Особенности закупок осуществляемых бюджетными учреждениями

Информационная статья на тему: "Особенности закупок осуществляемых бюджетными учреждениями" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

Статья 15 . Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 31 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

1) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 15 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Информация об изменениях:

Часть 2.1 изменена с 29 июня 2018 г. — Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

Информация об изменениях:

Подпункт «а» изменен с 31 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 29 июня 2018 г. — Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

3. Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 — 3 части 2 и подпунктах «а» — «в» пункта 2 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ в часть 4 статьи 15 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Информация об изменениях:

Статья 15 дополнена частью 4.1 с 29 июня 2018 г. — Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

4.1. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 июля 2019 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 50-ФЗ

5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Читайте так же:  Смена регистрации места жительства какие документы менять

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 29 июня 2018 г. — Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

6. В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Информация об изменениях:

Статья 15 дополнена частью 7 с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ

7. В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 — 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

Статья 15 . Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в пункт 1 части 2 статьи 15 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 15 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ в часть 2.1 статьи 15 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ статья 15 дополнена частью 2.1, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ часть 2.1 статьи 15 дополнена пунктом 3

3) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ в часть 3 статьи 15 внесены изменения

3. Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 — 3 части 2 и пунктах 1 — 3 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ в часть 4 статьи 15 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Читайте так же:  Стоимость государственная регистрация прав на недвижимое имущество

5. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ в часть 6 статьи 15 внесены изменения

6. В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения, такие унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Особенности закупок бюджетных учреждений социально-культурной сферы

Колосов Александр Иванович,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления,ФГБОУВПО «Орловскийгосударственный институтискусств и культуры», г.Орел[email protected]

Особенности закупок бюджетных учрежденийсоциальнокультурной сферы

Аннотация.Статья посвящена вопросам государственного регулирования процесса государственных закупок бюджетными организациями в социальнокультурной сфере, особенность которогообуславливается спецификой их финансирования.Ключевые слова:государственныезакупки, контрактная система.

Развитие системы государственных закупок является неотъемлемым элементом функционирования рыночной структуры экономики и предполагает проведение комплекса взаимосвязанных организационных, правовых и институциональных мероприятий. Важным механизмом участия государства в экономике страны является система государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Поскольку доля государственных закупок в затратной части бюджетабольшинства развитых стран занимает одно из ведущих мест, то целесообразно признать их действенным инструментом управления экономикой.В виду того обстоятельства, что механизм государственных закупок способен во многом решить многие ключевые социальноэкономические проблемы, а также организовать достойные условия для проведения научных исследований, создания и внедрения новых технологий и разработок, исходя из этого актуальность проблемы организации государственных закупок неоспорима и, как следствие, представляет особый интерес в контексте данного исследования.

Система государственных закупок включает самые различные субъекты: органы государственной власти и иные государственные органы, многочисленные государственные учреждения и иные получатели бюджетныхсредств. Наибольший удельный вес в структуре субъектов закупочной деятельности составляют бюджетные учреждения. Так, из почти 350 государственных заказчиков Орловской области на долю бюджетных учреждений социальной сферы приходится 236 учреждений или 67,4процента. Ведомственная принадлежность бюджетных учреждений Орловской области имеет следующий вид:

бюджетные учреждения системы социального обслуживание Орловской области –70 учреждений;

бюджетные учреждения здравоохранения –67;

бюджетные образовательные учреждения –67;

бюджетные учреждения культуры –17;

2. Можно закупать продукцию с указанием в техническом задании конкретных товарных знаков без добавления слов «или эквивалент». 3. Медицинские организации могут закупать лекарственные средства по их торговым наименованиям, а не по МНН. 4. Не требуется обосновывать начальную (максимальную) цену договора. 5. Закон № 223ФЗ позволяет заказчику по собственному усмотрению установить квалификационные требования к участникам закупок.

6. Можно придумать свою систему способов закупок и случаи применения каждого из них, например: конкурс, запрос предложений, запрос предложений в электронной форме, закупки у единственного поставщика.

7. Заказчик сам устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, в том числе может установить значимость критерия «качество и квалификация» выше значимости критерия «цена».

поставки культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино, фотофонда и аналогичных фондов (п. 10);

закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы (п. 13);

закупки печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций (п. 14);

заключения контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15);

заключения контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком или ландшафтным парком с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим лицом или конкретным юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение, либо сфизическим лицом или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, а также театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями (п. 17);

заключения контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театральнозрелищных, культурнопросветительных и зрелищноразвлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок бланков строгой отчетности (п. 18)[2].Тем самым существенно расширена возможность определенной части бюджетных учреждений осуществлятьзакупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд на основе простого способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Организация закупок бюджетными учреждениями

С 01.01.2014 бюджетные учреждения, как и другие типы государственных (муниципальных) учреждений, осуществляют свои закупки по новым правилам, установленным Законом о контрактной системе*(1). Напомним, что указанный закон направлен на регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. В статье мы еще раз поговорим об общих вопросах организации закупок бюджетными учреждениями.

Читайте так же:  Электронный образ документа подтверждающего основание для переоформления

Когда можно не применять нормы Закона о контрактной системе?

Каков порядок планирования закупок?

Контрактная служба или контрактный управляющий?

Какие способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) можно использовать?

В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и абсолютно новый способ – запрос предложений.
При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Какова ответственность за нарушения законодательства о размещении заказов?

В заключение еще раз отметим, что во всех случаях, за исключением прямо поименованных в Законе о контрактной системе, бюджетные учреждения обязаны применять его нормы при осуществлении закупок товаров, работ или услуг. Для того чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе, им нужно разработать положение о закупках и разместить его до начала года в сети Интернет на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

А. Гусев,
к.п.н., эксперт журнала «Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение»

[2]

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2014 г.

Особенности закупок бюджетных учреждений по закону № 223-ФЗ

Лисовенко Ольга Константиновна, ведущий юрисконсульт Экспертно-консультационного центра Института госзакупок.

Принципиальным нововведением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) является закрепленное в ч. 2 ст. 15 указанного Закона право бюджетных учреждений часть закупок проводить в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках отдельными видами юридических лиц).

Какие закупки бюджетных учреждений позволено вывести за рамки контрактной системы? Ответ на данный вопрос также содержится в ч. 2 ст. 15 — к таким закупкам относятся следующие:

  1. закупки за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Как буквальное, так и системное толкование положений Закона о контрактной системе, позволяет сделать однозначный вывод о том, что приведенный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, все закупки за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а также за счет средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (в случае, если учреждение получает средства ОМС, например является районной поликлиникой или иным медицинским учреждением), бюджетное учреждение должно осуществлять исключительно в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе; закупки же за счет грантов, приносящей доход деятельности, а также закупки услуг соисполнителей по государственным (муниципальным) контрактам возможно проводить по Закону о закупках отдельными видами юридических лиц, но при соблюдении обязательного условия о наличии правового акта (положения) о закупках.

Введение данных положений в Закон о контрактной системе, устанавливающих существенные послабления для закупочной деятельности бюджетных учреждений, отчасти явилось следствием неоднократных обсуждений общественностью проблем, связанных с освоением бюджетными учреждениями денежных средств, полученных от спонсоров и жертвователей на реализацию отдельных, в том числе социально значимых, проектов. Так, например, данный вопрос являлся одной из ключевых тем, которые обсуждались 05.04.2012 на встрече Президента Российской Федерации В.В. Путина с директорами ведущих музеев страны в Саратове.

Остановимся более подробно на ряде аспектов, связанных с применением положений ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетными учреждениями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Первоочередным представляется ответ на вопрос о субъекте (адресате) данной нормы права, то есть вопрос понятия и правового статуса бюджетного учреждения.

Так, согласно п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера; п. 2 названной статьи также установлено, что учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение); государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным.

При этом бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях; бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Таким образом, бюджетное учреждение, являясь некоммерческой организацией, созданной публично-правовым образованием (государством: Федерацией или субъектом Федерации либо муниципальным образованием), в лице государственных (муниципальных) органов для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в социальной сфере путем выполнения государственного (муниципального) задания, по сути, имеет два основных источника финансовых поступлений: субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания и средства от выполнения (оказания) за плату работ (услуг) для граждан и юридических лиц.

Именно режим освоения указанных финансовых поступлений по существу и является предметом регулирования ч. 1 — 3 ст. 15 Закона о контрактной системе: субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, а также средства ОМС всегда расходуются в общем порядке, установленном Законом о контрактной системе, иные доходы бюджетного учреждения, а также средства на привлечение соисполнителей по государственным (муниципальным) контрактам в случае принятия соответствующего правового акта (положения о закупках) — в порядке, предусмотренном Законом о закупках отдельными видами юридических лиц.

Читайте так же:  Регистрация права собственности на квартиру онлайн росреестр

При этом обязательным условием реализации в 2014 году бюджетным учреждением права на применение Закона о закупках отдельными видами юридических лиц является принятие бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о закупках отдельными видами юридических лиц правового акта (положения) о закупках товаров, работ, услуг и размещение указанного акта до 1 апреля 2014 года в единой информационной системе (согласно ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация размещается заказчиками на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг). До размещения положения о закупках в единой информационной системе, но не позднее 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения осуществляют все закупки без исключения в соответствии с Законом о контрактной системе (ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе).

Необходимо также отметить, что никакие иные субъекты, кроме бюджетных учреждений, в ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе не поименованы, то есть правовая возможность осуществлять закупочную деятельность одновременно в двух режимах — по Закону о контрактной системе и по Закону о закупках отдельными видами юридических лиц — у государственных и муниципальных заказчиков отсутствует.

Следующий аспект, который необходимо затронуть в контексте рассмотрения особенностей осуществления бюджетными учреждениями закупок за счет приносящей доход деятельности (закупок по Закону о закупках отдельными видами юридических лиц), — это вопрос принятия бюджетным учреждением правового акта (положения) о закупках.

Как уже говорилось выше, принятие такого акта — обязательное условие для появления возможности выведения части закупок из-под действия Закона о контрактной системе. При этом ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе указывает на то, что правовой акт (положение) должен быть принят бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о закупках отдельными видами юридических лиц. При этом согласно п. 6 указанной нормы, в случае если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение, положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

[3]

Еще одним существенным аспектом применения бюджетными учреждениями Закона о закупках отдельными видами юридических лиц является вопрос планирования закупок и отчетности по результатам таких закупок — безусловным правилом при осуществлении бюджетным учреждением закупок по Закону о закупках отдельными видами юридических лиц является планирование таких закупок и отчетность по их результатам по правилам указанного Закона.

Формат данного доклада не позволяет детально рассмотреть такие вопросы, как содержание правового акта (положения) о закупках, допустимые способы осуществления закупок по Закону о закупках отдельными видами юридических лиц, составление технического задания и установление требований к участникам закупок, проводимых в рамках указанного Закона, однако данные вопросы также, бесспорно, имеют важное практическое и прикладное значение и будут прямо влиять на эффективность закупочной деятельности бюджетных учреждений.

Особенности закупок, осуществляемых бюджетными, автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона.

При наличии Положения о закупке, принятого бюджетным учреждением в соответствии ФЗ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в ЕИС, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных закупок не может быть изменено в текущем году.

В соответствии с ч. 25 ст. 112 бюджетное учреждение вправе принять Положение о закупках, осуществляемых по ФЗ № 223 до 1 апреля 2014 года. До 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Законом.

При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ

— государственным унитарным предприятиям,

— муниципальным унитарным предприятиям

на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона. При этом в отношении таких юридических лиц применяются положения Закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ.

Планирование закупок

Планирование закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

1) планов закупок (вступает в силу с 01.01.2015 г.);

2) планов-графиков (вступает в силу с 01.01.2015 г.).

План закупок – совокупность необходимых сведений для планирования закупок в среднесрочной перспективе. Формирование плана закупок привязывается к сроку действия соответствующего уровню заказчика закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, т.е. фактически на 3 года. План закупок формируется заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и носит более общий характер по сравнению с планом-графиком закупок.

План-график формируется заказчиком в соответствии с планом закупок и является основанием для закупки товаров, работ и услуг в течении очередного финансового года. План-график определяет конкретный перечень информации в отношении каждой закупки.

Планы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ;

3) выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В планы закупок включаются:

Читайте так же:  Процедура реализации имущества при банкротстве физических лиц

· идентификационный код закупки (далее – ИКЗ);

· цель осуществления закупки;

· наименование объекта и (или) наименования объектов закупки и описание таких объекта и (или) объектов закупки;

· объем финансового обеспечения для осуществления закупки;

· сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

· информация о закупках инновационных и высокотехнологичных ТРУ;

· информация об обязательном общественном обсуждении закупки ТРУ.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок устанавливаются Правительством РФ.

Норма о формировании заказчиками планов закупок вступает в силу с 01.01.2015 г.

Планы-графики

Все нормы данного раздела (планы-графики) вступают в силу с 01.01.2015 г. (за исключением специально оговоренного в разделе).

Планы-графики содержат перечень закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик этого объекта,

• количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги,

• периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги,

• Н(М)Ц контракта (далее – Н(М)Ц контракта), цена контракта, заключаемого с единственным П(ПИ),

• размер аванса (если предусмотрена выплата аванса),

• этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);

3) дополнительные требования к участнику закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;

4) способ определения П(ПИ) и обоснование выбора этого способа;

5) дата начала закупки;

6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки УЗ (далее – УЗ) и ОИК;

7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении П(ПИ);

8) информация о банковском сопровождении контракта.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд, устанавливается Правительством РФ.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд и требования к форме планов-графиков установлены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 г. № 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок ТРУ для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок ТРУ» (ч. 5 и 6 ст. 21 Закона).

Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации вправе определить перечень дополнительной информации, включаемой в планы-графики.

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (норма вступает в силу с 01.01.2016 г.).

План-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:

1) увеличение или уменьшение Н(М)Ц контракта, цены контракта, заключаемого с единственным П(ПИ);

2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;

3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения П(ПИ), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;

4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со ст. 20 настоящего ФЗ обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;

5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным ч. 4 и 5 настоящей статьи.

Внесение вышеуказанных изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 календарных дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении П(ПИ) закрытым способом.

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Комментарии: По действующему законодательству порядок ведения плана-графика регулируется Приказом МЭР и КФ № 20н.

п.2 ст. 112 Заказчики размещают в ЕИС или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

ч. 3 ст. 112 в 2014 и 2015 годах:

расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 (СМП), частями 1 и 2 статьи 38 (контрактная служба заказчика), частью 2 статьи 72 (ЗК), пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 (ЕП) Закона, производится заказчиками без использования планов-графиков;

Комментарии: вышел новый приказ МЭР № 544 20.09.2013 г, «Об особенностях размещения на официальном сайте РФ в «Интернет» для размещения информации по размещению заказов на поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, планов график размещения заказов на 2014 – 2015 гг.»

Обоснование закупки

Обоснование закупки связывается с целью закупки.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат:

• объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки,

• требования к закупаемым заказчиком ТРУ (в том числе предельная цена ТРУ) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

1) Н(М)Ц контракта, цена контракта;

2) способ определения П(ПИ), в том числе дополнительные требования к УЗ.

По результатам мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

Видео (кликните для воспроизведения).

Положения данной статьи вступают в силу с 01.01.2015 г.

Источники


  1. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.

  2. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.

  3. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.
  4. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
  5. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
  6. Особенности закупок осуществляемых бюджетными учреждениями
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here