Осуществление предпринимательской деятельности иностранным гражданином

Информационная статья на тему: "Осуществление предпринимательской деятельности иностранным гражданином" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. N 994 «Об установлении видов экономической деятельности, при осуществлении деятельности в которых иностранному гражданину и лицу без гражданства, являющимся индивидуальными предпринимателями, а также иностранному гражданину и лицу без гражданства — инвесторам предоставляется право на обращение с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке»

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. N 994
«Об установлении видов экономической деятельности, при осуществлении деятельности в которых иностранному гражданину и лицу без гражданства, являющимся индивидуальными предпринимателями, а также иностранному гражданину и лицу без гражданства — инвесторам предоставляется право на обращение с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке»

Правительство Российской Федерации постановляет:

а) видами экономической деятельности, при осуществлении которых указанные в пункте «ж» части 2 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, являющиеся индивидуальными предпринимателями и осуществляющие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части 1 статьи 13 указанного Федерального закона, являются:

виды экономической деятельности, определенные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных следующими разделами (кодами) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности:

раздел G — оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

раздел Н — гостиницы и рестораны;

код 70 раздела К — операции с недвижимым имуществом;

код 74.1 раздела К — деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием;

код 74.5 раздела К — наем рабочей силы и подбор персонала;

виды экономической деятельности, определенные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных следующими разделами (кодами) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности:

раздел G — торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов;

раздел I — деятельность гостиниц и предприятий общественного питания;

код 68 раздела L — операции с недвижимым имуществом;

код 69 раздела М — деятельность в области права и бухгалтерского учета;

код 78 раздела N — деятельность по трудоустройству и подбору персонала;

б) видами экономической деятельности, при осуществлении которых указанные в пункте «з» части 2 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации и являющиеся инвесторами, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части 1 статьи 13 указанного Федерального закона, являются:

виды экономической деятельности, определенные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных следующими разделами (кодами) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности:

раздел G — оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

раздел Н — гостиницы и рестораны;

код 70 раздела К — операции с недвижимым имуществом;

код 74.1 раздела К — деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием;

код 74.5 раздела К — наем рабочей силы и подбор персонала;

виды экономической деятельности, определенные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных следующими разделами (кодами) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности:

раздел G — торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов;

раздел I — деятельность гостиниц и предприятий общественного питания;

код 68 раздела L — операции с недвижимым имуществом;

код 69 раздела М — деятельность в области права и бухгалтерского учета;

код 78 раздела N — деятельность по трудоустройству и подбору персонала.

Председатель Правительства
Российской Федерации

30 сентября 2014 г. N 994

При соблюдении определенных условий иностранные инвесторы и ИП могут получить российское гражданство в упрощенном порядке.

Предприниматели — если они занимаются деятельностью в нашей стране не менее 3 лет, а их ежегодная выручка составляет не менее 10 млн руб. Инвесторы — с долей в уставном капитале российского юрлица, ведущего деятельность в России, не менее 10%. При этом размер уставного капитала такого юрлица и величина его чистых активов должны составлять не менее 100 млн руб. каждый либо сумма уплаченных им налогов в российский бюджет на протяжении не менее 3 лет со дня осуществления инвестиций должна составлять минимум 6 млн руб. в год.


Установлено, что указанные лица пользуются упрощенным порядком при занятии деятельностью, виды которой предусмотрены ОКВЭД, за некоторыми исключениями. Это, в т. ч. торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, общественное питание, гостиничный бизнес, операции с недвижимостью, трудоустройство и подбор персонала, реклама.

Введение исключений обусловлено отсутствием потребности в дополнительном привлечении новых участников в эти виды деятельности.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2014 г. N 994 «Об установлении видов экономической деятельности, при осуществлении деятельности в которых иностранному гражданину и лицу без гражданства, являющимся индивидуальными предпринимателями, а также иностранному гражданину и лицу без гражданства — инвесторам предоставляется право на обращение с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Предпринимательская деятельность граждан;

Дееспособность (общие положения)

Иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Иметь права автора;

Избрать место жительства;

Совершать сделки и участвовать в обязательствах;

Создавать юридические лица;

Заниматься предпринимательской или иной другой не запрещенной законодательными актами деятельностью;

Наследовать и завещать имущество;

Иметь имущество на праве собственности;

Гражданская дееспособность

– это способность гражданина своими действами приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

В полном объеме она наступает при достижении совершеннолетия, то есть 18 лет.

Лицо может приобрести дееспособность в полном объеме:

1.

В случае, когда законодательством допускается эмансипация (с момента принятия решения об эмансипации – статья 26 ГК, Постановление Совмина № 326);

2.В случае вступления в брак до достижения 18 лет (со времени вступления в брак – статья 18 КоБС).

В зависимости от объема дееспособности различают:

1.Полную дееспособность;

2.Неполную (частичную) дееспособность:

a.До 14 лет;

b.От 14 до 18 лет.

Как полная дееспособность (статья 30 ГК), так и частичная дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет (пункт 4 статьи 25 ГК) может быть ограничена при наличии предусмотренных законом оснований.

Гражданин может быть лишен дееспособности (статья 29 ГК).

Определение «предпринимательская деятельность» содержится в части 2 пункта 1 статьи 1 ГК.

Предпринимательская деятельность

– это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Читайте так же:  Положение о коммерческой тайне индивидуального предпринимателя образец

Основные черты предпринимательской деятельности:

1.Это самостоятельная деятельность субъектов, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени;

2.Эта деятельность осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность, то есть лицо сознательно принимает на себя возможные неблагоприятные последствия осуществления своей деятельности, связанные с выполнением принятых на себя обязательств;

3.Эта деятельность направлена на систематическое получение прибыли.

Прибыль

– это доходы, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, остающиеся после покрытия всех расходов.

Систематичность

– неоднократное и постоянное получение прибыли.

4.Источниками получения прибыли являются:

a.Пользование имуществом;

b.Продажа вещей произведенных, переработанных или приобретенных для продажи;

c.Выполнение работ или оказание услуг, если они предполагаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления;

d.Специальный субъектный состав (лица, зарегистрированные в установленном порядке).

Не являются предпринимательской деятельностью – смотри статью 1 ГК.

Предпринимательство может осуществляться с образованием или без образования юридического лица.

Индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

[3]

Согласно пункту 2 Указа Президента № 285 для занятий предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе:

1.Привлекать не более 3 физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемых с юридическими лицами;

2.Использовать для производства и реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг одновременно не более 4 торговых объектов.

Деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (с 1 января 2008 года).

Предпринимательская деятельность с нарушением указанных условий запрещается.

Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации в порядке, определенном Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента от 16.01.2009 года № 1.

Для государственной регистрации в регистрирующий орган предоставляются следующие документы:

1.Заявление;

2.Фотография гражданина;

3.Оригинал или копия документа об уплате государственной пошлины.

Заявление подтверждает что:

1.Гражданин не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления предпринимательской деятельности;

2.Не имеется неисполненного судебного решения об обращении взыскания на имущество;

3.На момент государственной регистрации гражданин не является собственником имущества, учредителем, участником или руководителем юридического лица, находящегося в состоянии банкротства;

4.Для гражданина законодательством не установлены иные ограничения и запреты для запроса государственной регистрации;

5.Сведения достоверны.

В день подачи документов сотрудник регистрационного органа выдает свидетельство о государственной регистрации и представляет в Министерство юстиции сведения для их включения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).

Индивидуальный предприниматель считается зарегистрированным со дня подачи документов и внесения записи о регистрации в ЕГР.

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственная регистрация не осуществляется в случаях:

1.Непредоставление необходимых документов;

2.Оформление заявления с нарушением требований;

3.Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Неосуществление государственным органом регистрации может быть обжаловано в хозяйственный суд.

Государственная регистрация может быть признана недействительной или аннулирована.

Индивидуальные предприниматели несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах и если государственная регистрация произведена на основании документов, содержащих заведомо ложные сведения, то она признается недействительной по решению хозяйственного суда. Все доходы будут обращены в местный бюджет.

Государственная регистрация может быть аннулирована по решению регистрационного органа по основаниям, предусмотренным законодательными актами, в частности согласно Указу Президента от № 285 аннулирование применимо к индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщиками единого налога в следующих случаях:

1.Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии;

2.Неуплата в установленном порядке или недоплата единого налога и налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме.

При обнаружении оснований для аннулирования, уполномоченные органы вносят представление в регистрирующий орган.

В течение 5 рабочих дней регистрационный орган принимает решение и обращается в хозяйственный суд с иском о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

В случае признания регистрации недействительной, индивидуальный предприниматель вправе обратиться за государственной регистрацией только по истечении года со дня вынесения хозяйственным судом соответствующего решения.

Граждане, государственная регистрация которых была аннулирована, должны прекратить предпринимательскую деятельность и после этого не вправе обращаться в регистрационные органы за регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя независимо от срока со дня принятия решения об аннулировании.

Отдельными видами деятельности предприниматель может заниматься только после получения лицензии (Указ Президента от 1.09.2010 года № 450).

К деятельности предпринимателя применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения.

В случаях предусмотренных законодательными актами, предпринимательская деятельность может быть ограничена в судебном порядке на срок до 3 лет.

Деятельность предпринимателя может быть прекращена, в том числе деятельность может быть прекращена ввиду банкротства.

Привлечение к трудовой деятельности иностранных работников без разрешения на работу

Согласно п. п. 4, 4.5 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ (Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии соответствующего разрешения (этот документ не требуется, если привлекаются «безвизовые» иностранцы), а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу.

Разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности (ст. 2 данного Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, если их наличие требуется федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 2000 до 5000 руб.;
  • на должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.;
  • на юридические лица — от 250 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

Если это нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, размер штрафа в силу ч. 4 этой статьи составит:

  • для граждан — от 5000 до 7000 руб.;
  • для должностных лиц — от 35 000 до 70 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 400 000 до 1 000 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток).

На основании примечания к ст. 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование его труда. Также установлено, что если к трудовой деятельности незаконно привлекаются двое и более иностранных граждан, административная ответственность на основании данной статьи наступает в отношении каждого из них.

Ответственность предпринимателя

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Казалось бы, поскольку предприниматели отдельно в ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ не поименованы, ответственность они должны нести как должностные лица. Однако в примечании к ст. 18.1 КоАП РФ указано, что за правонарушения, предусмотренные этой статьей и иными статьями гл. 18 КоАП РФ, индивидуальные предприниматели в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы для них установлены специальные правила об административной ответственности, отличающиеся от предусмотренных для юридических лиц.
Соответственно, индивидуальные предприниматели, привлекшие к трудовой деятельности иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, будут нести ответственность по правилу, установленному ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ для юридических лиц.

Читайте так же:  Самые высокооплачиваемые профессии в россии для девушек

Должностному лицу также не избежать ответственности

В Решении Московского городского суда от 10.07.2013 N 7-1657 директор предприятия общественного питания быстрого обслуживания был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ: ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Арбитры пришли к выводу, что директором как должностным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом, действуя от имени юридического лица, его должностные лица обязаны проявлять ту степень заботливости и осмотрительности, которая требуется для соблюдения действующего законодательства. Судьи посчитали, что возможность контролировать соблюдение требований действующего законодательства при приеме на работу гражданина у должностного лица — директора ресторана имелась.

Заключение договора при отсутствии разрешения на работу

Пленум ВАС в п. 20 Постановления от 17.02.2011 N 11 указал: судам при рассмотрении дел в соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ необходимо учитывать, что ст. 61 ТК РФ разграничены день заключения договора и день, когда работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей. В связи с этим заключение трудового договора с иностранным гражданином не является привлечением его к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения.
Противоправным в такой ситуации считается привлечение к трудовой деятельности в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.
Подтверждаются данные указания и положениями ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ. Так, п. 1.1 этой статьи установлено, что разрешение выдается иностранному гражданину:

  • на срок временного пребывания;
  • на срок действия трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год со дня его въезда в РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.2 данного Закона (для высококвалифицированных специалистов).

Трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством РФ (при их наличии), также входят в перечень документов, представляемых иностранным гражданином вместе с заявлением на получение разрешения на работу (п. 3 ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ).
Соответственно, трудовой (гражданско-правовой) договор может быть заключен и при отсутствии разрешения на работу, главное, чтобы работник не приступал к работе до тех пор, пока у него не появится этот документ. В такой ситуации нужно учитывать еще следующее.
Внимание на дату начала работы. Согласно ст. 57 ТК РФ обязательной для включения в трудовой договор среди прочего является дата начала работы. Статьей 61 ТК РФ установлено, что трудовой договор вступает в силу:

  • либо со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором;
  • либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или уполномоченного на это представителя.

Работник приступает к работе со дня, определенного трудовым договором, а если он не определен — на следующий рабочий день после вступления договора в силу. Если работник не приступил к работе в эти дни, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор, и в этом случае такой договор считается незаключенным.
Следовательно, если в договоре сказано, что работник приступает к работе со следующего дня после дня получения разрешения на работу, есть риск, что он так и не принесет это разрешение. В связи с этим целесообразно указать конкретную дату, не позднее которой он обязан представить данный документ и по истечении которой договор будет считаться незаключенным.

Отсутствие трудового договора не поможет избежать ответственности

Признают ли судьи правонарушение малозначительным?

Срок исковой давности

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения.
Согласно позиции Пленума ВАС срок привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется с момента его обнаружения или, если привлечение этого гражданина прекращено на момент обнаружения, — с последнего дня, когда правонарушение совершалось (п. 20 Постановления от 17.02.2011 N 11).

Вправе ли миграционная служба проводить внеплановые проверки без предупреждения?

Федеральным законом N 294-ФЗ регламентирован порядок организации и проведения проверок юридических лиц и предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного и муниципального контроля.

При этом пп. 5 п. 4 ст. 1 данного Закона определено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований их проведения, сроков и периодичности, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования их проведения с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами и, в частности, при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.
Согласно ст. 29.2 Федерального закона N 115-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя:

  • федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в РФ;
  • федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.

В силу п. 2 ст. 32 Федерального закона N 115-ФЗ при контроле за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ, работодателей, заказчиков работ (услуг) применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных п. п. 3 — 10 настоящей статьи.
В частности, в п. 5 ст. 32 Федерального закона N 115-ФЗ перечислены основания для проведения внеплановой проверки, среди которых есть и выявление возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований (пп. 3). При этом п. 10 данной статьи установлено, что предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по указанному основанию не допускается.
Согласование с органами прокуратуры на проведение внеплановой выездной проверки в силу п. 9 ст. 32 Федерального закона N 115-ФЗ нужно только для основания, установленного в пп. 2 п. 5 данной статьи (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 N 09АП-22365/2013-АК, ФАС ПО от 26.07.2013 N А55-22662/2012).

Таким образом, миграционная служба праве проводить внеплановые проверки по основаниям, перечисленным в п. 5 ст. 32 Федерального закона N 115-ФЗ, причем в некоторых случаях без согласования с прокуратурой и не уведомляя предварительно работодателя.
В то же время особенностей относительно предварительного уведомления о проведении плановой выездной проверки ст. 32 Федерального закона N 115-ФЗ не содержит. На это обратил внимание ФАС СЗО в Постановлении от 24.09.2013 N А52-235/2013. В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя данного органа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Несоблюдение органом контроля (надзора) указанного срока считается грубым нарушением требований к организации и проведению проверки, а ее результаты в силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ не могут являться доказательствами нарушения установленных требований.

Читайте так же:  Образец уведомления об ограничении электроэнергии за долги

Ответственность физических лиц за незаконное предпринимательство

За ведение предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Каждый из видов ответственности предполагает свои правила фиксации нарушения, составления документов и собственно привлечения к ответственности.

По Гражданскому кодексу РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг.

Чтобы подтвердить ведение деятельности, необходимо доказать два обстоятельства: систематичность и получение прибыли. Систематической деятельность считается, если осуществляется два и более раза в год. Когда гражданин один раз продал какое-либо имущество или оказал кому-нибудь услугу, от этого он не станет считаться ведущим предпринимательскую деятельность. Аналогично, если человек продает товары, в том числе систематически (то есть более двух раз), но за те же деньги, за которые он их купил, либо дешевле, сделки не будут считаться предпринимательской деятельностью. Потому что прибыли нет.

Начнем с административной ответственности. Она предусмотрена ч. 1 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Возможный штраф составляет от 500 до 2000 руб.

Решение о привлечении к ответственности принимает мировой судья (ст. 23.1 КоАП РФ). Дело может быть рассмотрено либо по месту совершения правонарушения, либо по месту жительства физического лица (если он подаст ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства). Протокол о нарушении, то есть ведении деятельности без регистрации, вправе составить: милиция, налоговая инспекция, территориальные органы министерства по антимонопольной политике, государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ст. 28.3 КоАП РФ). Кроме того, возбудить дело об административном правонарушении может прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ). Обычно сотрудники одного из перечисленных ведомств приходят к физлицу с проверкой, проводят осмотр помещений или контрольную закупку, обнаруживают, что физическое лицо ведет свою деятельность незаконно, то есть без регистрации в качестве ИП, после чего и составляется протокол.

Деятельность без регистрации в качестве ИП является длящимся правонарушением. Привлечь к ответственности гражданина можно лишь в течение двух месяцев со дня составления протокола.

[2]

Примечание. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность.

Когда протокол оформлен неправильно, в нем есть противоречия, судья должен вернуть документ ведомству, которым он составлен, для доработки. Два месяца — достаточно короткий срок, и пока протокол будет дорабатываться, срок часто успевает истечь. Если дело не будет рассмотрено судьей в течение двух месяцев со дня составления протокола, судья вынесет постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Уголовный кодекс РФ

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство предусмотрена ст. 171 Уголовного кодекса. Она наступает, если в результате проверки, проведенной милицией или прокуратурой, доказано либо причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо получение доходов в крупном размере, то есть на сумму не менее 250 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК РФ).

Учитывая, что контрольные закупки проводятся обычно на небольшие суммы, обнаружение такого правонарушения, подпадающего под уголовную ответственность, в рамках контрольной закупки маловероятно. Случаи незаконного предпринимательства обнаруживаются обычно при расследовании дел о легализации доходов, полученных преступных путем. Остальным незарегистрированным предпринимателям беспокоиться по поводу уголовной ответственности не стоит, потому что доказать получение дохода на сумму более 250 тыс. руб. сложно, поэтому милиция обычно открывает дела по ст. 171 Уголовного кодекса, если не имеет доказательств получения доходов в крупном размере.

Ответственность за незаконное предпринимательство с причинением ущерба от 250 тыс. руб. до 1 млн руб. (то есть в крупном размере) следующая: штраф до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.

За незаконное предпринимательство с причинением ущерба или извлечением дохода в особо крупном размере предусмотрен штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от года до трех лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до шести месяцев. Особо крупным размером считается ущерб или доход, превышающий 1 млн руб.

Если гражданин привлекается к уголовной ответственности впервые, да еще и положительно характеризуется соседями, по месту работы, не является злостным нарушителем общественного порядка, то, скорее всего, ему присудят только штраф.

Собственникам жилых помещений, сдающим их в аренду, необходимо иметь в виду, что за сдачу жилых помещений в аренду привлекать к уголовной ответственности по ст. 171 Уголовного кодекса нельзя, независимо от суммы арендной платы, которую удастся доказать следователю. Об этом сообщил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. N 23.

Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе ответственность за деятельность без регистрации предусмотрена сразу в двух статьях: 116 и 117. За уклонение от постановки на учет в инспекции грозит штраф в размере 10 процентов от полученных доходов, но не менее 20 тыс. руб. В случае, когда деятельность велась более 90 календарных дней, штраф составит 20 процентов от суммы доходов, но не менее 40 тыс. руб. (ст. 117 НК РФ). За нарушение срока постановки на учет в инспекции штраф составит 5 тыс. руб. либо 10 тыс. руб., если просрочка окажется более 90 календарных дней (ст. 116 НК РФ). Наказать могут только по одной из статей. Разберемся, когда применяется каждая из них.

Гражданин должен зарегистрироваться в инспекции до того, как начнет получать доходы от деятельности. Поэтому сроки просрочки для применения названных выше статей следует отсчитывать с момента первого доказанного случая получения выручки. По ст. 116 оштрафуют, если заявление на госрегистрацию подано до составления акта налоговой проверки, но позже дня получения первой выручки. Если на дату составления акта налоговой проверки заявление все еще не подано, наступает ответственность по ст. 117 Налогового кодекса.

Помимо штрафа за отсутствие госрегистрации инспекторы вправе доначислить налоги расчетным путем. Несостоявшемуся коммерсанту будет доначислен НДФЛ и взносы во внебюджетные фонды. А если в регионе, где работает ИП, деятельность переведена на ЕНВД, и деятельность предпринимателя подпадает под этот режим, то вместо налога на доходы контролеры рассчитают ЕНВД. К рассчитанной инспекторами сумме налогов добавятся пени за несвоевременную уплату. Кроме того, за неуплату налогов установлен штраф — 20 процентов от суммы доначисленных налогов и пени (ст. 122 НК РФ).

Примечание. Помимо штрафа за отсутствие госрегистрации, инспекторы вправе доначислить налоги расчетным путем, а также выставить пени и штраф за их несвоевременную уплату.

Налоги и штрафы с физических лиц взыскиваются в судебном порядке по правилам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом, в суде общей юрисдикции. Так что одного лишь решения контролеров или протокола недостаточно, штраф виновник уплатит только на основании решения суда.

Читайте так же:  Справка индивидуального предпринимателя для визы образец

Мы указали на возможные санкции, которые грозят физлицам, осуществляющим деятельность без регистрации. Окончательный вердикт зависит от ситуации, имеющихся фактов и решения суда. Самый действенный метод защиты от проверяющих — не пускать их на свою территорию, особенно если деятельность ведется гражданином у себя дома. Войти в жилое помещение контролеры вправе только по решению суда. Но проверяющие могут получить информацию о ведении незаконной деятельности не только в ходе проверки. Конечно, есть вероятность и случайного визита, но она небольшая. В основном, контролеры приходят, получив сообщения от конкурентов бизнесмена или жалобы обиженных покупателей. Налоговые инспекции занимаются сбором информации о незарегистрированных предпринимателях. Накопив информацию, они могут назначить выездную проверку, провести осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения доходов. Другие ведомства (милиция, прокуратура, Роспотребнадзор) придут проверять незарегистрированного предпринимателя, скорее всего, в связи с поступившими к ним жалобами обманутых покупателей.

Предпринимательская деятельность иностранных граждан

Каким образом иностранный гражданин с РВП может осуществлять предпринимательскую деятельность в регионе отличном от места получения РВП?

Ответы юристов ( 1 )

Государственная регистрация иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в налоговой инспекции по месту жительства.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданинне вправе по собственному желаниюизменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Исключение:
1. получение свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников;
2. наличие права собственности на жилое помещение на территории другого субъекта Российской Федерации;
3. проживание на территории другого субъекта Российской Федерации членов семьи иностранного гражданина.

Заявление об изменении места временного проживания подается в произвольной форме в территориальное подразделение ФМС по месту разрешенного временного проживания или по новому месту жительства.

Правонарушения в сфере миграции

Ответственность за незаконное осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации и незаконное привлечение иностранной рабочей силы

Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ст. 18.10 КоАП РФ).

Одним из прав, которым пользуются иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации наравне с гражданами России, является право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодателем.

Для иностранного гражданина, лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации и осуществляющих трудовую деятельность, наличие разрешения на работу обязательно. за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством

Основные положения, касающиеся условий использования иностранной рабочей силы (порядок приглашения на работу, заключение трудового договора, гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)), регулируются нормами Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Привлечешь иностранных работников осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 790 «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 установлены Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации.

На основании ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем по следующим основаниям:

  • на основании трудового договора;
  • на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Объективная сторона правонарушения выражается в выполнении иностранным гражданином или лицом без гражданства определенной работы или заключении им договора на выполнение работы (услуг) при отсутствии надлежащего разрешения на работу, выданного на его имя.

Субъектом правонарушения по данной статье является иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший 16-летнего возраста.

Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, заключается в вине в форме умысла или не осторожности.

Иностранный гражданин, привлекаемый к ответственности по данной статье, является лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Соответственно, ему в обязательном порядке должны быть разъяснены положения ст. 25.1 КоАП РФ.

Кроме того, ему необходимо разъяснить положения ст. 24.2 КоАП РФ, в частности, ч. 2 указанной статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, установившей право каждого на пользование родным языком, на свободный язык общения, а также с ч. 3 ст. 18 Закона РФ «О языках пародов Российской Федерации» участие в необходимых случаях в производстве по делу об административных правонарушениях переводчика — важная гарантия равноправия, объективности рассмотрения дела, обеспечения выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях, провозглашенных ст. 24.1 КоАП РФ.

Если лицо, привлекаемое к ответственности, не владеет языком, на котором ведется производство, и не обеспечено переводчиком. это может рассматриваться как существенное нарушение закона, влекущее отмену постановления но делу.

Несмотря на то, что лицо, привлекаемое к ответственности, является иностранным гражданином, на него распространяются положения ст. 51 Конституции РФ, которые также должны быть ему разъяснены.

Дела о данных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или судьями, если должностное лицо передает дело на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1, ст. 23.67 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Кроме того, данный иностранный гражданин является свидетелем по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении работодателя, и, соответственно, от него должны быть получены объяснения и разъяснены процессуальные права в соответствии со ст. 25.6 КоАП РФ. В качестве свидетеля иностранный гражданин, осуществлявший трудовую деятельность без разрешения на работу, дает объяснения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.15 КоАП РФ, т.е. объяснения должны быть оформлены на другом бланке и приобщены к материалам, составленным в отношении работодателя.

Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ).

Ранее административная ответственность за нарушение работодателями законодательства Российской Федерации о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории России была предусмотрена п. 1 ст. 18.10 КоАП РФ.

На сегодняшний день Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» более четко сформулированы составы административных правонарушений и усилена ответственность за их совершение.

Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют:

  • по ч. 1 — действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина;
  • по ч. 2 — действия работодателя, направленные на фактическое использование иностранных работников без получения указанного разрешения на их привлечение;
  • по ч. 3 — бездействие работодателя, т.е. неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Читайте так же:  Фрс кубань официальный сайт проверить состояние регистрации

Субъектом правонарушения является работодатель, которым может быть как физическое лицо (не только предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица), так и юридическое лицо.

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.15, рассматриваются:

  1. судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ);
  2. органами, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции: руководителями ФМС России, ее территориальных органов, структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа, их заместителями (ч. 1 и 2 ст. 23.67 КоАП РФ).

Протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции населения (ч. 1 и п. 15 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) (ст. 18.16 КоАП РФ).

Данная статья, включенная в КоАП РФ Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. № 189-ФЗ, в целях обеспечения соблюдения законодательства о порядке привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в сфере торговли и защиты трудовых прав российских граждан в этой сфере, устанавливает административную ответственность прежде всего за нарушение правил привлечения иностранных граждан к работе на розничных рынках.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается:

  • первый состав правонарушения образуют действия физического или юридического лица, управляющего торговым объектом (торговым комплексом), выраженные в предоставлении торгового места, иного помещения на территории данного объекта иностранному гражданину, незаконно привлекаемому к трудовой деятельности;
  • второй состав правонарушения составляют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с выдачей иностранным гражданам, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, разрешений или осуществлением иных форм их допуска к работе на этих объектах;
  • первый состав правонарушения образуют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с предоставлением торгового места или иного помещения юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю, которые, не имея разрешения на привлечение иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, фактически используют их труд;
  • второй состав правонарушения составляют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с предоставлением торгового места или иного помещения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Субъектами правонарушений по ч. 1 и 2 ст. 18.16 КоАП РФ являются лица, управляющие торговыми объектами (торговыми комплексами, рынками). Ими могут быть:

  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица, их филиалы, представительства;
  • должностные лица указанных юридических лиц, филиалов, представительств;
  • управляющие торговым объектом (торговым комплексом, рынком);
  • иные юридические лица, их должностные лица;
  • иные индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны рассмотренные правонарушения могут быть совершены с умыслом или по неосторожности.

Дела о правонарушениях по ст. 18.16 КоАП РФ рассматриваются:

  1. судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судье;
  2. органами, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции: руководителями ФМС России, ее территориальных органов, структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа, их заместителями (ч. 2 ст. 23.1, ч. 1 и 2 ст. 23.67 КоАП РФ).

Протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 и и. 15 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).

Для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации об ограничениях осуществления отдельных видов деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства данная статья была включена в КоАП РФ Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. № 189-ФЗ.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане не имеют права:

  1. находиться на муниципальной службе;
  2. замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  3. быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экс- пери ментальной авиации;
  4. быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  5. заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Объективную сторону правонарушений по ст. 18.17 КоАП РФ образуют действия (бездействие) юридических лиц, должностных лиц и физических лиц, нарушающие положения федеральных законов, запрещающих иностранным гражданам и лицам без гражданства заниматься отдельными видами деятельности или ограничивающих их трудовые права в этих сферах.

Субъектами правонарушения являются:

  • по ч. 1 — работодатель или заказчик работ (услуг). Ими могут быть юридические лица, должностные лица или граждане — индивидуальные предприниматели;
  • по ч. 2 — иностранные граждане или лица без гражданства;
  • по ч. 3 — иностранное юридическое лицо, его филиал или представительство, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные ст. 18.17 КоАП РФ, могут быть совершены с умыслом или по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматриваются:

  1. судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судье;
  2. органами, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции: руководителями ФМС России, ее территориальных органов, структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа, их заместителями (ч. 2 ст. 23.1. ч. 1 и 2 ст. 23.67 КоАП РФ).
Видео (кликните для воспроизведения).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ст. 18.17, составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 и п. 1 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Источники


  1. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.

  2. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

  3. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.
  4. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.
  5. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.
  6. Осуществление предпринимательской деятельности иностранным гражданином
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here