Определение о назначении психолого педагогической экспертизы

Информационная статья на тему: "Определение о назначении психолого педагогической экспертизы" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

О качестве производства судебных психологических и психолого-педагогических экспертиз в Российской Федерации.

Статистка судебного делопроизводств свидетельствует о том, что ежегодно Российскими судами в производстве которых находятся дела о семейных спорах, рассматривающих порядок общения ребенка с отдельно проживающим родителем, месте жительства ребенка или дела о лишении родительских прав, назначаются тысячи судебных психологических, комплексных судебных психолого-психиатрических или психолого-педагогических экспертиз.

К огромному сожалению приходится констатировать крайне низкое качество выполнения судебных экспертиз по делам о защите интересов детей. Проблема кроется в низком уровне подготовки экспертов, отсутствии знаний в области судебной экспертизы и судебной психологической экспертизы в частности, а также в области юриспруденции. Судебный эксперт-психолог – это специалист, который обязан ориентироваться в современном законодательстве, хотя бы в той части, которая регламентирует экспертную деятельность, права, обязанности эксперта. Однако практика свидетельствует об обратном.

Практика написания рецензий на судебные психологические, психолого-педагогические экспертизы позволяет оценить работу экспертов-психологов практически во всех регионах страны. В этой связи становится возможным выделить основные ошибки, которые допускаются психологами при производстве экспертиз, связанных со спорами, возникающим из семейных взаимоотношений, в частности, по спорам об определении места жительства детей и порядка общения с отдельно проживающим родителем.

В анализируемых заключениях судебных экспертов был выявлены ряд типичных ошибок, которые допускаются экспертами-психологами и которые не способствуют прояснению суду вопросов, требующих специальных знаний в области психологии. Более того экспертами-психологами часто серьезно нарушается действующее законодательство о судебно-экспертной деятельности и прочие нормативно-правовые акты.

Чаще всего в анализируемых нами заключениях, эксперты игнорировали психологический анализ материалов гражданского дела, либо ограничивались формальным перечислением имеющихся в деле документов и при этом не выделяли характеризующие подэкспертных сведения и не учитывали их при ответах на вопросы суда.

Распространенной ошибкой является использования в судебной экспертизе методик и методов, не отвечающих требованиям надежности и валидности, или использование методик не соответствующих возрасту подэкспертных. Кроме того, часто подобранные методики не соответствуют целям исследования. А в некоторых случаях эксперты не используют объективные методы оценки в то время, как для заявленных целей имеются надежные инструменты диагностики, однако эксперты предпочитают объективному исследованию собственные ничем не подкрепленные домыслы.

Необходимо также отметить и тенденцию к использованию слишком большого объема методов в отношении несовершеннолетних в короткий промежуток времени, без учета утомляемости детей. Часто экспертизу проводят за одну встречу и без перерывов на отдых. При таком подходе к исследованию результаты не могут быть достоверными.

Часто судебные эксперты-психологи при производстве психологической экспертизы не проводят базовой диагностики состояния когнитивной сферы подэкспертных лиц результаты которой должны являться основанием для дальнейшего исследования в том числе, в части подбора методов и методик.

Не редко при проведении психологической экспертизы психологи выходят за границы своих компетенций и берут на себя роль врача психиатра выставляя диагнозы подэкспертным. Кроме того, выход за пределы компетенции психологов выражается в ответах на вопросы суда, где эксперт принимает решение с кем из родителей ребенку целесообразней проживать или какой порядок общения необходимо установить. Отвечая на вопросы о целесообразности проживания ребёнка с одним из родителей, эксперт подменяет собой суд. Только суд с учетом всех обстоятельств дела вправе решать вопрос места жительства ребёнка.

Особым образом следует выделить набирающею в последнее время тенденцию к проведению судебных психологических и комплексных психолого-педагогических экспертиз по семейным спорам с использованием электронных средств связи. В нашей практике зафиксировано 7 таких случаев. Эксперты могут проводить исследование посредством скайпа или электронной почты, давать подэкспертным задания на дом. На наш взгляд такой подход полностью недопустим и является грубейшим нарушением как процедуры проведения экспертизы, так и нормативно-правовых актов регламентирующих судебно-экспертную деятельность.

Обобщая опыт рецензирования экспертных заключений приходится с сожалением констатировать низкий уровень подготовки экспертов-психологов как в области общих психологических знаний, так и в области судебной психологии. Выполняемые экспертизы часто оказываются очень низкого качества и не выдерживают никакой критики. Выводы экспертов противоречат результатам исследований, а исследовательская часть судебных психологических экспертиз изобилует ошибками в интерпретациях полученных результатов, не отвечает требованиям научности и обоснованности.

Психолого-педагогическая экспертиза

Психолого-педагогическая экспертиза – это комплексное исследование, которое назначается судом, как правило, в гражданском процессе при решении вопросов, связанных с лишением родительских прав, определении места жительства детей, определении порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем.

При выполнении психолого-педагогических экспертиз исследованию подлежат аспекты детско-родительских взаимоотношений, выясняются вопросы связанные с привязанностью ребенка к родителям или другим лицам, определяются индивидуально-психологические характеристики детей и родителей, степень положительного и отрицательного влияния воспитательной модели каждого родителя, соответствие психического развития ребенка относительно возрастной нормы, может быть определена степень внушаемости ребенка и связанное с этим влияние на него кого-либо из родителей.

Педагоги, участвующие в экспертизе, определяют соответствие образовательного уровня детей и оценивают адекватность воспитательных подходов родителей, определяют достаточность условий жизни ребенка для развития.

Наш центр проводит психолого-педагогические экспертизы любой сложности. Качество экспертных исследований гарантировано многолетним опытом специалистов.

Рецензия на комплексную судебную психолого-педагогическую экспертизу.

Эта рецензия позволила адвокатам требовать назначения повторной судебной психологической экспертизы. Суд допросив специалистов в судебном заседании согласился с мнением специалистов, которое было обозначено в рецензии и назначил по делу проведение повторной, комплексной судебной психолого-педагогической экспертизы в другом экспертном учреждении.

Вопросы, поставленные для исследования:
1. Насколько всесторонним, объективным и научно обоснованным является содержание документа без заглавия, выполненного государственным автономным учреждением Мечтательной области «Научно-практическим центром «Коррекция и коррекция», имеющего исходящий номер 000/00 от 00.05.2069г., направленного в Советский районный суд г. Мечта и зарегистрированного судом за входящим номером 000000 от 28.05.69г.
2. Являются ли обоснованными выводы, содержащиеся в документе без заглавия, выполненном государственным автономным учреждением Мечтательной области «Научно-практическим центром «Коррекция и коррекция», имеющего исходящий номер 000/00 от 00.05.2069г., направленного в Советский районный суд г. Мечта и зарегистрированного судом за входящим номером 00000от 28.05.69г?

Читайте так же:  Положение о коммерческой тайне индивидуального предпринимателя образец

В распоряжение специалистов были предоставлены следующие документы:
1. светокопия документа без заглавия, выполненного государственным автономным учреждением Мечтательной области «Научно-практическим центром реабилитации детей «Коррекция и коррекция», имеющего исходящий номер 000/00 от 00.05.2069г., направленного в Советский районный суд г. Мечта и зарегистрированного судом за входящим номером 0000 от 28.05.69г.
Объем документа 8 страниц, имеющий нумерацию от 142 – 149, проставленную от руки, в правом верхнем углу страниц.
Объект исследования (документ) был доставлен нарочно в неопечатанном виде. Во время проведения исследования объект (документ) находился в специальном сейфе, предназначенном для хранения материалов, в виде, исключавшем несанкционированный доступ к нему, его искажение и изменение.

2. Определение Советского районного суда г. Мечта от 19.04.2069г. по делу 0-000/2069 о назначении судебной психолого-педагогической экспертизы.

Для решения поставленных вопросов специалистами использовалась следующая литература и нормативно-правовые акты: …..

Ход (этапы) проведения исследования: 1. Ознакомление с содержанием документов. 2. Анализ содержания на основе литературных источников. 3. Синтез и оценка результатов. 4. Написание заключения.

Вышеуказанные нарушения по мнению комиссии специалистов, свидетельствуют об отсутствии необходимой квалификации и подготовки в области судебной экспертизы у подписантов исследуемого документа. В дополнение вышеописанных дефектов следует обратить внимание на терминологию, используемую авторами (автором) исследуемого документа, например: «Советский районный суд направил на психологическое тестирование несовершеннолетнего Петрова Садко Антоновича», в то время как суд не направляет, а определяет и не психологическое тестирование, а назначение психолого-педагогической экспертизы. Очевидно, что автор (авторы) исследуемого документа не видят разницу между психологическим тестированием и производством судебной психолого-педагогической экспертизы.

Приложения:
1.Засвидетельствованные копии документов об образовании, квалификации специалистов.
2.Копии правоустанавливающих документов АНО.

Для судов.Психолого-педагогическая экспертиза

В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей относятся следующие категории дел:

— о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ)

— о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей как при расторжении брака, так и независимо от решения данного вопроса (п.3 ст.65 СК РФ)

— об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2 п.2 ст.66 СК РФ)

— о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения (ст.68 СК РФ)

— о лишении родительских прав (ст.69 СК РФ)

— о восстановлении родительских прав (ст.72 СК РФ)

[1]

— об отобрании ребенка без лишения родительских прав (ст.125 СК РФ)

— об усыновлении ребенка (ст.125 СК РФ)

— об отмене усыновления (ст.140, 141 СК РФ)

— об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком бабушек, дедушек, братьев и других родственников, если родители не подчиняются решению органов опеки и попечительства (п.3 ст.67 СК РФ).

Задачей психолого-педагогической экспертизы при рассмотрении указанных дел является психологический анализ личности всех заинтересованных в процессе лиц (ребенка, отца, матери), их иерархии ценностей, системы эмоциональных отношений (в том числе, друг к другу), на основании которого даются рекомендации эксперта психолога и педагога относительно места проживания ребенка и участия родителей в процессе воспитания. При этом данный порядок должен свести к минимуму психотравмирующие для ребенка последствия развода родителей, обеспечить гармоничное и разностороннее развитие личности (ст.ст.24,65,66,67,68,72,73,76,125,131,140,141 СК РФ).

На разрешение эксперта можно поставить следующие вопросы:

— Определить взаимоотношение ребенка с ее матерью, отцом, или др. родственниками, ответчиками по настоящему делу?

— Имеется ли отрицательное воздействие на ребенка со стороны всех вышеназванных лиц?

— Почему в настоящее время ребенок отказывается проживать с тем или иным родственником?

— С кем из родственников в настоящее время, по мнению специалистов, ребенок будет чувствовать себя более комфортно лучше?

— Каким должно быть участие в воспитании каждого из родителей (отдельно проживающего родителя)?

— Учитывая возрастные особенности ребенка, может ли его решение постоянно проживать с матерью (отцом, другим родственником) быть обоснованным, соответствовать его системе отношений, привязанности и интересам?

— Имеются ли психологические факторы целесообразности (нецелесообразности) усыновления?

Психодиагностика детей и подростков:

а) диагностика памяти, внимания, мышления, воображения и др. психических процессов с целью своевременного выявления проблем в развитии и определения способностей ребенка;

б) диагностика готовности ребенка к школе;

в) диагностика состояния ребенка при возникновении трудностей в обучении;

г) профориентация старшеклассников.

Обжалование назначения экспертизы.

Обжалование назначения психолого-педагогической экспертизы не предусмотрено ГПК РФ, однако можно обжаловать определение суда о назначении психолого-педагогической экспертизы в части приостановления производства по делу и в части распределения судебных расходов. Частная жалоба подается в суд вышестоящей инстанции через районный или городской суд, который назначил психолого-педагогическую экспертизу.

Кроме того, если назначение психолого-педагогической экспертизы было проведено с нарушениями закона, это будет являться в дальнейшем основанием для кассационной жалобы и даже надзорной, если результаты экспертизы повлияли на принятое решение судом.

Дата опубликования: 28 июля 2011 г.

Краснодарский краевой суд

Судья Мантул Н.М. Дело № 33-15816-11

14 июля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе : председательствующий Лободенко К.В.

и судей Ефименко Е.В., Леганова А.В.

по докладу судьи Ефименко Е.В.

Читайте так же:  Расчет компенсации ндс при упрощенной системе налогообложения

слушала в открытом судебном заседании дело по частной жалобе представителя Крючковой О.В. по доверенности Коваль Л.М. на определение Октябрьского районного суда г.Краснодара от 16 мая 2011 года

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

Крючков А.Е. обратился в суд с иском к Крючковой О.В. об устранении препятствий к общению с ребенком и определении порядка общения с ребенком.

Обжалуемым определением Октябрьского районного суда г.Краснодара от 16 мая 2011 года по делу назначена судебно психолого- педагогическая экспертиза, производство которой поручено экспертам Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования г.Краснодар, на разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

— каково психо – эмоциональное состояние ребенка — К.Н.А. ?

— какова степень привязанности девочки к матери Крючковой О.В. и к отцу — Крючкову А.Е. ?

— с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка целесообразно ли установление порядка общения отца — Крючкова А.Е. с ребенком ? Если такое общение целесообразно, учитывая психологические факторы, взаимоотношения сложившиеся между родителями девочки, каким образом должно осуществляться общение несовершеннолетней К.Н.А. «даные обезличены » с отцом — Крючковым А.Е. ?

Производство по делу приостановлено до получения заключения эксперта.

В частной жалобе представитель Крючковой О.В. по доверенности Коваль Л.М. просит определение суда отменить, указав, что данное определение является незаконным, поскольку у суда не было необходимости для назначения психолого- педагогической экспертизы. Крючкова О.В. никогда не препятствовала общению отца с дочерью, который более полутора лет не общался с ребенком. Спора между родителями по поводу общения отца с дочерью не существует. При таких обстоятельствах суд имеет возможность рассмотреть дело по существу, не приостанавливая производство по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, возражений на неё, заслушав пояснения представителя Крючковой О.В. по доверенности Коваль Л.М., представителя Крючкова А.Е. по доверенности Якунина Ю.Ю., представителя Управления по вопросам семьи детства администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Большак Н.К., судебная коллегия считает необходимым определение суда первой инстанции отменить, по следующим основаниям.

Назначая по делу судебно психолого- педагогическую экспертизу и приостанавливая производство по делу, суд первой инстанции указал, что необходимо установить психо- эмоциональное состояние несовершеннолетней К.Н.А. «даные обезличены » .

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо основания для назначения вышеуказанной экспертизы.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя К.Н.А. эмоционально уравновешена, общительна (л.д.35).

Кроме того, судом первой инстанции на разрешение экспертов поставлены вопросы, а именно : вопрос № 3, которые суд в состоянии самостоятельно разрешить при рассмотрении дела с учетом доказательств, представленных лицами, участвующими в деле.

Назначив по делу вышеуказанную экспертизу суд первой инстанции уклонился от самостоятельной оценки доказательств, имеющихся в деле.

При рассмотрении дела судебной коллегией из пояснений представителя Управления по вопросам семьи детства администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Большак Н.К. установлено, что проведение по делам данной категории психолого- педагогической экспертизу не является обязательным. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о противопоказании общения отца с дочерью в материалах настоящего дела не имеется.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, судебная коллегия считает необходимым, определение суда первой инстанции от 16 мая 2011 года отменить, а поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании, имеющихся в деле доказательствах, в удовлетворении ходатайства о назначении по делу психолого- педагогическую экспертизу отказать.

Дело направить для рассмотрения по существу в суд первой инстанции.

Руководствуясь ст.374 ГПК РФ, судебная коллегия

Определение Октябрьского районного суда г.Краснодара от 16 мая 2011 года – отменить, в удовлетворении ходатайства о назначении по делу психолого- педагогическую экспертизу отказать.

Дело направить для рассмотрения по существу в суд первой инстанции.

Психолого педагогическая экспертиза

Вопросы психолого-педагогической экспертизы

Довольно часто в нашей практике нам приходится сталкиваться с проведением судебной психолого-педагогической экспертизой ребенка/детей, так как вопросы по определению порядка общения ребенка с родителями, либо определение места жительства ребенка, как правило, не могут решиться родителями путем взаимных договоренностей, и как следствие, одна из Сторон обращается в судебные органы для законного решения конфликтной ситуации.

Судебная психолого-педагогическая экспертиза проводится в рамках судебного разбирательства и назначается на основании вынесенного судьей Определения о назначении судебной психолого-педагогической экспертизы ребенка.

В Определении суда о назначении судебной психолого-педагогической экспертизы ребенка содержится конкретный перечень вопросов, поставленный перед психолого-педагогическим экспертом экспертной организации на которые он (эксперт) в процессе выполнения экспертизы, должен дать ответы, сформулированные в общие выводы экспертного заключения.

  • Также обращаем Ваше внимание, что психолого-педагогические исследования проводятся и в досудебном порядке, когда один из родителей решает заранее подготовиться к судебному процессу и провести независимое и компетентное психолого-педагогическое исследование, чтобы в дальнейшем, результаты данного исследования представить в судебные органы.

Вопросы, поставленные перед экспертом при производстве судебной психолого-педагогической экспертизы ребенка могут быть различны в зависимости от рассматриваемого дела и от индивидуальных особенностей, но наиболее распространёнными являются следующие:

  1. Каковы индивидуально-психологические особенности (ФИО ребенка, дата рождения) соответствует ли его развитие возрасту?
  2. Каково восприятие ребенком психологического климата в семье матери/отца?
  3. Переносил ли ребенок какие-либо психологические травмы, связанные с воздействием на него со стороны матери/отца?
  4. Каково актуальное отношение (ФИО ребенка, дата рождения) к матери и к отцу в целом и к каждому в отдельности; чем это отношение обусловлено?
  5. Имеет ли (ФИО ребенка, дата рождения) желание и намерение общаться с отцом /матерью? Сформировано ли это мнение самостоятельно или под влиянием ближайшего окружения, третьих лиц; чем данное желание ребенка обусловлено?
  6. Может ли проживание ребенка с матерью/отцом оказать негативное влияние на развитие несовершеннолетнего ребенка?
  7. Каков может быть рекомендованный график общения отца /матери с (ФИО ребенка, дата рождения) его периодичность, продолжительность, необходимость присутствия третьих лиц с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка и его интересов?
Читайте так же:  Педагогические должности дающие право на досрочную пенсию

К формированию списка вопросов для психолого-педагогической экспертизы необходимо отнестись с большой ответственностью, так как эксперт в ходе выполнения своего экспертного исследования должен будет отвечать именно на поставленные перед ним вопросы и не выходить за их рамки. Поэтому каждая Сторона должна заранее сформировать тот список вопросов, которые для них являются самыми проблемными и важными, а Судья рассмотрев предложенные вопросы каждой Стороны — сформирует итоговый перечень вопросов, которые будут закреплены в Определении суда о назначении судебной психолого-педагогической экспертизы.

  • В досудебном порядке наш эксперт может помочь Вам грамотно и правильно сформировать данный перечень опросов, но для этого нам необходимо получить от Вас полное описание сложившейся ситуации, чтобы эксперт мог корректно понять проблему и составить вопросы таким образом, чтобы они максимально охватили именно Вашу сложившуюся жизненную ситуацию. Данная услуга в нашей организации предоставляется абсолютно — БЕСПЛАТНО!

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ — обладает квалифицированным составом психолого-педагогических экспертов, которые проводят свои исследования компетентно, профессионально, независимо, всецело и полноценно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Ведущим психолого-педагогическим экспертом САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЦЕНТРА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ является Куликова Мария Викторовна. О квалификации данного эксперта Вы можете прочитать в другой статье данного блока — КУЛИКОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА.

Для проведения судебной психолого-педагогической экспертизы Вам необходимо связаться с нами по телефону +7 (812) 9629100 или по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. максимально описав нам Вашу ситуацию.

Исходя из представленной информации мы подготовим Вам Гарантийное письмо для представления в судебные органы, с указанием стоимости и сроков данной экспертизы, перечнем вопросов для проведения экспертизы, а также с указанием сведений о квалификации психолого-педагогического эксперта, которому может быть поручено проведение судебной психолого-педагогической экспертизы ребенка.

Будьте в руках профессионалов!

Судебная психолого-педагогическая экспертиза

Данная экспертиза проводится с целью выявления индивидуальных психологических особенностей ребенка и особенностей его отношений с родителями (родственниками-опекунами) для разрешения различных спорных ситуаций.

Психолого-педагогическая экспертиза выявляет:

  • индивидуальные психологические особенности ребенка и его актуальное психологическое состояние
  • степень привязанности ребенка к отцу/матери/другим родственникам
  • стиль воспитания родителей и влияние его на ребенка
  • особенности семейного микроклимата и взаимоотношений членов семьи
  • влияние родительского образа жизни на воспитание и развитие ребенка

Задачи, которые решает психолого-педагогическая экспертиза:

  • Определение места жительства ребенка, режим общения с отцом/матерью при разводе родителей
  • Лишение/ограничение родительских прав
  • Установление факта психологической травмы вследствие педагогического или родительского террора.

Объектами психолого-педагогической экспертизы являются:

  • Дети и подростки до 18 лет
  • Родители ребенка, родственники-опекуны, опекуны

Вопросы, которые могут быть поставлены на разрешение эксперта:

Производство данного вида экспертизы можно условно разделить на три этапа:

1 .Подготовительный. Эксперт знакомится с материалами дела, анализирует предоставленные данные, определяет способы психодиагностики.

2. Обследование. Этот этап предполагает общение с объектами экспертизы, указанными в определении суда. Эксперт беседует с объектами экспертизы как одновременно, так и по отдельности.

3. Заключительный этап включает обработку и анализ полученных данных и подготовку письменного заключения, которое отправляется в суд вместе с материалами гражданского дела.

Данную экспертизу проводят эксперты-психологи, имеющие высшее образование по специальности «Педагогика и психология дошкольная», диплом о профессиональной переподготовке по специальности «педагог-психолог», диплом о профессиональной переподготовке по специальности «медицинский психолог», свидетельство о повышении квалификации по актуальным вопросам медицинской (клинической) психологии в медико-социальной экспертизе (МСЭ) и реабилитации, первую квалификационную категорию, стаж экспертной работы 11 лет.
Перед подачей ходатайства о проведении данного вида экспертизы целесообразно проконсультироваться с экспертом, чтобы составить список необходимых вопросов.

Стоимость: от 20000 руб.

Срок: от 14 рабочих дней.

Считаю, что отсутствие надлежащей квалификации специалистов и апробированных методов опроса ребенка могло привести к некорректным выводам о намерениях, мотивах и пожеланиях ребенка, что, в свою очередь, оказало влияние на качество рекомендаций специалистов. Так, в частности:

  • Опрос в опеке проводился педагогом, задававшим вопросы по протоколу, не наладив контакт с девочкой и не пытаясь выяснить, что на самом деле с ней происходит. Ребенок явно зажат, стесняется, ответы краткие, сухие, односложные.
  • Вопросы задавались некорректно – устанавливалось только то, что происходит в настоящее время, а не то, что было до ограничения общения. Ведь невозможно выявить мнение и интересы ребёнка, его привязанность к отцу, с которым он не имел возможности полноценно общаться длительное время (с 2013 года).

Ходатайство о назначении психолого-педагогической экспертизы

Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка? -Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике? -Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние? -Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы? -Каково мнение ребёнка относительно порядка и графика встреч с отдельно проживающим родителем? -Выражает ли ребёнок какое-либо мнение относительно проживания с кем-либо из родителей? Если выражает то какое? -Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание (мнение ребёнка) проживать с матерью (отцом)? -Соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам? Данный перечень вопросов не является исчерпывающим.
Главная страница | Документы | Оборудование | Законодательство | Нас рекомендуют | Контакты | О компании | Цены На разрешение данной экспертизы могут быть вынесены следующие вопросы:

  • насколько благоприятен микроклимат в семье;
  • к кому из родителей ребенок привязан больше;
  • имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком;
  • без постороннего ли лица сформировалось желание ребенка остаться с матерью (отцом).

На разрешение эксперта можно поставить следующие вопросы:

  • Определить взаимоотношение ребенка с матерью, отцом, или др.

Однако судьи часто ставят такие вопросы перед специалистами, и в этом случае эксперт, вправе не отвечать на него, указывая, что вопрос не в рамках его компетенции. Довольно часто суды привлекают специалистов-психологов для того что бы он помог поставить правильные вопросы и такая тенденция становиться в настоящее время все более явной, что не может не радовать. Итак, вопросы поставлены, и приходит время начать исследование.

Читайте так же:  Постановление правительства московской области по вывозу мусора

Ознакомившись с материалами дела, изучив и проанализировав их с психологической точки зрения психолог должен составить план исследования, продумать ход направленной психологический беседы, подобрать адекватные методики диагностики которые будут отвечать требованиям валидности и помогут эксперту ответить на поставленные перед ним вопросы.

Вопросы для психолого педагогической экспертизы ребенка по гражданскому делу

Похожие статьи:

Кто относится К должностным лицам относятся сотрудники госучреждений, которые на постоянной или временной основе осуществляют…

ВСЁ, ЧТО КАСАЕТСЯ КОМПАНИИ БУРМИСТР.РУ CRM система КВАРТИРА.БУРМИСТР.РУ СЕРВИС ЗАПРОСА ВЫПИСОК ИЗ РОСРЕЕСТРА И ПРОВЕДЕНИЯ…

Статья 155 ЖК РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.Жилищный кодекс Российской Федерации…

Комментарии к СТ 69 ЖК РФСтатья 69 ЖК РФ. Права и обязанности членов семьи нанимателя…

ПРОВЕДЕМ ЭКСПЕРТИЗУ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ СУДА
В СООТВЕТСТВИИ С ГОСТ Р 57344-2016
ОТ 5 ДО 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ, КОМИССИОННО

ПРИ ЗАКАЗЕ ЭКСПЕРТИЗЫ — КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТА И ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ БЕСПЛАТНО

8 (495)-74-111-72

[2]

Головной офис в центре Москвы (одна минута пешком от метро Тверская, Пушкинская)

-Сообщаются ли родителям результаты психологического обследования при судебной экспертизе ребенка?

-Что делать, если один из родителей не согласен с результатами судебной экспертизы ребенка?

-А может ли один из родителей в несудебном порядке в отсутствии другого родителя провести несудебную экспертизу для последующего предоставления ее результатов в суд?

-Если кто-нибудь из сторон (мать или отец) желают предоставить комиссии экспертов какие-либо дополнительные доказательства, отсутствующие в предоставленных судом материалах гражданского дела, как это сделать?

-В каких случаях при судебной экспертизе ребенка обследуются родители?

Как провести судебную экспертизу ребенка?

В тех случаях, когда родители живут раздельно и не приняли единое решение относительно места жительства ребенка возникает необходимость в определении места жительства ребенка и порядка встреч с отдельно проживающим родителем в судебном порядке.

При проведении судебного разбирательства может возникнуть необходимость проведения экспертизы ребенка. Данные экспертизы могут быть психологическими или психолого-педагогическими.

В ходе указанной судебной экспертизы ребенка суд поручает психологу или комиссии психологов, чаще всего, выяснить вопросы привязанности ребенка к родителям, мнение детей относительно проживания с кем-либо из родителей, психологические показания или противопоказания к изменению текущего места жительства ребенка.

Для проведения психологической судебной экспертизы детей необходимо подать ходатайство в суд. Примерный образец ходатайства можно посмотреть здесь. В указанном ходатайстве необходимо указать экспертное учреждение в котором Вы бы хотели провести экспертизу и вопросы, которые Вы бы хотели выяснить в ходе судебной экспертизы.

Если суд удовлетворит Ваше ходатайство, то вынесет Определении о назначении психологической судебной экспертизы ребенка.

В определении суд перечислит все необходимые для выяснению вопросы и вместе с необходимыми материалами гражданского дела отправит в экспертное учреждение, в котором будет проведена судебная экспертиза ребенка.

Далее Определение суда будет направлено для исполнения в экспертное учреждение для исполнения.

Правила проведения судебной экспертизы ребенка.

После поступления в экспертное учреждение Определения суда о назначении судебной психологической экспертизы ребенка руководитель учреждения судебной экспертизы, если суд в Определении не указал фамилии персонально, назначает эксперта или комиссию экспертов которой поручает провести судебную экспертизу ребенка. При этом руководитель экспертного учреждения знакомит экспертов с правами и обязанностями, предупреждает экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Далее члены комиссии экспертов изучают материалы гражданского дела, относящиеся к предмету экспертизы, определяются с датой непосредственного психологического обследования ребенка, оповещают о дате проведения экспертизы заинтересованных лиц. Если в определении суд указал вопросы, требующие психологического обследования родителей, то назначается дата обследования родителей.

В назначенное время несовершеннолетний ребенок в сопровождении родителей, или в сопровождении законного представителя, прибывает в экспертное учреждение, где члены экспертной комиссии проводят психологическое обследование, включающее в себя предъявление ребенку тестов и опросников, проективных методов психодигностики (рисование, игра, моделирование ситуаций), ведут направленную психодиагностическую беседу.

Экспертное исследование дошкольников проводится как правило в игровой форме. При проведении судебной психологической экспертизы ребенка, если нет возражений со стороны родителей, проводится аудио-видео-фиксация процесса судебного психологического исследования ребенка.

После проведения обследования лиц, указанных в определении суда, составляется Заключение эксперта, которое впоследствии направляется в суд.

Определение о назначении психолого педагогической экспертизы

Психолого — педагогическая экспертиза для суда

В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей относятся следующие категории дел :

1. О воспитании детей после расторжения брака между родителями ( ст . 24 СК РФ )

2. О месте проживания детей при раздельном жительстве родителей как при расторжении брака , так и независимо от решения данного вопроса ( п .3 ст .65 СК РФ )

3. Об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей , когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу ( ч .2 п .2 ст .66 СК РФ )

4. О возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц , удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения ( ст .68 СК РФ )

5. О лишении родительских прав ( ст .69 СК РФ )

6. О восстановлении родительских прав ( ст .72 СК РФ )

7. Об отобрании ребенка без лишения родительских прав ( ст .125 СК РФ )

8. Об усыновлении ребенка ( ст .125 СК РФ )

9. Об отмене усыновления ( ст .140, 141 СК РФ )

10. Об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком бабушек , дедушек , братьев и других родственников , если родители не подчиняются решению органов опеки и попечительства ( п .3 ст .67 СК РФ ).

При определении места жительства несовершеннолетнего ребенка с кем — либо из родителей суд принимает решение только с участием органов опеки и попечительства .

[3]

Также судом может быть назначена психолого-педагогическая экспертиза в отношении ребенка и его родителей, чтобы соблюсти законные интересы несовершеннолетнего ребенка. Такая экспертиза будет называться судебной . Она может быть назначена по ходатайству представителей сторон .

Читайте так же:  Проверить запрет на регистрационные действия автомобиля фссп

В ходатайстве в обязательном порядке должны быть указаны :
— сведения об экспертной организации , в которой предполагается проведение психолого — педагогической экспертизы ;

— вопросы , которые необходимо поставить перед экспертами ;

— сведения о лице , которое оплатит работы по производству судебной экспертизы ;

— доводы стороны , обосновывающие необходимость производства психолого — педагогической экспертизы .

! Психолого — педагогическая экспертиза родителей нужна только в том случае , если у суда есть основания сомневаться в том , что родитель способен обеспечить воспитание своего ребенка и уход за ним .

Если суд не назначал психолого — педагогическую экспертизу , то стороны вправе самостоятельно провести в экспертном учреждении указанное исследование . И предоставить полученное Заключение в суд инициативно . Данная экспертиза не будет называться судебной . При этом суд вправе принимать или не принимать ее в качестве доказательств .

Задачей психолого педагогической экспертизы при рассмотрении указанных дел является психологический анализ личности всех заинтересованных в процессе лиц ( ребенка , его отца и матери ), их иерархии ценностей , системы эмоциональных отношений ( в том числе , друг к другу ), на основании которого даются рекомендации эксперта-психолога и педагога относительно места проживания ребенка и участия родителей в процессе воспитания .

При этом данный порядок должен свести к минимуму психотравмирующие для ребенка последствия развода родителей , обеспечить гармоничное и разностороннее развитие личности ( ст . ст .24,65,66,67,68,72,73,76,125,131,140,141 СК РФ ).

! Судебная психолого — педагогическая экспертиза это комплекс диагностических и аналитических исследований , требующих глубоких знаний в сфере психодиагностики, возрастной, семейной психологии и педагогике.

1.Получение ходатайства из суда или по обращению сторон.

2.Формирование экспертной комиссии.

3.Изучение материалов дела.

4.Планирование и подготовка исследований.

5.Анализ полученных данных в ходе психодиагностического исследования в контексте юридически значимой ситуации.

6.Подготовка Заключения и передача его в суд.

Стоимость подготовки психолого-педагогической экспертизы формируется исходя из количества специалистов , участвующих в проведении экспертизы , количества обследуемых лиц и количества эксперто — часов , затрачиваемых на производству экспертизы .

Количество эксперто часов прямо пропорционально количеству и сложности поставленных перед экспертами вопросов.

Суд , при назначении психолого — педагогической экспертизы , в определении указывает вопросы , на которые должны ответить эксперты . Необходимо как можно точнее сформулировать вопросы. Если вопросы поставлены не точно, Заключение эксперта может содержать формулировки, отражающие не объективное и неполное содержание исследования , что может потребовать дополнительного допроса судебных экспертов , проводивших экспертизу .

! Правильность формулировок вопросов перед экспертами имеет огромное , а в некоторых случаях , решающее значение . Бывают вопросы более выгодные или невыгодные для какой — либо из сторон . К выбору вопросов экспертам надо относится очень осмотрительно.

На разрешение экспертов в отношении ребенка и его родителей можно поставить следующие вопросы (примерный перечень) :

1.Каково отношение несовершеннолетнего ( Ф . И . О ., дата рождения ) к матери ( Ф . И . О ., дата рождения ), отцу ( Ф . И . О ., дата рождения ) или др . родственниками , ответчиками по настоящему делу ? Если отношение негативное, то чем оно, с большей степенью вероятности, обусловлено.

2.Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения), особенности и уровень его психического развития?

3.Является ли мнение несовершеннолетнего (Ф.И.О., дата рождения) о месте проживания, порядке общения с родителем ( Ф . И . О ., дата рождения ) , самостоятельным, с учетом его возраста, состояния, уровня психического развития, влияния на него конфликтной ситуации?

4.Выявляются ли у несовершеннолетнего ( Ф . И . О ., дата рождения ) признаки психологической привязанности к кому — либо из родителей ? Если выявляются то к кому и какими психологическими или педагогическими факторами ( условиями ) это обусловлено ?

5.Каково психологическое отношение каждого из родителей к несовершеннолетнему ( Ф . И . О ., дата рождения ) ?

6. Каковы индивидуально-психологические особенности, стиль воспитания каждого из родителей, не оказывают ли они негативного влияния на психическое состояние и развитие несовершеннолетнего ( Ф . И . О ., дата рождения ) ?

7. Способен ли ( Ф . И . О ., дата рождения ) самостоятельно осуществлять воспитание и уход за своим несовершеннолетним ребенком ( Ф . И . О ., дата рождения )? Если не способен , то по каким причинам ?

Видео (кликните для воспроизведения).

Наши эксперты имеют высокую квалификацию и большой опыт работы. Они помогут Вам сформулировать вопросы для экспертизы , проконсультируют о деталях проведения экспертного исследования, его сроках и последствиях .

Источники


  1. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.

  2. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.

  3. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
  5. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.
  6. Определение о назначении психолого педагогической экспертизы
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here