Отказ от выполнения законных требований сотрудника полиции

Информационная статья на тему: "Отказ от выполнения законных требований сотрудника полиции" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Постановление суда по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ № 5-990/2017 | Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государс

Судья Ленинского районного суда г. Н. Новгорода Абаимова Е. В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19. 3 ч. 1 КоАП РФ в отношении

Исмукова А.В., «дата», , ранее не привлекался к административной ответственности

В суде Исмукову А. В. разъяснены права, предусмотренные ст. 25. 1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ.

Согласно протокола об административном правонарушении «номер» от «дата», составленного полицейским 1 мобильного взвода 2 батальона полка ППСП УМВД России по г. Н. Новгород ФИО1, «дата» в 19 часов 30 минут по адресу: г. Н. Новгород, «адрес», Исмуков А. В. отказался от требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, чем оказал неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, находящемуся при исполнении, возложенных на него служебных обязанностей, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное по ст. 19. 3 ч. 1 КоАП РФ.

В судебном заседании Исмуков А. В. вину в совершении административного правонарушения признал частично и пояснил, что «дата» вечером он был задержан на улице в состоянии опьянения, действительно отказался от прохождения медицинского освидетельствования в больнице, поскольку не отрицал, что был пьян. При этом у него никаких скандалов ни с кем не было, не понимает за что, он был задержан.

Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 19. 3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Состав данного правонарушения является формальным. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудником полиции. При этом привлечение к ответственности по настоящей статье возможно, если распоряжения или требования сотрудника полиции, отданные в связи с исполнением должностным лицом обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме, были законными. Если же распоряжения (требования) противоречат требованиям закона (иного правового акта, изданного в соответствии с законом), то такие распоряжения и требования не охватываются объективной стороной данного административного правонарушения.

Для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей, как следует из положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона от «дата» N 3-ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершении определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которым возложен на полицию в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 24. 1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч. 2 ст. 1.5. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В силу ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАп РФ, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.

Согласно части 3 статьи 27.12 и части 3 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол.

В силу части 2 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных, в частности, главой 27 названного Кодекса, в которой расположены статьи 27.12 и 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.

[1]

Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса (часть 2 ст. 27. 12. 1 КоАП РФ).

Читайте так же:  Уведомление о приеме муниципального служащего на работу

Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 25. 7 КоАП РФ).

В случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (часть 6 ст. 25. 7 КоАП РФ).

Вместе с тем, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении были нарушены требования КоАП РФ.

В подтверждение совершения Исмуковым А. В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 19. 3 ч. 1 КоАП РФ, должностным лицом административного органа представлены протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 25. 09. 2017 года, протокол об административном правонарушении «номер» от «дата», рапорт полицейского 1 мобильного взвода 2 батальона полка ППСП УМВД России по г. Н. Новгород ФИО1, письменное объяснение сотрудника полиции ФИО5, протокол об административном задержании от «дата», акт медицинского освидетельствования на состояния опьянения «номер» от «дата», согласно которого зафиксирован отказ Исмукова А. В. от его прохождения.

Из материалов дела об административном правонарушении не усматривается, что направление Исмукова А. В. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения было осуществлено должностным лицом полицейским ФИО5 в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Так, в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения имеются сведения только об одном понятом ФИО1, который является сотрудником полиции, сведения о втором понятом вообще отсутствуют, отсутствуют сведения и о применении видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий.

Между тем, возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 19 КоАП РФ «Административные правонарушения в области против порядка управления», составление протокола, формирование доказательственной базы осуществляется должностным лицом органа внутренних дел (полиции). Таким образом, в силу осуществления указанных полномочий сотрудники полиции могут иметь служебную заинтересованность в исходе дела, поскольку являются работниками данного органа.

В связи с тем, что участие понятых при производстве процессуальных действий является одной из гарантий обеспечения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, с целью исключения любых сомнений относительно полноты и правильности фиксирования в протоколе содержания и результатов процессуального действия сотрудник полиции не должен привлекаться в качестве понятого при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных 19 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, сотрудник полиции ФИО1, не мог быть привлечен к участию в деле об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19. 3 КоАП РФ, в качестве понятого.

Участие данного лица при осуществлении процессуальных действий и оформление с его участием процессуальных документов было произведено с нарушением закона.

Следовательно, процессуальные действия по направлению Исмукова А. В. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения были осуществлены должностным лицом с нарушением требований статей 25. 7, 2712. 1 КоАП РФ.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных названным Кодексом, являются существенными.

Согласно части 3 статьи 26. 2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

На основании вышеизложенного протокол о направлении на медицинское освидетельствование и соответственно акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения подлежат признанию недопустимыми доказательствами по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлены с нарушением требований названного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении не указано, какие противоправные действия либо нарушение общественного порядка и общественной безопасности совершил Исмуков А. В., которые давали сотруднику полиции право требовать пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Изложенное в протоколе событие административного правонарушения лишало Исмукова А. В. возможности права знать, в чем выражается противоправность его поведения и законность требования сотрудника полиции. Указанное обстоятельство является существенным недостатком протокола.

Одно лишь обстоятельство нахождения Исмукова А. В. в состоянии алкогольного опьянения на улице, о котором указано в рапорте сотрудником полиции, не может служить достаточным основанием для вывода о законности предъявленного ему требования.

При указанных обстоятельствах, законных оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения не имелось. Процедура направления Исмукова А. В. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствии с требованиями ст. 27. 12. 1 ч. 2 КоАП РФ была нарушена.

Таким образом, доказательств законности распоряжения или требования сотрудника полиции о прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения не представлено.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1. 5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного в действиях Исмукова А. В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19. 3 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24. 5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч. 1 ст. 29.9, п.1 ч. 1.1 ст. 29.9, п.2 ч. 1 ст. 24.5, 29.11 КоАП РФ, судья

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19. 3 КоАП РФ в отношении Исмукова А.В. прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава данного административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ленинский районный суд г. Н. Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Федеральный судья: Е.В. Абаимова

Постановления судов по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ

дд.мм.гггг в ., находясь в общественном месте — в подъезде , Малютин С.Л. выражал явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в присутствии граждан, на неоднократные замечания не реагировал, на неоднократные требования сотрудн.

Читайте так же:  Электронный образ документа подтверждающего основание для переоформления

В Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга поступил протокол об административном правонарушении № от дд.мм.гггг, согласно которого, Фролов С.В. дд.мм.гггг около 16:20 по в здании общежития, оказал неповиновение законному требованию сотруднику поли.

Неповиновение сотруднику полиции

Неповиновение сотруднику полиции предусматривает штраф по статье 19.3 КоАП РФ. Прежде чем исследовать данный вопрос, необходимо выяснить какие права есть у сотрудников полиции и когда действия будут законными. Законодательство устанавливает для правоохранительных органов широкий перечень полномочий.

Статья за невыполнение законных требований

Невыполнение законного распоряжения и требования работника полиции считается воспрепятствованием исполнение служебных обязанностей. Это влечет административное взыскание в размере 500 – 1000 рублей. Также могут наложить административных арест на срок 15 суток. При неповиновении гражданина согласно судебной практике, нарушителю могут выписать штраф на 1000 рублей или наказать административным арестом на 10 дней. Однако данная мера наказания не может быть назначена, если сотрудник полиции или уполномоченное лицо не предоставило служебное удостоверение и не объяснило по какой статье гражданин нарушил закон. Также если права и обязанности не были разъяснены, понятые отсутствовали.

Статья 19.3 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает наказание за нарушение законного порядка – невыполнения требований сотрудника полиции, военного, работник по контролю над наркотиками и психотропными веществами, сотрудника ФСБ, сотрудника госбезопасности.

Какая классификация у данного преступления?

Задержание осуществляется полицейским в соответствии с законодательством. Исключает причинение вреда сотруднику и сопротивление. Подозреваемый, даже если он отрицает свою вину, должен вести себя корректно и не принимать насилие.

Воздействие уполномоченному может быть выражено в:

  • отказе на требование прекратить преступные деяния;
  • отказе от приказа убрать руки за спину;
  • неподчинении приказу;
  • отказе положить оружие на землю, опустить пистолет;
  • неповиновении полицейскому с применением силы;
  • попытке использовать оружие или физическую силу против полицейского.

Нарушением может стать ругательство в адрес уполномоченных или в иных действиях, которые препятствуют проведению задержания. Поступок квалифицируется как сопротивление представителям правоохранительных органов.

На что имеет право полицейский?

Полицейский при исполнении имеет право:

  1. Проверить документы, удостоверяющие личность у граждан, которые могут быть в розыске или являться виновниками в правонарушении;
  2. Передавать запрос о выдаче документов необходимых для расследования и проверок;
  3. Требовать у граждан покинуть место, где было совершено правонарушение;
  4. Приходить в органы государственной власти для изучения, ознакомления с документацией;
  5. Проводить процессуальные действия, которые предусмотрены в уголовно-процессуальном или административном законодательстве;
  6. Проводить досмотр, допрос, личный досмотр;
  7. Доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения в органы.

Что является сопротивлением при задержании?

Отдельной статьи в уголовном кодекса о сопротивлении сотрудникам при задержании нет. Однако есть иные статьи, которые квалифицируют нарушение закона как сопротивление. Сопротивление – активные действия, насилие в отношении представителей правоохранительных органов.

Суд считает, что, оказывая сопротивление полицейскому, нарушитель посягает на жизнь и здоровье уполномоченного. Публичное оскорбление усугубляет положение. При задержании нужно вести себя спокойно. Свои права необходимо осуществлять через представителя, обращаться в инстанции и суды. Отягощающими обстоятельствами могут стать преступления, такие как «мошенничество», «хулиганство», «беспорядки». Задержанный имеет право воспользоваться услугами защитника при задержании.

Административная ответственность

Ответственность определена первой частью статьи 19.3 КоАП РФ. Необходимо разобраться в каком случае она наступает:

  • гражданин не выполнил распоряжение полицейского, которое связано с обеспечением безопасности и порядком в обществе;
  • гражданин мешает выполнению обязанностей полицейскому.

Административная ответственность установлена в размере 500 – 1000 рублей. Также может быть выражена в виде ареста на период не более 15 дней. Наказание и размер штрафа может быть определен судьей в ходе рассмотрения дела. Тяжесть наказания определяется наличием отягощающих обстоятельств или смягчающих. Отягощающими обстоятельствами может являться состояние наркотического или алкогольного опьянение.

Может ли быть уголовная ответственность?

В случае неповиновения и оскорбления полицейского нарушителю грозит административная и уголовная ответственность. Могут назначить следующие меры наказания:

  1. Штраф в размере заработной платы (не более 3 окладов);
  2. Штраф до 40 000 рублей;
  3. Обязательные работы (до 360 часов);
  4. Исправительные работы (до 1 года).

Если оказывалось физическое сопротивление в зависимости от причиненного вреда здоровью, нарушителя могут лишить свободы на срок до 5 лет. Ст. 213 УК РФ устанавливает санкции в виде штрафа, исправительных работ за публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении. Те, кто применил насилие, могут быть наказаны денежным взысканием, арестом на полгода, принудительными работами до 5 лет. Самое суровое наказание – лишение свободы на тот же срок. Хулиганские действия, которые оказаны в отношении сотрудников полиции наказывают штрафом от 500 000 до 1 000 000 рублей, а также принудительными работами до 5 лет, лишением свободы до 7 лет.

В случае если с действиями полицейского, который проводит задержание, гражданин не согласен, нельзя вести себя некорректно, допускать оскорбление или применять насилие. Отстаивать свою точку зрения необходимо путем подачи жалоб, ходатайств в прокуратуру или суд.

Каковы обязанности полицейского при задержании?

Сотрудник при обращении должен предоставить документы (служебное удостоверение), назвать должность, звание, ФИО. Обязательно сообщить причину, цель обращения. Также требуется разъяснить причину, основания ограничения прав и свобод.

Уполномоченный имеет право проверить документы (паспорт) в случае:

  • если имеются подозрения в совершении правонарушения;
  • есть информация, что гражданин находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению административного дела;
  • существуют иные основания при задержании.

Сотрудник полиции должен разъяснить права на помощь адвоката, услуги переводчика, уведомление родственников. Также требуется составить протокол задержания. Он составляется при административном задержании. Если совершено преступление, то в течение трех часов гражданина доставляют к следователю. В документе указывают основания, мотивы задержание, а также время и место. Нарушитель имеет право ознакомиться с протоколом и убедить, что все поля заполнены. После прочтения необходимо поставить отметку согласия или несогласия. Полицейский уведомляет в течение трех часов после задержания о месте нахождения административно- учебного заведения, работы, ближайших родственников.

Какие требования полицейского могут считаться незаконными?

Полицейский не имеет права проверять документ, если он считает гражданина «подозрительным». Если сотрудник указывает на наличие ориентировок нужно попросить его представить или описать. Ориентация должна включать информацию, которая идентифицирует преступника: черты лица, специальные признаки, а не только общие описания.

Читайте так же:  Полотенцесушитель относится к общедомовому имуществу или нет

Видео (кликните для воспроизведения).

Зачастую определить, законны ли требования сложно, так как все зависит от конкретных обстоятельств, однако если возникают сомнения необходимо спросить, на каких основаниях основано требование.

О разнице между неповиновением и сопротивлением

Неповиновением может являться отказ добровольно подать заявку на медицинское освидетельствование в медицинском учреждении. Сопротивление оказывает физическое влияние на действия сотрудников полиции по принуждению человека силой, например, берут за руки, насильно доставляют в служебную машину.

По просьбе сотрудника полиции человек может отказаться в предоставлении документов или просто игнорировать их. При наличии достаточных оснований работник полиции имеет право доставить его в отдел для выяснения определенных обстоятельств. Сопротивление всегда связано с физическим воздействием.

Если при общении с сотрудниками правоохранительных органов человек сбежит или принудительно применит физическую силу, в этом случае возникнет сопротивление. Тоже относится и к публичному оскорблению сотрудника полиции. Если сопротивление не было насильственным и здоровье работника не пострадало (ст. 213 Уголовного кодекса), то нарушителя обвиняют в хулиганстве. За неповиновение требований полиции и препятствование их законной деятельности гражданина привлекут к ответственности по статье. Штраф зависит от того юридическое или физическое лицо совершило нарушение. Согласно кодексу об административных нарушениях:

  1. Санкции для должностных лиц до 20 тысяч рублей;
  2. Для граждан до 500 рублей (арест 15 – 30 дней);
  3. Для юридически до 100 000 рублей.

В России полиция отвечает за охрану общественного порядка и предотвращение преступной деятельности. Как представители власти, сотрудники полиции обладают широкими полномочиями, в том числе в отношении тюремного заключения. Содержание под стражей в законодательстве означает ряд мер, направленных на то, чтобы человек не мог свободно передвигаться на период от трех часов до двух суток.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ о законах о полиции и Постановлении РФ изложены процедуры, определяющие основания для задержания лиц, а также права и обязанности задержанных и самих полицейских. Независимо от того, считается ли задержание законным, важно сохранять спокойствие, не оскорблять сотрудника полиции, не угрожать и не пытаться применять физическое насилие. В случае отказа и активного противодействия сотруднику полиции, нарушитель может быть привлечен к ответственности с учетом обстоятельств или административных взысканий.

За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, за публичное оскорбление представителя власти или применение к нему насилия предусмотрена ответственность

Государство своими законами и подзаконными актами закрепляет систему прав и свобод, а также устанавливает обязанности и силами своих органов обеспечивает их исполнение.

Однако в последнее время, всё чаще возникают ситуации, когда защиты требуют сами сотрудники правоохранительных и контролирующих органов, которые наталкиваются на выраженную агрессию со стороны нарушителей правопорядка.

Чувствуя себя всесильными, не отдавая отчет своим действиям, нарушители нецензурно выражаются, оскорбляют полицейских, и зачастую оказывают активное физическое сопротивление, срывают погоны, портят имущество и даже применяют насилие.

Вместе с тем, законодателем за такие действия предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей установлена административная ответственность.

Наказание — штраф в размере от 500 до 1 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток (ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Привлечение к административной ответственности за данное правонарушение происходит в связи с совершением лицом другого правонарушения или в связи с воспрепятствованием в применении к нему меры процессуального обеспечения по делу об административном правонарушении: например, воспрепятствование в доставлении, в административном задержании, в личном досмотре и т.д.

Неповиновение может выражаться в совершении, как активных действий, так и бездействия. При этом не имеет значения наступление каких-либо последствий.

Достаточно неповиновения законному распоряжению или требованию следующих уполномоченных должностных лиц:

— сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы;

— сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации;

— сотрудника органов внутренних дел, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

— сотрудника органов федеральной службы безопасности;

— сотрудника органов государственной охраны.

При этом распоряжения и требования уполномоченных лиц должны быть законными и должны быть связаны исключительно с исполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Также состав правонарушения образуется, если происходит воспрепятствование исполнению должностными лицами служебных обязанностей в целом.

Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое действует умышленно.

Рассматриваются такие дела судьями районных судов. Протоколы составляют должностные лица полиции, органов государственной охраны, федеральной службы безопасности, федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений уголовно-исполнительной системы.

Если не исполняются требования и распоряжения других должностных лиц, например, контролирующих органов, за это также предусмотрена административная ответственность.

Так статьёй 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль.

Это может быть должностное лицо органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации, выдвигающие требование об остановке судна, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и т.д.

Статьёй 9.4.1. КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля.

Статьёй 19.4.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов и т.д.

За 9 мес. 2017 г. в городе Севастополе по ст.19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно за воспрепятствование исполнению ими

Читайте так же:  Ответственность за неправильное начисление коммунальных платежей

служебных обязанностей привлечено к административной ответственности 64 лица.

Уголовная ответственность предусмотрена за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением по ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

Наказание за данное преступление — штраф в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года.

Так, например, если гражданин в присутствии иных лиц выражается в адрес сотрудника полиции в момент несения им службы нецензурной бранью – это является уголовно-наказуемым деянием.

Если же нарушитель осмелится применить в отношении сотрудника полиции насилие или станет угрожать применением насилия, то за такое преступление придётся заплатить штраф в размере до 200 тысяч рублей или лишиться свободы на срок до 5 лет (ч. 1 ст. 318 УК РФ), а если применённое насилие будет, к тому же, опасно для жизни или здоровья, то срок наказания составит до 10 лет лишения свободы (ч. 2 ст. 318 УК РФ).

В тех же случаях, когда нарушитель окончательно теряет чувство меры и посягает на жизнь сотрудника полиции, то за это он может отправиться за решётку пожизненно (ст. 317 УК РФ). (Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа – от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо пожизненное лишение свободы).

В городе Севастополе за 9 мес. 2017 года по ст.318 УК РФ (за применение насилия в отношении представителя власти) возбуждено 40 уголовных дел. По ст.319 УК РФ (за оскорбление представителя власти) — 83 уголовных дела.

Такого рода правонарушения и преступления подрывают основы управления в государстве, правопорядок и общественную безопасность, а также препятствуют исполнению возложенных на представителей власти нормативными правовыми актами полномочий и предусмотренных законом обязанностей в отношении граждан, общества и государства, поэтому каждый, кто посягает на порядок управления, допускает вольности по отношению к представителям власти будет строго наказываться.

2.Ответственность за неподчинение законным требованиям полиции.

В условиях построения правового государства проблема, связанная с пресечением действий, направленных на неповиновение сотрудникам полиции при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка и служебных обязанностей, проявляется наиболее остро, поскольку важным является установление баланса между объемом прав и контролирующих субъектов — смещение его в одну сторону может привести к произволу, а смещение в другую — к необоснованному завышению прав граждан и парализации деятельности правоохранительных органов.

В СССР неповиновение милиции было одним из самых многочисленных правонарушений. Так в соответствии с данными Госкомстата СССР от 1990 г. 11,5% всех административных правонарушений – злостное неповиновение милиции. Это было второе по многочисленности административное правонарушение после мелкого хулиганства. 8

Принятый в 2002 году Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрел нормы, обеспечивающие административно-правовую охрану в виде ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции (ст. 12.25, 12.26, 17.7, ч. 1 ст. 19.3,ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ). Практика применения данных норм недостаточно изучена и в юридической литературе не получила широкого освещения.

Количество выявленных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника или учреждения уголовно-исполнительной системы», в первые годы после принятия кодекса следующее-2004 г. – 79021, 9 2005 г. – 69253, 10 2006 г. – 69242. 11

[3]

Уменьшение количества выявленных правонарушении, предусмотренных ст. 19.3 КоАП РФ, связано, прежде всего, с введением 8 декабря 2003 года части 2 ст. 20.1 КоАП РФ: «Те же действия, сопряжённые с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка». 12 В то же время наибольшее количество правонарушений выявляется участковыми уполномоченными милиции и сотрудниками патрульно-постовой службы милиции. Так, службой участковых уполномоченных милиции в 2004 году составлено протоколов по ст. 19.3 КоАП РФ — 25946, или 40 % от общего числа правонарушений, выявленных органами внутренних дел; в 2005 году — 25827, или 39 % от общего числа, в 2006 году — 25827, или 39,7 % от общего числа правонарушений. В то же время сотрудниками подразделений патрульно-постовой службы милиции по ст. 19.3 КоАП РФ составлено протоколов: 2004 год — 23731, или 36,6 % от общего их числа; 2005 год — 25462, или 38,4 %; 2006 год — 24847, или 37,6 %.

Выявление и пресечение административных правонарушений, связанных с неповиновением законным распоряжениям и требованиям сотрудников милиции, сопряжено с рядом трудностей правового и организационного характера — реальным действием презумпции законности требований сотрудников милиции, применением определенной формы выражений этих требований, наличием конкурирующих норм (ч. 2 ст. 20.1 и ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ), проблемой разграничения понятий «неповиновение», «воспрепятствование», «сопротивление», «невыполнение» и т.д., и возможностью привлечения лица в ряде случаев к уголовной ответственности. 13

Нормативное основание административной ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции с момента её введения и до настоящего времени устанавливалось исключительно на федеральном уровне. Фактическим основанием административной ответственности является совершение противоправных виновных деяний, влекущее, согласно КоАП РФ или законам субъектов РФ, наступление административной ответственности. Анализ данной нормы позволяет выделить следующие присущие всем правонарушениям и, в том числе, административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 19.3, ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ: деяние как акт волевого поведения; противоправность; виновность; административная наказуемость. К перечисленным можно добавить еще один признак, характеризующий субъектов рассматриваемого правонарушения — деяние должно быть совершено физическим лицом.

Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает в ч.1 ст. 19.3 ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. Данная норма предусматривает следующую ответственность: наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Следует отметить, что произошла существенная гуманизация законодательства по сравнению с советскими законами невозможно привлечение лица к лишению свободы. Основная (конечная) цель применения административного наказания — предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Это та цель, достижение которой в конечном счете и определяет истинный уровень качества защиты законных прав и интересов большинства граждан и обеспечения их безопасности. На данный момент назрела необходимость упорядочения санкций за совершение фактически аналогичных правонарушений, приведение в соответствие системы наказаний за невыполнение законных распоряжений или требований сотрудников милиции. 14

Читайте так же:  Росреестр екатеринбург официальный сайт готовность документов

Необходимо упомянуть, что далеко не все субъекты административного права могут нести ответственности по этой статье. Так, согласно ч.1 ст.2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Административная и уголовная ответственность за неповиновение сотрудникам полиции

Сотрудники полиции призваны обеспечивать безопасность и порядок в обществе. Для этого они имеют ряд полномочий, а граждане и представители организаций должны выполнять их законные требования.

Полномочия сотрудников правоохранительных органов

Для исполнения своих функций сотрудники полиции обладают следующими полномочиями:

  1. Проводить проверку документов гражданина, если его вид вызывает подозрение в причастности к совершенному правонарушению.
  2. Требовать прекращения противоправного действия.
  3. Приглашать или доставлять принудительно граждан для допроса при расследовании дела.
  4. При расследовании дела запрашивать у организаций и граждан необходимые документы.
  5. Ограничить посещение места совершения правонарушения.
  6. Посещать предприятия и организации с целью ознакомления с необходимыми документами для расследования дела.
  7. Применять физическую силу и оружие для самозащиты и пресечения сопротивления.
  8. Осуществлять законные допросы и досмотры.
  9. Доставлять лиц в алкогольном опьянении в лечебные учреждения.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

При осуществлении своих правомочий сотрудники полиции могут столкнуться с неповиновением со стороны граждан или должностных лиц.

Ответственность за неповиновение сотрудникам правоохранительных органов

За неповиновение сотрудникам полиции может быть наложена административная или уголовная ответственность.

Административная ответственность регулируется статьей 19.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Неповиновение сотруднику полиции или иному должностному лицу правоохранительных и силовых структур, а также препятствование их законным действиям грозит наложением денежного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей либо административным арестом на срок до пятнадцати суток. Такое же наказание предусмотрено за неповиновение лицам, уполномоченным осуществлять миграционный контроль и сотрудникам уголовно-исправительной системы.

В случае неповиновения сотрудникам ФСБ на граждан налагается штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, на должностных лиц – штраф от 1 до 3 тысяч рублей, на юридических лиц – штраф от 10 до 50 тысяч рублей. Такое же наказание грозит за неповиновение сотрудникам государственной охраны.

Повторение неповиновения сотрудникам полиции, государственной охраны или ФСБ при условии, что виновный является организатором или участником митинга, шествия, собрания или другого публичного мероприятия в связи с проведением данного мероприятия наказывается в отношении граждан денежным штрафом в размере 5 тысяч рублей или административным арестом на срок до 30 суток, в отношении должностных лиц – штрафом в размере от 10 до 20 тысяч рублей, в отношении юридических лиц – штрафом от 50 до 100 тысяч рублей.

Данное правонарушение карается в отношении граждан штрафом в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей, в отношении должностных лиц – штрафом от 2 до 3 тысяч рублей либо дисквалификацией на срок от 6 месяцев до 1 года, в отношении юридических лиц – штрафом от 50 до 100 тысяч рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность за неповиновение сотрудникам полиции и других силовых структур

Данное деяние, неопасное для жизни и здоровья сотрудников и членов их семей, грозит наложением денежного штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработка осужденного на период до восемнадцати месяцев либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

В случае если применение силы сопряжено с опасностью для жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов или членов их семей, подобное правонарушение грозит лишением свободы на срок до 10 лет.

Неповиновение законным требованиям сотрудников правоохранительных органов чревато серьезными последствиями для нарушителей, поэтому всегда следует четко оценивать свои поступки и к чему эти поступки могут привести.

[2]

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Видео (кликните для воспроизведения).

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источники


  1. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.

  2. Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.

  3. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.
  4. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
  5. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
  6. Отказ от выполнения законных требований сотрудника полиции
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here