Право собственности на земельный участок иностранных граждан

Информационная статья на тему: "Право собственности на земельный участок иностранных граждан" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Гражданское и арбитражное право РФ

Какие земельные участки не могут быть предоставлены в частную собственность (собственность граждан или юридических лиц)?

Это прежде всего земельные участки, изъятые или ограниченные в обороте в соответствии со ст. 27 ЗК РФ. Указанной статьей установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Изымаются из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  1. государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);
  2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  4. объектами организаций Федеральной службы безопасности;
  5. объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  6. объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  7. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  8. исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  9. воинскими и гражданскими захоронениями;
  10. инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

Пункт 4 ст. 27 ЗК РФ устанавливает закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота. Это означает, что иными нормативными актами, в том числе федеральными законами, не могут быть установлены иные виды земельных участков, изъятых из оборота, в сравнении с уже указанными настоящим Кодексом.

При этом к земельным участкам, изъятым из оборота, отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки, как особо охраняемые природные территории, находящиеся в федеральной собственности. Согласно ст. 95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Далее, изъятыми из оборота являются земли, на которых расположены объекты, обеспечивающие государственную безопасность и оборону, а также объекты атомной промышленности государства.

Поскольку размещение перечисленных объектов является основанием для изъятия соотв

Гражданское и арбитражное право РФ

Могут ли иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица иметь в собственности земельные участки на территории Российской Федерации?

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут приобретать в собственность расположенные на территории Российской Федерации земельные участки, однако на этот счет существует несколько исключений.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» включает в пределы приграничной территории пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска. Указом же Президента РФ (который пока не принят) будут утверждены перечни, включающие наименования конкретных территорий из названных выше, на которых запрещается предоставление иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков в собственность.

Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в п. 5 ст. 3 закрепил, что до установления Президентом РФ указанного перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на таких территориях (т.е. на всех приграничных территориях), в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Иными словами, в собственность участки земель сельскохозяйственного назначения указанным лицам не могут быть предоставлены. Следует обратить внимание на то, что в данном Законе речь идет не только об иностранных юридических лицах, но и о тех юридических лицах, в которых доля иностранного капитала составляет более чем 50%.

Указанные юридические лица включены в государственный реестр коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории Российской Федерации и, соответственно, в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, которые ведет Государственная регистрационная палата при Минюсте России. Соответствующие данные о долях в уставном капитале должны содержаться в их учредительных документах.

Других ограничений законодательством в настоящее время не установлено, однако они могут быть введены федеральными законами в соответствии с приведенной выше статьей Земельного кодекса.

Читайте так же:  Отпуск без содержания по семейным обстоятельствам образец

Необходимо также отметить, что иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату (п. 5 ст. 28 ЗК РФ). Например, если иностранный гражданин использует земельный участок, предоставленный ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, он не имеет права на бесплатное переоформление его в собственность в порядке ст. 20 ЗК РФ, но может взять его в аренду или приобрести в собственность за установленную плату.

Ограничения прав на землю иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Российское законодательство определяет правовой статус иностранцев и лиц без гражданства принципом национального режима. Этот принцип установлен Конституцией России (п. 3 ст. 62), ГК (п. 1 ст. 2), Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 11.11.2003) (ст.ст. 3, 4). Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом. Правовое положение иностранных граждан в России определяется также международными договорами РФ.

В настоящее время российским законодательством установлены следующие ограничения в отношении земельных участков. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут:

Приобретение иностранными гражданами прав собственности и иных вещных прав в России

Предоставление в России национального режима иностранным гражданам и лицам без гражданства действует и в отношении права собственности. Указанные лица могут приобретать и отчуждать имущество, отдавать его в залог, осуществлять право владения, пользования и распоряжения на равных основаниях с российскими гражданами и юридическими лицами за изъятиями и ограничениями, установленными федеральными законами.

Как и в ряде других государств, в России основные ограничения касаются прав собственности на землю. Согласно Закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства не могут приобретать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в собственность. Им может предоставляться только право аренды. Обладать земельными участками на праве аренды могут также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%. См.: Новиков В.В. Цивилистические аспекты правоотношений с участием иностранных физических лиц в России // Юрист. — 2009. — N 2. — С. 32.

[3]

Согласно Закону иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, а также российские юридические лица с таким иностранным капиталом отнесены к числу лиц, которые обязаны произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут им принадлежать на праве собственности (ст. 5 этого Закона). В соответствии с этой статьей установлен следующий порядок отчуждения.

[1]

В случае если в собственности лица по основаниям, допускаемым Законом, оказались земельный участок или доля из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований этого Закона, такие земельные участки или доля должны быть отчуждены собственником.

Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу этого Закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления его в силу. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу этого Закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок либо в течение года со дня, когда собственник узнал или обязан был узнать об обстоятельствах, которые повлекли за собой нарушение требований Закона.

В случае если при нарушении требований закона собственник не произведет в течение указанного выше срока отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязано в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта РФ.

Орган государственной власти субъекта РФ в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, эти земельный участок или долю должен приобрести субъект РФ либо в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления по начальной цене предмета торгов. Таким образом, земельные участки сельскохозяйственного назначения вообще не могут находиться в собственности иностранцев. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды.

Не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц участки недр, континентального шельфа, лесного фонда, они могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды при условии, что эти лица наделены правом заниматься соответствующей деятельностью.

Не могут находиться в собственности иностранцев земельные участки, предоставляемые членам садоводческих, огороднических и дачных товариществ.

Эти положения установлены ЗК РФ. Кроме того, этим Кодексом установлены ограничения следующего характера:

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в собственность только за плату, размер которой установлен ЗК РФ. Российским гражданам и юридическим лицам в ряде случаев участки могут предоставляться в собственность бесплатно, кроме того, ЗК РФ установлена возможность предоставления им участков в безвозмездное срочное пользование.

Читайте так же:  Росреестр официальный сайт кадастровая стоимость бесплатно

В отношении аренды законодательством установлены следующие правила: иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам предоставляется право аренды сельскохозяйственных земельных участков, но за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ (п. 1 ст. 22). Такие арендаторы не имеют права на льготы и привилегии, которые предоставляются российским сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также на государственную финансовую поддержку. См.: Новиков В.В. Правоотношения с участием иностранных физических лиц в России: цивилистические аспекты // Гражданское право. — 2009. — N 1. — С. 35.

В отношении других земель соответствующие правила о праве собственности иностранцев и иностранных юридических лиц были установлены ЗК РФ. Согласно положениям Кодекса иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий и сооружений, которые расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на приобретение этих земельных участков в собственность в порядке, установленном ЗК РФ. Это положение не распространяется на участки, находящиеся на приграничных территориях, участки, изъятые из оборота, зарезервированные для государственных или муниципальных нужд, участки, в отношении которых установлен запрет приватизации (п. 9 ст. 36 ЗК РФ).

В течение длительного периода времени в России имела место неопределенность в отношении прав собственности иностранцев на землю. В комментариях к земельному законодательству обращалось внимание на то, что ранее действовавший ЗК РСФСР не предусматривал права собственности и права пожизненного наследуемого владения иностранных граждан.

Нормы ст. 7 ЗК РСФСР, закрепившие порядок, согласно которому иностранные граждане могут выступать лишь арендаторами земельных участков, официально утратили юридическую силу 24 декабря 1993 г. Необходимые условия для реализации инвестиционного потенциала земли и развития регулируемого оборота земель заложил Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 631, установивший Порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также участков, предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Нормы п. 3 данного Порядка признавали любых юридических и физических лиц, включая иностранных, покупателями земельных участков.

Тенденция расширения прав собственности иностранных граждан и юридических лиц нашла выражение в Указе Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», который подтвердил право собственности на землю иностранных инвесторов, если им это право передано российскими партнерами в качестве взноса в уставный фонд корпоративных и кооперативных организаций.

[2]

Несмотря на формальное признание законодательством начала 90-х гг. прав иностранных физических и юридических лиц на землю, в действительности земельная правосубъектность иностранцев была неопределенной, так как неясным оставался вопрос, могут ли иностранные граждане и иностранные юридические лица, а также предприятия с иностранным участием, действующие на территории России как российские юридические лица, приобретать в собственность земельные участки несельскохозяйственного назначения. См.: Новиков В.В. Цивилистические аспекты правоотношений с участием иностранных физических лиц в России // Юрист. — 2009. — N 2. — С. 33.

Более определенно в законодательстве регулировался вопрос о правах иностранных граждан на сельскохозяйственные земли. Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве предоставлял право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей только гражданину РСФСР. Аналогичные ограничения прав иностранных граждан содержались в Законе о сельскохозяйственной кооперации, который предусматривал, что членами производственного кооператива могут быть только граждане Российской Федерации.

Предусмотренные в ЗК РФ 2001 г. правила (п. 2 ст. 5 и п. 3 ст. 15) расширяют круг иностранных лиц, которые признаются участниками земельных отношений, включая иностранные юридические лица; устанавливают возможность приобретения земельного участка иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами не только на праве аренды, но и на праве собственности, вводя в то же время определенные ограничения, о которых говорилось выше.

Существенные ограничения прав иностранных граждан и иностранных юридических лиц установлены в отношении их прав собственности и участия в учреждении организаций в области телевидения и телевидеопрограмм. Согласно принятому в 2001 г. дополнению к Закону о средствах массовой информации 1991 г., иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50% и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения России.

Отчуждение долей (акций) учредителем телепрограмм и телекомпаниями, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50% и более, не допускается.

Право собственности на земельный участок иностранных граждан

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ 17 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 января 2010 года

Под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА

Андропов Вадим Владимирович, заместитель директора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — ст. 283 (в соавт. с И.Б. Мироновым); ст. ст. 284 — 286.

Жернаков Дмитрий Владимирович, доцент кафедры гражданского права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук — ст. ст. 268 — 273, 278.

Гонгало Бронислав Мичиславович, заведующий кафедрой гражданского права Уральской государственной юридической академии, директор Уральского филиала Российской школы частного права, доктор юридических наук, профессор — ст. ст. 262, 263.

Крашенинников Павел Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации — вступ. слово, ст. ст. 260; 261 (в соавт. с О.А. Рузаковой).

Манылов Игорь Евгеньевич, заместитель министра экономического развития Российской Федерации, кандидат юридических наук — ст. 287.

Читайте так же:  Электронный фонд правовой и нормативно технической документации

Миронов Илья Борисович, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кандидат юридических наук — ст. ст. 279 — 282; 283 (в соавт. с В.В. Андроповым).

Михеева Лидия Юрьевна, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, профессор — ст. ст. 265 — 267, 274 — 277.

Рузакова Ольга Александровна, главный советник аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук — ст. 261 (в соавт. с П.В. Крашенинниковым); ст. 264.

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Комментарий к Ст. 15 ЗК РФ

1. Земельным кодексом установлены основные положения о праве собственности на землю в Российской Федерации. В том числе субъекты, объекты права собственности, основания и порядок возникновения, реализации и прекращения права собственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пункт 1 комментируемой статьи именует собственность граждан и юридических лиц частной собственностью, следуя ст. 36 Конституции РФ. Данной статьей Основного Закона установлено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Собственность граждан и юридических лиц (как объединений граждан) с правовой точки зрения является частью одного правового института — права собственности на землю. При исследовании содержания права собственности на землю иногда высказывается предположение, что законодатель, именуя таким образом собственность граждан, формирует предпосылки для признания в праве категорий как частной, так и публичной собственности на землю. Можно согласиться, что для этого есть определенные основания. В то же время ни право собственности Российской Федерации, ни право собственности субъектов РФ или муниципальных образований в законодательных актах, как правило, не называется, в свою очередь, публичной собственностью. Кроме того, публичная и частная собственность являются институтами публичного и частного права как основными составляющими правовой системы государства. Однако нельзя сказать, что такое деление российской правовой системы признано и состоялось.

Объекты земельных правоотношений названы в статье 6 ЗК РФ. Из всех перечисленных в этой статье объектов п. 1 комментируемой статьи в качестве объекта права частной собственности назвал только земельный участок. Гражданский кодекс (ст. 261) специально обращается к определению земельного участка как объекта права собственности. Согласно этой статье, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Согласно п. 1 комментируемой статьи основания возникновения права частной собственности могут быть установлены законодательством РФ. В законодательных нормативных правовых актах под «законодательством РФ» подразумевается законодательство федеральное .
———————————
См., например, ст. 39 и др. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

2. Исходя из положений ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Граждане, обладающие правоспособностью и полной дееспособностью, вправе приобретать земельные участки в собственность самостоятельно. Приобретение земельных участков в собственность недееспособных или ограниченно дееспособных граждан осуществляется в порядке, установленном ГК.

Содержание правоспособности граждан установлено ст. 18 ГК. Согласно этой статье граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается со смертью (ст. 17 ГК).

В соответствии со ст. 21 ГК дееспособность гражданина — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

Статьей 260 ГК установлены общие положения о праве собственности граждан на землю. А именно лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Читайте так же:  Соглашение о добровольном разделе имущества между супругами

Ограничения в предоставлении земельных участков в собственность граждан или юридических лиц основаны прежде всего на положениях ст. 27 ЗК РФ (см. комментарий к ней).

3. Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане не могут приобрести земельные участки в собственность, в настоящее время не установлен.

Вопрос о конституционности п. 3 комментируемой статьи ЗК стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В запросе Мурманской областной Думы оспаривалась конституционность следующих положений ЗК, регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам: п. 3 ст. 15, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, ст. 38.

Излагая свою позицию по рассматриваемому вопросу, Конституционный Суд РФ, в частности, пояснил следующее. Исходя из предписаний ст. ст. 9 и 36 Конституции РФ, федеральное законодательство в области регулирования земельных отношений определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью и что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается соответствующими законами.

При этом по смыслу конкретизирующих указанные конституционные предписания ст. ст. 260 и 261 ГК и ст. 15 ЗК объектом права собственности на землю являются земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли в границах территории Российской Федерации. При предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность.

Что касается использования природных ресурсов, находящихся в границах земельного участка, то собственник в соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РФ получает на них определенные права.

Это важно знать: может ли иностранец купить землю в России?

Обычно, зарубежные граждане, въезжающие в Россию, берут в аренду русскую недвижимость, а не покупают её.

Тем не менее есть некий тип иноземцев, которые желают купить недвижимое имущество — для регулярного пользования и проживания на ней. В частности это затрагивает южные районы РФ, с расположенными в них курортами и хорошим климатом.

В процессе данной статьи мы рассмотрим подробно все нюансы проведения сделок купли-продажи земли для нерезидента.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Может ли иностранный гражданин купить земельный участок в РФ?

Окончательного запрета на покупку недвижимости в собственное владение зарубежными гражданами в России нет. Другими словами, отвечать на текущий вопрос надо следующим образом: приобрести землю на территории РФ человек, приехавший из-за границы может, но не все категории земель ему доступны.

Особенности реализации права покупки участка в СНТ иностранными гражданами

Иностранные граждане могут покупать участки в СНТ. Основываясь на ч. 3 ст. 18 ФЗ об СНТ от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ: Иностранцы и лица, у которых отсутствует гражданство могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Право зарубежных граждан и людей без гражданства на садовый, огородный, дачный земельный участок определяются в соответствии с законом РФ.

Что говорит закон?

В Земельном кодексе России отмечено, что зарубежные лица, которые не имеют гражданства, не могут приобрести приграничный участок земли. Список земель определён Президентом России лично. Помимо прочего, учитывают содержание правовых актов, затрагивающих вопрос Государственных границ.

Для простоты понимания, возьмём пример: предположим, что иностранцам дали разрешение скупать землю на границе. Если соседняя страна пожелает увеличить свою площадь, то она в лице своих граждан может скупать все приграничные земельные участки РФ.

Когда процедура невозможна?

Что подразумевается под этим выражением – не уточняется. Но можно допустить, что это особые ценные участки.

Нормы ограничения имеются и в других правовых пунктах. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» гласит о том, что приведённые участки не могут быть приобретены в собственность мигрантами (о том, кто и как может покупать и продавать земли сельхозназначения, мы рассказывали тут). Тем не менее страна осознаёт, что с точки зрения экономики невыгодно утверждать абсолютный отказ на пользование текущих участков зарубежными гражданами и предприятиями из других государств.

И потому, например, фермер из Казахстана имеет возможность приехать в Россию, брать в аренду поле и растить сельхоз. культуры. Важно иметь в виду, что сельхозземли не могут передаваться по наследству гражданину другой страны.

Пример. Семейный круг в РСФСР состоял из родителей и двоих сыновей. Один из них уехал на заработки в Харьков (Украина), а другой – пожелал остаться с родителями. После распада СССР отец умер. Если определяться на нормы ГК РФ, то наследников в текущей ситуации будет трое.

Но необходимо обратить взгляд на структуру имущества: дом, автомобиль и земельный участок, назначенный для сельхоз. нужд. Если кто-то не даст отказ от наследства, то квартира и автомобиль поделят между тремя наследниками, а вот участок земли может быть распределён только между преемниками, которые являются гражданами России.

Во всех других ситуациях приобретение земельного участка гражданином из-за рубежа, пребывающим в РФ, разрешена. Не запрещено также и осуществлять иноземцам свои наследственные права.

Момент, на который необходимо обратить взгляд: продажа участка человеку, не имеющему гражданства России, разрешена (за исключением моментов указанных выше). Но иностранец не может выкупить участок в России на безвозмездной основе.

Приобретение недвижимости зарубежным лицом в РФ реализуется, в целом, подобным образом, как и в ситуации оформления сделки купли-продажи участка в России между владельцами русских документов.

Читайте так же:  Покос травы на придомовой территории многоквартирного дома

Также процесс заключения сделки по продаже или покупке недвижимости, в которой мигрант покупатель, имеет некоторые нюансы. В первую очередь, надо приготовить необходимые для сделки бумаги. Ключевым документом тут будет являться договор купли-продажи. Составлять его надо на русском языке, потому что сделка проводится в российской юрисдикции.

В текущем договоре предусматривается повторение индивидуальных сведений сторон. Со стороны мигранта ими будут сведения из паспорта, данные паспорта нужно перевести на русский язык и заверить у нотариуса. У него же необходимо составить и заверить документ о купле-продаже, также нужно заказать справку из ЕГРН.

Далее в регистрационную палату принести весь необходимый для совершения операции список бумаг:

  • заявление о гос. оформления операции и перехода права владения имуществом;
  • бумаги, доказывающие личность участников;
  • квитанция о выплате госпошлины;
  • оригиналы правоустанавливающих документов;
  • технические документы на строения;
  • кадастровый план участка земли;
  • договор купли-продажи;
  • заверенное нотариусом разрешение супруга на сделку.

Договор купли-продажи принимается по месту, где располагается недвижимость.

Процедура заключения сделки

С чего начинать и куда обращаться?

Начать нужно с поиска подходящего участка, затем нужно подготовить все бумаги. А обратиться для совершения сделки можно к нотариусу.

  1. После того, как бумаги приготовлены — совершается договор купли-продажи объекта недвижимости.
  2. Далее все необходимые бумаги отправляются продавцом в Росреестр — на гос. регистрацию передачи права собственности.

Нюансы заключения договора

  • Большее количество бумаг из-за необходимости предоставлять возможным покупателем заверенных нотариусом переводов необходимых документов.
  • Отсутствие возможности иностранцем купить недвижимость в приграничных землях, а также в непосредственной близости от особо охраняемых объектов или объектов, предоставляющих безопасность страны.
  • Создание договора купли-продажи иногда требуется на двух языках (русский, английский, или на другом родном языке возможного покупателя) с заверением экземпляров на каждом из языков у нотариуса, а сам документ составляется на каждом языке в 3-х экземплярах (для покупателя, продавца и Росреестра).

Приведённые особенности сделок при участии мигрантов являются обязательными нюансами, которые необходимо соблюсти в соответствии с условиями действующего законодательства. Структура договора не меняется, в нем остаются те же самые пункты, которые вносятся в документ при заключении сделки между россиянами.

Регистрация сделки

Оформление самой операции необходимо реализовать. То есть на основе исполненного оформления сделки новоиспечённый владелец приобретёт свою справку о праве собственности, а с продавца будет снято право собственности, относящееся уже новому владельцу.

В территориальные участки Росреестра или офисы МФЦ чтобы зарегистрировать переход права на имущество нужно будет отправить следующие бумаги:

  • Заявление о перерегистрации права на имущество на новоиспечённого хозяина недвижимости.
  • Документ о купле-продаже.
  • Документ о праве на собственность, зарегистрированное на прошлого собственника, а также бумаги, доказывающие право имущества и легальность его приобретения.
  • Кадастровые паспорт и схема.
  • Одобрительные документы от супругов, а также из органов опеки и попечительства.
  • Чек о выплате госпошлины.

Подробно о том, как оформить куплю-продажу ЗУ через Росреестр и МФЦ, говорится в отдельной статье.

Сроки и стоимость

Перед отправкой бумаг в Росреестр надо выплатить гос. пошлину – 2000 руб. Обычно, текущий тип расходов остаётся за покупателем, как и большинство остальных — в виде комиссии агента по недвижимости, если его услугами воспользовались, оплата услуг нотариуса при заверении паспорта и тому подобное. О стоимости услуг риэлтора и нотариуса при покупке и продаже земельного участка, а также о том, когда необходима помощь специалиста, узнаете тут.

Сроки осуществления Росреестром необходимых действий могут составить:

  • До недели, если бумаги отправлены сразу в Росреестр.
  • До 9 дней, если документы высланы через МФЦ.
  • До 1 дня, следующего за тем, в котором бумаги отправлены в Росреестр в электронной форме.

Особенности налогообложения

Сумма налога НДФЛ во время продажи дома или другого недвижимого имущества в РФ обусловлено налоговым статусом налогоплательщика, а не от гражданства получателя дохода.

Помимо прочего, НР Российской Федерации имеют право при расчете НДФЛ занижать приобретённый доход от продажи квартир и другого недвижимого имущества на налоговые вычеты (статья 220 Налогового кодекса).

Налоговые нерезиденты России должны платить налог на доходы по ставке 30%, включая доходы от продажи недвижимости. Помимо прочего, нерезиденты не имеют права прибегать к налоговым вычетам. Об особенностях налогообложения купли-продажи земли мы подробно рассказывали тут.

Исходя из того, что нет полного запрета на покупку земельного участка в Российской Федерации для иностранца, то заключить такую сделку несложно. Главное, собрать правильный пакет документов, а также оформить все надлежащим образом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Видео (кликните для воспроизведения).

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Источники


  1. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.

  2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.

  3. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
  4. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
  5. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
  6. Право собственности на земельный участок иностранных граждан
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here