. Оно включает прежде всего законодательные акты федерального уровня (Конституцию РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные постановления Государственной Думы и Совета Федерации; нормативные указы Президента РФ, принятые в период поэтапной конституционной реформы; не утратившие силу ранее изданные законы и нормативные постановления Съезда народных депутатов СССР, Съезда народных депутатов РСФСР (РФ), Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР и т. д.). В состав предпринимательского законодательства также входят подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты).

    Названные нормативные акты образуют федеральный уровень регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности, основанный на централизации управления экономикой.

    Такое положение соответствует правилу, сформулированному в п. 1 ст. 8 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Безусловно, что указанное единство можно обеспечить в первую очередь за счет единообразного применения нормативных правовых актов федерального уровня.

    В системе предпринимательского законодательства заметную роль играют акты локального (внутрикорпоративного) регулирования. Последние в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на нормативные и индивидуальные. Первые являются нормативными правовыми актами общеобязательного действия, вторые издаются в целях регулирования поведения конкретного индивида.

    Локальные (внутрикорпоративные) нормативные правовые акты имеют ряд отличительных признаков. Во-первых, корпоративные акты издаются самим предприятием (организацией) для решения внутренних вопросов. Предприятие (организация) осуществляет правотворческую деятельность, направленную на урегулирование внутренних отношений. Во-вторых, локальные акты — это подзаконные акты. В иерархии правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, акты локального действия должны подчиняться актам более высокого ранга, не противоречить им.

    В-третьих, сфера действия локальных нормативных актов ограничена только территорией предприятия.

    Локальные нормативные правовые акты, регулирующие внутрифирменные (корпоративные) отношения, можно классифицировать:

    по предмету регулирования; субъектному составу (кругу лиц); характеру содержащихся предписаний; в форме, в которую облечен акт.

    Системность законодательства во многом обеспечивается путем издания кодифицированных актов в различных сферах. Каждая самостоятельная отрасль права стремится иметь свой кодифицированный акт. Существуют разные виды кодифицированных актов (основы, кодексы, уставы, положения). Роль подобного акта выполняет, в частности, Гражданский кодекс. Правда, не всегда наличие кодифицированного акта — показатель самостоятельности той или иной отрасли права (например, Градостроительный кодекс не свидетельствует о существовании градостроительного права). Не бесспорно утверждение о самостоятельности налогового права, бюджетного права в свете кодифицированных актов.

    Федеральные нормативно-правовые акты, касающиеся предпринимательства

    Название нормативного акта

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Содержание статьи, относящейся к предпринимательству

    Источники


    1. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.

    2. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.

    3. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
    4. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
    5. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.
    6. Предпринимательское законодательство россии находится в ведении
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here