Права профсоюзных инспекторов труда при осуществлении контроля

Информационная статья на тему: "Права профсоюзных инспекторов труда при осуществлении контроля" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

СТ 370 ТК РФ.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением
работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров,
соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении
выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах
рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий
коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их
объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые
наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими
профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций
профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации,
могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые
действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением
соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно
посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и
форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного
профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок
соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных
договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий
взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение
государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными
органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции
по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют
право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные
для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными
предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Комментарий к Ст. 370 Трудового кодекса РФ

1. Профессиональный союз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Основное предназначение профсоюзов — осуществление защиты прав и интересов своих членов, их представительство перед работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Однако профсоюзы представляют не всех наемных работников. В тех случаях, когда работодатель, по мнению профсоюза, нарушает субъективные права работников, предусмотренные как законодательством, так и коллективными договорами, соглашениями, профсоюз осуществляет представительство и защиту прав только членов соответствующего профсоюза (ст. 11 указанного Федерального закона).

2. Право на выполнение контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением коллективных договоров, соглашений предоставлено непосредственно профсоюзам, которые самостоятельно определяют, какие именно органы и (или) лица будут выполнять данную деятельность.

Профсоюзный контроль могут осуществлять: а) профсоюзные органы, действующие в конкретной организации (у работодателя); б) профсоюзные представители (доверенные лица), в том числе руководители профессионального союза, объединения профессиональных союзов, профсоюзной организации, профорганизаторы, другие лица, уполномоченные на это уставом профессионального союза, объединения профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа; в) профсоюзные уполномоченные по охране труда, общественные инспекторы выборного профсоюзного органа; г) инспекции труда профсоюзов.

3. В целях профессионализации контрольной деятельности профсоюзами могут создаваться специализированные органы: правовые инспекции труда профсоюзов и технические инспекции труда профсоюзов. Правом на создание таких инспекций наделены общероссийские профсоюзы и их объединения, а также межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ.

Структура и полномочия инспекций определяются соответствующим профсоюзом или объединением профсоюзов (организаций профсоюзов) самостоятельно и закрепляются в положениях о данных инспекциях. Межрегиональное или территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующее на территории субъекта РФ, принимает положение об инспекциях труда профсоюзов согласно типовому положению, принятому соответствующим общероссийским объединением профсоюзов.

Правовые инспекции труда профсоюзов укомплектовываются специалистами в области права и осуществляют контроль за соблюдением законодательных положений и условий договоров о труде, а также оказывают методическую помощь иным лицам и органам, входящим в систему профсоюзного контроля. Технические инспекции труда профсоюзов состоят из специалистов, обладающих познаниями в области технологических проблем организации труда, и по общему правилу осуществляют контроль за соблюдением технологических норм, правил по охране труда.

4. В целях проведения контроля профсоюзным инспекторам труда предоставляется право посещать любых работодателей (как организации, так и работодателей — физических лиц). Особый порядок посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда законом не установлен, поэтому следует руководствоваться правилами инспектирования организаций, установленными применительно к деятельности должностных лиц федеральной инспекции труда (см. ст. 360 ТК РФ и комментарий к ней). Процедуры посещения работодателей профсоюзными инспекторами труда могут также определяться коллективными договорами, соглашениями.

Сфера деятельности профсоюзных инспекторов труда ограничена работодателями, с которыми состоят в трудовых отношениях члены профсоюза (члены профсоюзов, входящих в объединение профсоюзов), создавшего соответствующую инспекцию труда. Профсоюзные инспекторы труда вправе проводить у данных работодателей проверки соблюдения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также законодательства о профсоюзах, выполнения условий коллективного договора, соглашения.

5. Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, имеют право требовать от работодателя устранения выявленных нарушений. Требование об этом обязательно для рассмотрения работодателем в недельный срок, в течение которого работодатель должен принять решение о необходимости удовлетворения требования профсоюза, принять меры к устранению выявленных нарушений и сообщить об этом органу (лицу), выдвинувшему соответствующее требование, либо представить данному органу (лицу) мотивированный отказ в удовлетворении требования.

В случае отказа работодателя от устранения выявленного нарушения представители профсоюза вправе обратиться в орган государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо по поручению работника — в суд для разрешения индивидуального трудового спора.

Читайте так же:  Сроки рассмотрения налогового вычета при покупке квартиры

Органы и лица, осуществляющие профсоюзный контроль, могут обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Процедура рассмотрения таких обращений определяется административным и уголовно-процессуальным законодательством. При установлении фактов нарушений законов и иных нормативных правовых актов о труде, допущенных руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями, работодатель обязан применить к указанным лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (см. ст. 195 ТК РФ и комментарий к ней).

Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде

Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

1. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ в пункт 2 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2. Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами.

См. Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденное постановлением Исполкома Федерации независимых профсоюзов России от 22 ноября 2011 г. N 7-15

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с иными федеральными органами исполнительной власти.

3. Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

Права профсоюзных инспекторов труда при осуществлении контроля

П. и. т. действуют на основании положений, утверждаемых общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС . Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова . 2007 .

Смотреть что такое «ПРОФСОЮЗНЫЙ ИНСПЕКТОР ТРУДА» в других словарях:

Инспектор труда — см. Государственный инспектор труда, Профсоюзный инспектор труда … Российская энциклопедия по охране труда

Всероссийская конфедерация труда — У этого термина существуют и другие значения, см. ВКТ. Всероссийская конфедерация труда Лидер: Борис Кравченко … Википедия

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ — добровольное объединение физических лиц, занимающихся одним видом деятельности или сходными видами деятельности, связанных общими социальными, трудовыми и профессиональными интересами. П. с. создаются по профессиональному либо по отраслевому… … Российская энциклопедия по охране труда

1947 год — Годы 1943 · 1944 · 1945 · 1946 1947 1948 · 1949 · 1950 · 1951 Десятилетия 1920 е · 1930 е 1940 е 1950 е · 1960 е … Википедия

Прием на работу подростков

Профсоюзным правовым инспектором труда при проверки соблюдения трудового законодательства на заводе было обнаружено, что на предприятии работают лица, принятые без согласия профсоюзного органа. В частности, в заводоуправлении зачислены на работу по совместительству 3 человека, в цехах работают 7 подростков в возрасте 16 лет, принятые на работу работодателем единолично. Кроме того, мастер литейного участка назначен на должность вопреки мнению работников организации.

Как следует реагировать правовому инспектору труда на выявленные нарушения?

Какими правами обладает профсоюзный орган предприятия при решении вопросов, связанных с подбором и расстановкой кадров?

Какими правами обладают работники организации в решении названных вопросов?

Ответы юристов ( 1 )

Задачи и полномочия профсоюзной инспекции труда изложены в ст. 370 Трудового кодекса РФ и Типовым положением о правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденным Постановлением Исполкома Федерации независимых профсоюзов России от 22 ноября 2011 г. N 7-15.

Основы взаимодействия работодателя с профсоюзом указываются в коллективном договоре организации. Как правило, работодатель не обязан ни советоваться, ни отчитываться перед профсоюзом по вопросам, связанным с подбором и расстановкой кадров — в законодательстве этого точно нет, это может быть только в коллективном договоре. По общему правилу только работодатель отвечает за деятельность организации, и поэтому он сам принимает решения по приему и расстановке кадров, а профсоюз, в свою очередь, следит, чтобы при этом не нарушались права работников. В случае выявления нарушений они инспекции труда вправе выдавать предписания работодателю или обращаться в соответствующие органы для защиты прав работников — прокуратура, государственная инспекция труда.

ПРАВА ПРОФСОЮЗНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ТРУДА

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

1. осуществлять контроль за соблюдением работодателями ТЗ и иных НПА, содержащих нормы ТП;

2. проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

[3]

3. принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4. получатьинформацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — ИП о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

5. защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

6. предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

7. направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений ТЗ и иных НПА, содержащих нормы ТП, обязательные для рассмотрения;

8. осуществлятьпроверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

9. принимать участиев работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

10. принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

Читайте так же:  Политическая партия должна отвечать следующим требованиям

11. принимать участие в разработке проектов ФЗ и иных НПА РФ, законов и НПА субъектов РФ, НПА ОМСУ, содержащих нормы ТП;

12. принимать участие в разработке проектов подзаконных НПА, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

13. обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении ТХ и иных актов, содержащих нормы ТП, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

16. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов.

Согласно статье 372 ТК России

1)Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации

2)Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

3) В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию,

· работодатель может согласиться с ним

· либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

4)При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора

5) Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Кратко: работодатель направляет проект, выборный орган направление мнение, и работодатель может с ним согласиться, либо же провести доп. Консультации, и при недостижении согласия таки принять все равно НПА, в свою очередь орган может оспорить решение в суд или гос. инспекцию

17.Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

Согласно статье 373 ТК России

1)При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2,3 или 5 части первой статьи 81 ТК с работником , работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

2)Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

3)В случае несогласия, ВОППО в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

· При недостижении общего согласияпо результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.

· Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

4)Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

5)Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Кратко: работодатель направляет проект приказа, орган направляет ответное мнение, при несогласии проводятся консультации, и работодатель может принять решение, которое можно оспорить ( похоже на случай с НПА, но тут сроки иные)

вопреки названию статьи 379 ТК РФ, сформулированному как «Формы самозащиты», она предусматривает лишь одну форму – отказ от выполнения трудовых обязанностей, приводя при этом два случая, в которых работник может отказаться от выполнения работы: не предусмотренной трудовым договором и непосредственно угрожающей жизни и здоровью работника. Вместе с тем согласно части 2 ст. 379 ТКРФ в целях самозащиты трудовых прав работник вправе отказаться от выполнения работы и в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Следовательно, к форме самозащиты относится отказ работника от выполнения любых незаконных распоряжений работодателя, а также( далее идут уточнения других случаев, основных же всего два, они были выше, эти для общего ознакомления, на всякий случай):

1) ст. 142 ТК РФ, — приостановка работы в случае задержки выплаты заработной платы

2)работник вправе отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, в частности, от работы с вредными и (или) опасными условиями труда, если их выполнение не предусмотрено трудовым договором.

3) Работник вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей и выхода на работу в связи с невыплатой заработной платы, в том числе частичной.

4) Работник вправе отказаться от выполнения незаконных распоряжений работодателя.

[2]

5) Работник вправе отказаться от дачи объяснений при привлечении к дисциплинарной ответственности, а также от дачи свидетельских показаний по трудовым делам против своих близких. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Конституции РФ работник может отказаться от дачи свидетельских показаний против себя самого, своего супруга и близких родственников.

6) Работник вправе отказаться от направления в командировку, когда в соответствии с законодательством такое направление может состояться только с письменного согласия работника

7) Работник вправе отказаться от выполнения сверхурочных работ, работ в выходные и нерабочие праздничные дни, к которым он привлекается с нарушением законодательства, а также от досрочного выхода из отпуска

8) Работник вправе отказаться от предоставления представителям работодателя документов и сведений, которые не касаются выполняемой им трудовой функции и предоставление которых не предусмотрено действующим законодательством.

9) Работник вправе прекратить выход на работу по истечении двухнедельного срока предупреждения при увольнении по собственному желанию.

10) Работник вправе отказаться от получения трудовой книжки, в которую внесены не соответствующие законодательству записи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте так же:  Условия возврата налогового вычета при покупке квартиры

Права профсоюзных инспекторов труда при осуществлении контроля

Об утверждении Положения о правовой инспекции труда ФНПР

Во исполнение постановления Исполкома ФНПР от 16.05.2007 № 2-2 «О совершенствовании работы правовых служб профсоюзов по реализации решений VI съезда ФНПР по защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюзов»

Исполнительный комитет ФНПР постановляет:

утвердить Положение о правовой инспекции труда ФНПР и формы № 1-ПИ (представление), № 2-ПИ (требование), № 3-ПИ (образец удостоверения правового инспектора труда ФНПР) (прилагаются).

к постановлению Исполкома

ФНПР от 26.09.2007 № 4-3

о правовой инспекции труда ФНПР

1. Общие положения

1.1. Правовая инспекция труда ФНПР создается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Уставом ФНПР для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнением условий коллективных договоров, соглашений.

Правовые инспекторы труда ФНПР осуществляют контроль любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены профсоюзов, входящих в ФНПР.

1.2. Правовая инспекция труда ФНПР осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2. Задачи правовой инспекции труда ФНПР

Основными задачами правовой инспекции труда ФНПР являются:

2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений.

2.2. Юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов (работников), а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействий) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников, а также профсоюзных организаций, установленные международными нормами, законами, нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами.

2.3. Отстаивание прав и интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзных организаций, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений.

Видео (кликните для воспроизведения).

2.4. Взаимодействие с органами прокуратуры Российской Федерации.

2.5. Взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

2.6. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков и упущений со стороны должностных лиц, допустивших нарушения трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов (работников).

2.7. Взаимодействие со средствами массовой информации для широкого оповещения членов профсоюзов, общественности об эффективной правозащитной работе юристов профсоюзов с целью пресечения действий (бездействия) , направленных на дискредитацию профсоюзных организаций и повышения мотивации профсоюзного членства.

2.8. Информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание членам профсоюзов бесплатных консультаций по вопросам социально-трудовых прав и интересов работников.

3. Основные полномочия правовой инспекции труда ФНПР

Для выполнения возложенных на инспекцию труда задач правовые инспекторы труда ФНПР:

3.1. Осуществляют проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, прав профсоюзов , выполнение ими условий обязательств, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями.

3.2. Добиваются устранения выявленных нарушений. В случае невыполнения представлений подготавливают и направляют материалы в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы с предложением применить к виновным соответствующие меры уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.

Принимают участие в совместных с органами прокуратуры и федеральной инспекцией труда проверках соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или регулирующих социально-трудовые отношения, права профсоюзов.

3.3. В установленном законодательством порядке защищают права и интересы членов профсоюзов, работников, профсоюзных организаций в органах по рассмотрению трудовых споров.

3.4. Проводят юридическую экспертизу проектов законов и нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, а также права профсоюзов.

3.5. Участвуют в совещаниях, семинарах международных организаций, подготавливают материалы для обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; оказывают помощь членам профсоюзов в подготовке обращений в Европейский Суд по правам человека.

3.6. Подготавливают инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвуют в обучении профсоюзного актива.

3.7. Ежегодно обобщают статистические данные, практику работы правовой инспекции труда, других юридических служб профсоюзов.

3.8. Публикуют статьи в газетах и журналах, на сайтах в Интернете, выступают на радио и телевидении с сообщениями о деятельности профсоюзов и их юридических служб.

4. Права и обязанности правовой инспекции труда ФНПР

Правовые инспекторы труда ФНПР имеют право:

4.1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

4.2. В установленном порядке при предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены профсоюзов, входящих в ФНПР.

В предусмотренных нормативными правовыми актами случаях допуск правовых инспекторов труда ФНПР к проверке осуществляется с соблюдением установленных требований.

4.3. Беспрепятственно и бесплатно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей сведения, справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, иную информацию по социально-трудовым вопросам, относящуюся к предмету контроля.

4.4. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (приложение № 1), контролировать их выполнение.

4.5. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (приложение № 2).

4.6. Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.

4.7. Участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

Правовые инспекторы труда ФНПР обязаны:

4.8. Всемерно содействовать защите прав членов профсоюзов (работников) и профсоюзных организаций, укреплять авторитет профсоюзов.

4.9. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законом, не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении профсоюзного контроля и иных полномочий, предоставленных действующим законодательством.

Читайте так же:  По кому из родителей определяется национальность ребенка

4.10. Обеспечивать конфиденциальность источника жалобы на действия работодателя, если заявитель возражает против такого сообщения.

4.11. Постоянно повышать свою квалификацию, изучать действующее законодательство и судебную практику.

5. Организационное обеспечение деятельности правовой инспекции труда ФНПР

5.1. Исполком ФНПР создаёт правовую инспекцию труда ФНПР в структуре Правового департамента Аппарата ФНПР.

Руководство правовой инспекцией труда ФНПР осуществляет руководитель Правового департамента Аппарата ФНПР, являющийся главным правовым инспектором труда ФНПР , который непосредственно подчиняется секретарю ФНПР.

5.2. На должности правовых инспекторов труда ФНПР назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

5.3. Правовым инспекторам труда ФНПР выдается удостоверение установленного образца (приложение № 3).

5.4. Главный правовой инспектор труда ФНПР:

осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью правовой инспекции труда ФНПР;

рассматривает возникшие разногласия между работодателями (иными должностными лицами) и правовыми инспекторами труда ФНПР;

организует обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда профсоюзов;

обобщает и пропагандирует передовой опыт работы правовых инспекторов труда профсоюзов;

осуществляет взаимодействие с другими правовыми инспекторами труда, юристами членских организаций ФНПР

Права профкома

Права профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации

Права первичной профсоюзной организации, выборного её профсоюзного органа — проф­кома, определены Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и иными законодательными актами РФ.

Так, согласно Трудового кодекса PФ профкому первичной профсоюзной организации предоставлены следующие основные права:

Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несутответственность в соответствии с федеральным законом.

Профсоюз может:

  • от имени трудового коллектива участвовать в переговорах с paботодателем по вопросам заключения коллективного договора (статья 29, 37 Трудового Кодекса РФ);
  • от имени трудового коллектива участвовать в разрешении коллективных трудовых споров (ст. 29 ТК РФ). Например, при изменении размеров оплаты труда, в случае несогласия трудового коллектива с таким решением, работодатель обязан учитывать мнение профсоюза;
  • участвовать в процедуре увольнения по сокращению штатов при несоответствии работника занимаемой должности, а также при неоднократном неисполнении им своих трудовых обязанностей (ст. 82 ТК РФ). Работодатель обязан предварительно согласовать этот вопрос с профсоюзом, который проверяет обоснованность решения работодателя и может его опротестовать;
  • входить в состав аттестационной комиссии (ст. 82 ТК РФ). Таким образом, создается препятствие для некорректного проведения аттестации: проверки навыков работника по завышенным или критериям, по которым нельзя оценить эффективность выполнения сотрудником его основной функции;
  • участвовать в комиссиях по расследованию несчастных случаев (ст. 229 ТК РФ). Работодатель лишается возможности скрыть подобные факты, снизить размер ущерба здоровью, скрыть факты нарушения техники безопасности труда;
  • контролировать исполнение работодателем трудового законодательства. Профсоюз вправе требовать устранения допущенных нарушений в установленный срок (ст. 370 ТК РФ). Такой способ контроля эффективнее государственного вмешательства, поскольку нарушения выявляются непосредственно в момент их осуществления;
  • участвовать в разработке локальных нормативных актов (коллективных договоров, приказов, распоряжений, положений, инструкций и т.д.) (ст. 370 ТК РФ). Ущемление прав работников предотвращаются уже на стадии подготовки этих актов.

Независимый профессиональный союз — дополнительная степень защиты трудовых прав.
Массовые увольнения, сокращения заработной платы, своеволие руководства.
Стоит ли закрывать глаза на эти нарушения?
Ведь объединившись, можно отстоять свои права и добиться желаемого результата, притом законным путем.

Приложение N 1. Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов

Приложение N 1
к постановлению Исполкома Федерации
независимых профсоюзов России
от 22 ноября 2011 г. N 7-15

Типовое положение
о правовой инспекции труда профсоюзов

1. Общие положения

1.1. Правовая инспекция труда профсоюзов создается общероссийскими (межрегиональными) профсоюзами, а также территориальными (межрегиональными) объединениями организаций профсоюзов (далее — членскими организациями ФНПР) для осуществления контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнения ими условий коллективных договоров, соглашений (далее — контроль за соблюдением трудового законодательства) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Уставом ФНПР, уставами её членских организаций и настоящим Типовым положением.

Правовые инспекторы труда профсоюзов осуществляют указанный контроль любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение организаций профсоюзов.

1.2. Правовая инспекция труда профсоюзов действует на основании Положения, утвержденного коллегиальным исполнительным органом членской организации ФНПР, и осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также уставом членской организации ФНПР.

2. Задачи правовой инспекции труда профсоюзов

Основными задачами правовой инспекции труда профсоюзов являются:

2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.

2.2. Правовая защита социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций.

2.3. Отстаивание прав и интересов работников при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, внесении изменений и дополнений в них, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений.

2.4. Взаимодействие с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора), органами местного самоуправления.

2.5. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков со стороны работодателей, их представителей, иных должностных лиц, допустивших нарушения социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций.

3. Основные полномочия правовой инспекции труда профсоюзов

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства правовые инспекторы труда профсоюзов наделяются следующими полномочиями:

3.1. В целях проведения проверок и оказания правовой помощи членам профсоюзов в порядке, установленном Положением о правовой инспекции труда членской организации ФНПР, при предъявлении удостоверений установленного образца (Приложение N 1) беспрепятственно в любое время суток посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение организаций профсоюзов.

Особенности проведения проверок в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются с учетом нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

3.2. Запрашивать и беспрепятственно получать у работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.

3.3. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений (приложение N 2), контролировать их выполнение, добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.

3.4. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства (приложение N 3).

Читайте так же:  Порядок привлечения прокурора к уголовной ответственности

3.5. Готовить для направления в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы хозяйствующего субъекта, собственникам (учредителям) материалы с предложениями принятия к виновным в невыполнении представлений (требований) мер уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.

3.6. При осуществлении указанных проверок взаимодействовать с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора). Участвовать в совместных с указанными органами проверках соблюдения трудового законодательства.

3.7. В установленном законодательством порядке защищать социально-трудовые и другие гражданские права и профессиональные интересы членов профсоюзов, профсоюзных организаций.

4. Права и обязанности правовых инспекторов труда профсоюзов

Правовые инспекторы труда профсоюзов имеют право:

[1]

4.1. Осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства.

4.2. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

4.3. Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.

4.4. Взаимодействовать со средствами массовой информации для широкого оповещения членов профсоюзов, общественности об эффективной правозащитной работе профсоюзов с целью пресечения действий (бездействия), направленных на дискредитацию профсоюзов, укрепления авторитета профсоюзов и повышения мотивации профсоюзного членства.

4.5. Публиковать статьи в газетах и журналах, размещать на сайтах в Интернете, выступать по радио и телевидению с сообщениями о правозащитной деятельности профсоюзов.

4.6. Готовить инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива.

Правовые инспекторы труда профсоюзов обязаны:

4.7. При осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей и их представителей.

4.8. Всемерно содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций, укреплять авторитет профсоюзов.

4.9. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законодательством, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий.

4.10. Считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю) данных об источнике жалобы.

4.11. Проводить правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, а также права профсоюзов.

4.12. Постоянно повышать свою квалификацию, изучать действующее законодательство и судебную практику.

4.13. Принимать участие в обобщении сведений о правозащитной деятельности, практике работы правовой инспекции труда, других правовых служб членской организации ФНПР, ответственных за состояние правовой работы в профсоюзных организациях, в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе членской организации ФНПР (приложение N 4) для представления их в установленном порядке в ФНПР;

4.14. Участвовать в ведении учета нарушений прав профсоюзов (приложение N 5) для направления имеющихся материалов и сведений о принятых мерах в вышестоящие профсоюзные организации.

5. Организационное обеспечение деятельности правовой инспекции труда профсоюзов

5.1. В соответствии с уставом членской организации ФНПР её коллегиальный исполнительный орган создаёт правовую инспекцию труда, определяет штатную численность инспекторов, утверждает их на должность и освобождает от должности.

Руководство деятельностью правовой инспекции труда осуществляется в порядке, определяемом Положением о правовой инспекции труда членской организации ФНПР.

5.2. На должность правового инспектора труда профсоюзов назначается, как правило, лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

Выборные и другие работники профсоюзных организаций, имеющие стаж профсоюзной работы не менее трех лет, прошедшие стажировку в правовой инспекции труда профсоюзов, могут утверждаться в качестве внештатных правовых инспекторов труда членской организации ФНПР.

Не реже одного раза в три года правовые инспекторы труда профсоюзов проходят переподготовку и/или повышение квалификации.

5.3. Руководитель правовой инспекции труда членской организации ФНПР является главным правовым инспектором труда профсоюза (объединения организаций профсоюзов).

Должность главного правового инспектора труда приравнивается к должности руководителя структурного подразделения членской организации ФНПР (её аппарата). Должность правового инспектора труда приравнивается к должности главного специалиста либо руководителя отдела (группы).

5.4. Главный правовой инспектор труда членской организации ФНПР:

осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью правовой инспекции труда;

вносит в коллегиальный исполнительный орган, руководству членской организации ФНПР предложения по организации проверок соблюдения трудового законодательства, в том числе совместных с государственными органами контроля (надзора); предлагает меры по устранению выявленных нарушений прав членов профсоюзов, профсоюзных организаций;

рассматривает возникшие разногласия между работодателями, их представителями и правовыми инспекторами труда;

обеспечивает подготовку отчетов о правозащитной работе членской организации ФНПР;

организует обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда профсоюзов;

обобщает и пропагандирует положительный опыт работы правовых инспекторов труда профсоюзов;

осуществляет взаимодействие с правовыми инспекциями труда профсоюзов, правовыми службами (юристами) членских организаций ФНПР, получает необходимые сведения об их правовой работе;

вносит в коллегиальный исполнительный орган членской организации ФНПР предложения о кандидатурах в состав соответствующих квалификационных коллегий судей, арбитражных заседателей арбитражных судов, общественных советов, создаваемых при органах государственной власти;

в установленном порядке вносит предложения о награждении правовых инспекторов труда профсоюзов профсоюзными знаками отличия и материальном поощрении за эффективную правозащитную работу.

Видео (кликните для воспроизведения).

5.5. Жалобы на действия главного правового инспектора труда рассматриваются в порядке, предусмотренном Положением о правовой инспекции труда членской организации ФНПР.

Источники


  1. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.

  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
  4. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.
  5. Щепина, Анастасия Петровна Римское право. Шпаргалка / Щепина Анастасия Петровна. — М.: РГ-Пресс, Оригинал-макет, 2016. — 757 c.
  6. Права профсоюзных инспекторов труда при осуществлении контроля
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here