Обязано ли ооо регистрировать обособленное подразделение

Информационная статья на тему: "Обязано ли ооо регистрировать обособленное подразделение" с полным объяснением материала. Если в процессе прочтения возникли вопросы, то вы всегда можете задать их дежурному юристу.

Обособленное подразделение юридического лица – 2018 – 2019

Что такое обособленное подразделение

Вопрос об организации обособленного подразделения (далее по тексту – ОП) юрлица возникает в том случае, когда место фактического ведения деятельности отличается от юридического адреса названного лица.

Гражданское законодательство выделяет только 2 вида ОП организации – это представительство и филиал (ст. 55 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ).

В то же время в ст. 11 ч. 1 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ дается расшифровка самого определения «ОП юридического лица», при этом главными критериями являются:

  • территориальная обособленность такого подразделения от самой организации;
  • существование оборудованных стационарных рабочих мест в таком подразделении.

Списка видов ОП налоговое законодательство не предлагает.

Указанное понятие употребляется и в ст. 40 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, где, помимо филиалов и представительств организации, названы «иные обособленные подразделения».

Основываясь на системном анализе законодательства, можно сделать вывод, что создание других ОП, не являющихся ни представительством, ни филиалом, возможно.

Признание ОП таковым происходит независимо от того, имеются или нет сведения о нем в уставных или других внутренних документах юрлица. При создании ОП головная организация не должна вносить изменения в названную документацию, в отличие от данных по созданию филиалов и представительств, которые обязательно отображаются в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК).

Стационарное рабочее место как признак ОП

Рабочее место признается стационарным, если:

  • Организуется на срок более 1 месяца (ст. 11 НК).
  • Работник находится на нем или должен прибывать туда в связи с работой (ст. 209 ТК). Не принимается во внимание факт периодичности пребывания сотрудника на таком месте, длительность нахождения непосредственно на оборудованном месте, способ организации работ (например, для осуществления трудовых функций на период командировки – см. письмо Минфина РФ от 10.04.2009 № 03-02-07/1-176, от 19.12.2008 № 03-02-07/1-522).
  • Работодатель реализует над ним контроль в той или иной степени (об этом может свидетельствовать, например, наличие у работодателя прав владеть, пользоваться и распоряжаться соответствующей недвижимостью – постановление ФАС Московского окр. от 02.03.2009 № КА-А40/817-09).
  • Оно служит для реального исполнения работником его служебных обязанностей (например, постановление 9 ААС от 08.10.2007 № 09АП-10255/07-АК по делу № А40-10267/07-141-57).
  • С работником установлены трудовые отношения (ст. 20 ТК). Например, постановление ФАС Московского окр. от 29.01.2008 № КА-А40/14894-07 по делу № А40-10267/07-141-57.

Таким образом, не могут быть признаны стационарным рабочим местом, например, складские помещения, для работы в которых не предусмотрено постоянной штатной единицы. Также факт организации удаленного рабочего места не является основанием для организации ОП.

Регламент создания ОП

В законодательстве не содержится прямых указаний на то, в каком конкретно порядке должно создаваться ОП организации.

При этом можно использовать следующий алгоритм:

  1. Принятие решения об организации ОП. Необходимо определить, не является ли по всем признакам создаваемое ОП филиалом или представительством, т. к. для них предусмотрен иной порядок регистрации.
  2. Анализ характеристик создаваемого рабочего места.
  3. Выпуск приказа о формировании ОП.
  4. Осуществление корректировок в правилах внутреннего трудового регламента организации.
  5. Представление в органы Федеральной налоговой службы РФ информации о создании ОП – в продолжение 1 месяца с даты организации ОП (абз. 2 подп. 3 п. 2 ст. 23 НК). Информирование органов ФНС производится посредством направления юрлицом извещения по форме № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected]
  6. С 01.01.2017 необходимо сообщать в налоговый орган о наделении ОП полномочиями по производству выплат физ.лицам (п.п. 7 п. 3.4. ст. 23 НК РФ). Форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС от 10.01.2017 № ММВ-7-14/[email protected] В этом случае уплата страховых взносов и предоставление отчетности по выплатам, сделанным ОП, производится по месту его нахождения (п.п. 7, 11 ст. 431 НК РФ).

Признаки, указывающие на создание филиала или представительства

При создании ОП головной организацией могут быть совершены действия, в которых контролирующие органы могут усмотреть признаки создания филиала или представительства, что может стать причиной привлечения организации к ответственности за нарушение регламента постановки на налоговый учет или привести к незапланированным налоговым последствиям.

В положении об ОП необходимо прописать, что данное ОП не является филиалом или представительством, а также не ведет хозяйственную деятельность организации в полном объеме – для этого можно составить перечень функций, которые может выполнять ОП.

Даже если в уставе организации имеется указание о возможности создания филиалов и представительств, это ещё не означает, что все создаваемые ОП непременно будут являться именно филиалами или представительствами.

Признаками филиала или представительства также являются:

  • наличие в ОП собственного руководителя, действующего на основании доверенности;
  • выполнение ОП представительских функций и функций по защите интересов юрлица (ст. 55 ГК).

Регистрация ОП

Юрлица должны быть поставлены на учет в подразделениях ФНС по месту нахождения всех своих ОП (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК).

ФНС самостоятельно производит постановку российских юрлиц на учет по месту проведения деятельности таким юрлицом через свои ОП (кроме филиалов и представительств) на основании предоставляемых такими юрлицами сообщений по форме № С-09-3-1 о создании ОП (п. 4 ст. 83 НК).

Срок, отведенный для осуществления указанной процедуры, – 5 рабочих (подп. 6 ст. 6.1 НК) дней с даты принятия указанного сообщения органом ФНС (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК).

По окончании проведения названной процедуры выдается соответствующее уведомление и свидетельство.

Таким образом, организации необходимо своевременно представить сообщение о создании ОП по своему месту нахождения, и данная информация будет передана соответствующим налоговым органам, к которым территориально относится организованное ОП. По аналогичной схеме будет произведена и постановка на учет последующих ОП, открываемых организацией.

Уведомление налогового органа о любых изменениях, произошедших в ранее переданных в ФНС данных об ОП, должно производиться в продолжение 3 рабочих дней с момента перемены в соответствующих параметрах (абз. 2 п. 3 ст. 84 НК). Указанное извещение направляется головной организацией в органы ФНС по месту учета такого юрлица (абз. 3 подп. 3 п. 2 ст. 23 НК). Для этого также используется форма № С-09-3-1.

Несвоевременная передача в органы ФНС названной документации влечет наложение штрафа на налогоплательщика в размере 200 руб. за каждый поданный с указанным нарушением документ (п. 1 ст. 126 НК).

Итак, законодательством не ограничена возможность юрлица создавать, помимо филиалов и представительств, и иные ОП. Организованное ОП должно быть поставлено на учет в органах ФНС по месту нахождения такого ОП. Признаки ОП обозначены гражданским, налоговым и трудовым законодательством.

Обособленные подразделения

Статья 11 НК РФ называет три признака обособленного подразделения

В ГК есть такое понятие, как обособленное подразделение — это подразделение, находящееся вне места нахождения ЮЛ, осуществляющее все его функции или их часть.

Читайте так же:  Фмс регистрация по месту пребывания иностранных граждан

Причины создания обособленного подразделения

  • Расширение бизнеса
  • Оптимизация управления структурными подразделениями в других регионах
  • Стремление организации приблизить производство к источникам сырья требования экологического законодательства о размещении опасных и вредных производств вдали от населенных пунктов

Признаки обособленного подразделения

  • Территориальная обособленность — располагаются вне места нахождения юридического лица
  • Стационарное рабочее место — подразумевает наличие работников
  • Обособлены — имеют собственную структуру органов управления, определяемую головной организацией (ст. 209 ТК РФ)

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также исполнение работником таких обязанностей (письмо Минфина от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу А26-11293/2005).

Обособленные подразделения делятся на

  • Филиалы
  • Представительства
  • ОП по налоговому законодательству

Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества. Филиалы и представительства являются обособленными подразделениями организации, расположенными вне места нахождения самого юридического лица. Основные различия между представительством и филиалом общества заключаются в выполняемых функциях.

Поскольку в НК РФ и других отраслях законодательства отсутствует понятие «структурное подразделение организации», следует руководствоваться п.16 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, в соответствии с которым под структурными подразделениями организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки, секторы и т.п.

Функции Представительства и Филиала ЮЛ

Представительства исключительно представляют интересы Общества и осуществляют их защиту, филиал же напротив, осуществляет все или часть функций головного Общества, в том числе функции представительства. Филиал и представительство общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.

Означает ли создание ОП заключение трудового договора с работником, который трудится вне офиса?

Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными условиями для включения в трудовой договор являются, в том числе, место работы, трудовая функция, условия, определяющие характер работы. При осуществлении деятельности, имеющей разъездной характер, нет оснований для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности (письма Минфина России от 01.03.2012 N 03-02-07/1-50, от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265). Например, когда работники посещают различные организации, при установке оборудования или программ указанные работники не осуществляют деятельность в офисе организации (собственном или арендованном).

То же самое относится к работникам осуществляющих труд непосредственно у себя дома.

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (ст. 310 ТК РФ).

При осуществлении организацией деятельности с использованием труда надомника без стационарных рабочих мест, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту жительства работника не возникают.

Если для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, используется Интернет, то между сторонами может быть заключен договор о дистанционной работе.

Согласно ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции, в частности, вне стационарного рабочего места. Тем самым, дистанционная работа не предполагает оборудования стационарного рабочего места. Следовательно, вне зависимости от того, на какой срок привлекается дистанционный работник, обособленное подразделение не образуется.

Не создает обособленное подразделение организация, которая заключает договор на выполнение работ силами работников, привлеченных третьей организацией. Обособленное подразделение возникает у организации, предоставивший персонал.

  • Рабочее место должно быть создано на срок более одного месяца

Фактическое время нахождения конкретного работника на рабочем месте, которое создано или используется организацией вне места ее нахождения, для признания обособленного подразделения принципиального значения не имеет.

Вышеназванные признаки в совокупности означают, что организация осуществляет деятельность через свое обособленное подразделение. Для целей налогового контроля российская организация по месту такой деятельности (месту нахождения обособленного подразделения) должна быть поставлена на учет в налоговом органе (ст. 83 НК РФ).

Дата создания обособленного подразделения

Создание стационарного рабочего места может подтверждаться

  • Договором аренды помещения
  • Трудовым договором с работником, в котором рабочее место определено по месту нахождения обособленного подразделения
  • Первичными документами, свидетельствующими о ведении деятельности по месту нахождения обособленного подразделения (накладные, акты приемки-передачи)

Самый ранний из документов, фиксирующих наличие всех признаков обособленного подразделения, и будет определять дату его создания.

Если для ведения деятельности необходимо специальное разрешение уполномоченных органов, в частности, лицензия, то дата ее выдачи может быть признана датой создания обособленного подразделения, так как именно с этой даты деятельность может осуществляться.

[1]

УСН при регистрации обособленного подразделения

Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, и не указала его в качестве таковых в своих учредительных документах, то она вправе применять УСН.

ККТ, применяемая ОП, регистрируется в ИФНС по месту нахождения данного подразделения.

Если ОП не выделено на отдельный баланс, организация должна уплатить страховые взносы и представить отчетность по ним в территориальные органы ПФР и ФСС РФ по месту своего нахождения.

Организация, в состав которой входят ОП, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего ОП.

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

  • Регистрация компаний (ООО/ИП; ПАО/АО)
  • Регистрация некоммерческих организаций
  • Регистрация изменений
  • Купля-продажа доли
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
  • Приведение устава в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация ООО/ПАО/АО (ЗАО)
  • Прекращение деятельности в качестве ИП
  • Прочие услуги
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди наших Клиентов!

Планируется создать обособленное подразделение в одном муниципальном образовании с головной организацией, но на территории другой ИФНС. В какой налоговой инспекции регистрировать это подразделение?

Организация должна будет представлять отчетность по НДФЛ в отношении работников обособленного подразделения в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения. Заявление о регистрации ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением, также представляется в налоговый орган по месту учета данного подразделения. При этом, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации организация должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения созданного обособленного подразделения (или по месту нахождения другого обособленного подразделения, расположенного в этом же муниципальном образовании, при его наличии). В то же время при возникновении у организации затруднений при исполнении обязанностей, связанных с постановкой на учет в налоговом органе, она вправе обратиться в налоговый орган по месту своего учета с соответствующим запросом, отразив в нем необходимую информацию. В этом случае решение о постановке на учет принимается налоговым органом на основе представленных налогоплательщиком данных.

Постановка на учет по месту нахождения ОП

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения (ОП), расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП (п. 1 ст. 83 НК РФ). Согласно подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ в течение одного месяца со дня создания на территории РФ обособленного подразделения (за исключением филиалов и представительств) по своему месту нахождения организация обязана подать сообщение об этом в налоговый орган. Сообщение подается по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected] и заполняемой в соответствии с требованиями названного приказа.

Читайте так же:  Почетная грамота министерства образования республики башкортостан

На основании сообщений, представляемых (направляемых) организацией, налоговики осуществляют постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) (п. 4 ст. 83 НК РФ). При этом обязанность организации представить в инспекцию по месту своего нахождения сообщение о создании каждого ОП возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам (письма Минфина России от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946, от 23.01.2013 № 03-02-07/1-15, от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314, ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404).

Согласно п. 2 ст. 84 НК РФ и с учетом п. 6 ст. 6.1 НК РФ в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдает организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе (форма № 1-3-Учет, утверждена приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected]). При постановке на учет российской организации по месту нахождения каждого ее ОП присваивается код причины постановки на учет (КПП) (п. 7 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденных приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/[email protected]). Присвоенный организации КПП указывается в уведомлении о постановке на учет (письмо ФНС России от 14.10.2016 № БС-4-11/[email protected]).

Вместе с тем, если несколько ОП организации находятся в одном муниципальном образовании, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее ОП, определяемого этой организацией самостоятельно (абз. 6 п. 4 ст. 83 НК РФ). Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) в налоговую инспекцию по месту своего нахождения по форме № 1-6-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected]

В рассматриваемой ситуации создаваемое ОП и головная организация находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам.

Однако из прямого прочтения абз. 6 п. 4 ст. 83 НК РФ можно сделать предположение, что постановка организации на учет в связи с созданием ОП может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения самой организации (головного предприятия) только в том случае, если на подведомственной налоговому органу территории (по месту нахождения головной организации) организацией также будет создано ОП и именно его организация укажет в поле «код налогового органа» формы № 1-6-Учет.

Минфин России в письме от 03.09.2012 № 03-02-07/1-211 разъяснил, что организации предоставлено право выбора налогового органа для постановки на учет только в отношении ее обособленных подразделений в случае, указанном в п. 4 ст. 83 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 15.04.2011 № 03-02-07/1-126). На наш взгляд, из представленных разъяснений нельзя сделать однозначный вывод о том, можно ли в рассматриваемой ситуации организации встать на учет в связи с созданием ОП в том же налоговом органе, что и сама организация. Иных разъяснений уполномоченных органов и арбитражной практики по рассматриваемому случаю нам найти не удалось.

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации если на подведомственной инспекции территории по месту нахождения головной организации уже зарегистрировано другое ОП, то организация будет вправе осуществить постановку вновь создаваемого ОП в налоговом органе по месту нахождения головной организации (по месту нахождения уже созданного ранее ОП). Если в налоговом органе по месту учета головной организации зарегистрирована только головная организация, то в таком случае организация должна встать на учет в налоговый орган по месту нахождения вновь созданного ОП (или по месту нахождения другого ОП, расположенного в этом же муниципальном образовании, при его наличии).

В то же время обращаем внимание, что в случае возникновения у налогоплательщика затруднений при исполнении обязанностей, связанных с постановкой на учет в налоговом органе, он вправе обратиться в ИФНС по месту своего учета с соответствующим запросом, отразив в нем необходимую информацию. В этом случае решение о постановке на учет принимается инспекцией на основе представленных налогоплательщиком данных (подп. 1 п. 1 ст. 21 и п. 9 ст. 83 НК РФ, а также письма Минфина России от 03.09.2012 № 03-02-07/1-211, от 24.01.2011 № 03-02-07/1-21).

Отчетность по НДФЛ

На основании абз. 4 п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты, имеющие ОП, представляют сведения по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников этих ОП в налоговый орган по месту учета таких ОП, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета ОП, заключивших такие договоры (см. также письма ФНС России от 30.12.2015 № БС-4-11/[email protected], от 28.12.2015 № БС-4-11/[email protected]).

Регистрация ККТ

В соответствии с п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470, заявление о регистрации ККТ, подлежащей применению ОП пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.

Согласно п. 21 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н, контрольно-кассовая техника, подлежащая применению ОП заявителя-организации, регистрируется в территориальном налоговом органе по месту нахождения данного ОП. Территориальные налоговые органы регистрируют контрольно-кассовую технику заявителя-организации, осуществляющей деятельность через ОП, находящиеся на территории одного муниципального образования, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и которые подведомственны разным территориальным налоговым органам, в территориальном налоговом органе по месту нахождения одного из ОП, в котором заявитель-организация поставлена на налоговый учет.

Таким образом, организация должна будет представлять отчетность по НДФЛ в отношении работников ОП в инспекцию по месту учета ОП. Заявление о регистрации ККТ, подлежащей применению ОП, также представляется в ИФНС по месту учета данного подразделения. При этом, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации организация должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения созданного ОП (или по месту нахождения другого ОП, расположенного в этом же муниципальном образовании, при его наличии). В то же время при возникновении у организации затруднений при исполнении обязанностей, связанных с постановкой на учет в инспекции, она вправе обратиться в ИФНС по месту своего учета с соответствующим запросом, отразив в нем необходимую информацию. В этом случае решение о постановке на учет принимается налоговиками на основе представленных налогоплательщиком данных.

Читайте так же:  Свидетельство о государственной регистрации транспортного средства образец

Регистрация обособленного подразделения 2017: пошаговая инструкция

Все российские предприятия могут по своему усмотрению открывать подразделения, территориально обособленные от основной компании. Такими подразделениями являются филиалы, представительства и иные подразделения, например, стационарные рабочие места. Действующие нормы права подробно описывают порядок создания обособленных подразделений. Однако такие нормы не содержат пошаговой инструкции по регистрации обособленного подразделения в 2017 году.

Общие положения о структурных подразделениях

Российское законодательство устанавливает безусловное право каждой отечественной компании иметь и создавать свои обособленные структурные подразделения (ст. 55 ГК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Важно отметить, что ни одно структурное подразделение не может физически и юридически находиться по адресу основной компании. Такая структура должна быть обособлена от головной компании и территориально от нее удалена. Такая структура должна иметь стационарные рабочие места со сроком функционирования более одного календарного месяца (ст. 11 НК РФ). Структурным подразделением компании может быть филиал, представительство или же иное обособленное подразделение (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ).

Отечественное законодательство, предоставляя компаниям право на создание структурных подразделений, территориально обособленных от основной компании, также наделяет их правом регистрации обособленного подразделения.

Сведения об обособленном подразделении, за исключением стационарных рабочих мест, указываются в едином государственном реестре юридических лиц, для чего организация, их создающая, должна представить в налоговую инспекцию заявление на открытие обособленного подразделения. Бланк соответствующего заявления можно скачать по ссылке ниже, в СПС «Консультант Плюс» или же на сайте Федеральной налоговой службы РФ.

Об открытии обособленных подразделений, не указанных в ГК РФ, следует уведомить налоговиков. Для этого следует заполнить бланк соответствующего уведомления по форме № С-09-3-1 .

Создание структурного подразделения компании

Российское законодательство, допуская возможность регистрации обособленного подразделения в налоговой инспекции любой российской компанией, не предъявляет каких-либо особых требований к таким компаниям.

Для открытия обособленного подразделения компании, указанного в статье 55 ГК РФ, необходимо решение общего собрания.

Как указано в статье 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ , филиал и представительство могут быть открыты только по решению общего собрания участников ООО.

Соответственно, для того, чтобы открыть филиал или представительство, нужно решение о создании обособленного подразделения, оформленное соответствующим протоколом.

После принятия решения о создании структурного подразделения, территориально обособленного от основной компании, и внесения соответствующих изменений в устав ООО следует заполнить заявление по форме Р13001. Если же изменения в устав не вносятся, то можно заполнить заявление по форме Р14001.

Указанный выше порядок регистрации обособленного подразделения применяется только в случае регистрации филиала или представительства. Об открытии подразделения, не указанного в ГК РФ, руководитель предприятия издает соответствующий приказ. Каких-либо специальных решений общего собрания участников не требуется.

Если регистрируется структурное подразделение, обособленное от основной компании, то заполнять заявления по названным формам не нужно. В этом случае достаточно заполнить уведомление по форме № С-09-3-1 , утвержденной Федеральной налоговой службой России приказом от 09.06.2011 № ММВ-7-6/[email protected]

Надо помнить, что список документов, необходимых для регистрации обособленного подразделения, не ограничивается только заявлением и протоколом. Перечень документов для регистрации обособленного подразделения содержится в статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ и дополнительно предусматривает наличие изменений в устав и документ об уплате пошлины за регистрационные действия. Это правило верно для случаев, когда сведения о структурном подразделении отражаются в уставе.

Что же касается создания структуры, не являющейся филиалом или представительством, то действующие нормы и правила отечественного законодательства не содержат какого-либо списка документов, необходимых для того, чтобы зарегистрировать обособленное подразделение.

Общая пошаговая инструкция для регистрации структурных подразделений выглядит следующим образом:

  • принятие решения о создании филиала и представительства или издание соответствующего приказа о создании другой структуры;
  • если сведения о филиале/представительстве будут вноситься в устав, то надо подготовить изменения в устав, принять решение о внесении изменений в устав, заполнить заявление № Р13001, уплатить госпошлину. После этого надо направить весь комплект документов налоговикам;
  • заполнить уведомление по форме С-09-3-1 и сдать его в налоговую инспекцию основной компании.

Помимо указанных выше действий предприятию, открывающему свое структурное подразделение, необходимо быть готовым представить в налоговую инспекцию иные документы.

После совершения всего указанного выше можно утверждать, что регистрация обособленного подразделения в налоговой инспекции выполнена. Надо помнить, что помимо действий, направленных на регистрацию ОП, необходимо выполнить и иные действия, носящие организационный характер:

  • разработать и утвердить положение о филиале или представительстве;
  • назначить руководителя подразделения, обособленного от основного предприятия, и выдать ему доверенность. Доверенность руководителю структурного подразделения выдает единоличный исполнительный орган основного предприятия;
  • арендовать или приобрести недвижимое имущество, необходимое для устройства обособленного структурного подразделения;
  • наделить соответствующую структуру имуществом основного предприятия;
  • если необходимо, открыть расчетные счета;
  • организовать стационарные рабочие места;
  • нанять персонал.

Указанный перечень действий не является исчерпывающим. Он может быть сокращен или увеличен и должен уточняться с учетом фактических обстоятельств и целей создания соответствующего структурного подразделения, обособленного от основного предприятия.

Принимая во внимание существующие различия в порядке регистрации ОП, территориально обособленных от основного предприятия, необходимо учитывать некоторые особенности и в определении даты создания соответствующей структуры.

Датой создания структурных подразделений, не поименованных в ГК РФ, является дата организации стационарных рабочих мест.

Если же необходимо узнать дату создания структурных подразделений, прямо перечисленных в Гражданском кодексе РФ, то такой датой будет являться дата принятия решения о создании соответствующей структуры. Но следует помнить, что в судебной практике имеется и иная позиция, согласно которой под датой открытия структурного подразделения понимают дату оборудования рабочих мест и начала деятельности.

Обязательность открытия структурных подразделений

Если исходить из задекларированного нормами Гражданского кодекса РФ права организаций на открытие своих обособленных структурных подразделений, то можно сделать вывод об отсутствии норм, обязывающих предприятия открывать свои структурные подразделения, территориально обособленные от самих предприятий.

Также следует помнить, что может возникнуть ситуация, когда надо регистрировать обособленное подразделение, территориально обособленное от основной организации.

Из сказанного выше следует вывод, что регистрация и создание структурных подразделений являются не только правами предприятий, их создающих, но иногда и их прямыми обязанностями.

Из содержания законодательных актов России в области регулирования деятельности филиалов и представительств следует, что деятельность филиалов или представительств возможна только после принятия решения об их создании уполномоченными органами. Данное предписание содержится, например, в статье 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ .

Как следует из подпункта 5 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ , предприятие, организующее обособленные подразделения, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, обязано представить соответствующие заявления в налоговую инспекцию. Срок для сообщения таких сведений налоговикам установлен в размере трех рабочих дней с момента принятия организаций решения о создании филиала или представительства.

Читайте так же:  Расторжение договора поручительства по соглашению сторон

Из сказанного выше следует, что, отвечая на вопрос, в каких случаях нужно регистрировать обособленное подразделение, следует указать на необходимость регистрации филиала или представительства в случае принятия соответствующего решения собственником предприятия. Так же, как необходимо регистрировать ликвидацию филиала или представительства, если собственник принял решение об их закрытии.

Если обязанности регистрировать филиал или представительство предшествует принятие решения о создании соответствующей структуры, то несколько иная ситуация возникает с обособленными структурными подразделениями, виды которых не названы в отечественном Гражданском кодексе.

В силу статьи 11 Налогового кодекса РФ обособленным подразделением является любое подразделение предприятия, отвечающее признаку территориального обособления и имеющее стационарные рабочие места со сроком существования не менее месяца.

Важно помнить, что обязательной регистрации подлежат только филиалы и представительства предприятия. Иные структурные подразделения в налоговых инспекциях не регистрируются.

Предприятие, открывшее структурное подразделение, не названное в ГК РФ и обособленное от основной структуры, обязано уведомить налоговиков о таком открытии.

Такое уведомление происходит путем заполнения и подачи налоговикам уведомления по форме С-09-3-1 .

Приложение к вышеуказанной форме уведомления каких-либо документов, подтверждающих создание структурного подразделения, не названного в ГК РФ, не содержит. Нет такого перечня документов и в иных нормах отечественного права. Отсюда следует, что организация направляет налоговикам только уведомление о создании подразделения.

Обязанность регистрировать такие подразделения не установлена. Налоговики лишь уведомляются о фактической организации стационарных рабочих мест.

[3]

Надо отметить, что в силу специфики деятельности и организации структурных подразделений, не названных нормами ГК РФ, фактическое открытие может произойти без реализации формальных процедур, таких как принятие решения, выдача доверенности, утверждение положения.

Как следствие, может случиться ситуация, когда структурное подразделение фактически работает, но официально не открыто. Надо помнить, что нормами НК РФ установлен штраф за неоткрытие обособленного подразделения.

Нормами статьи 116 Налогового кодекса России налоговым органам дано право налагать штрафы на предприятия, не вставшие на учет в налоговых инспекциях. Размер такого штрафа определен в этой же статье НК РФ и составляет 10000 рублей. Но Минфин РФ отметил, что ст. 116 не применяется при просрочках направления уведомления по форме С-09-3-1 , и прямо указал на применение в данных случаях штрафа в размере 200 рублей за каждый документ. Этот штраф предусмотрен п. 1 ст. 126 НК РФ.

Также надо помнить, что если компания ведет деятельность через структурные обособленные подразделения и не поставила такие подразделения на учет в соответствующих инспекциях, то такая организация может быть оштрафована уже на 40000 рублей. Данная ответственность следует из п. 2 ст. 116 Налогового кодекса России.

Вместо заключения следует отметить, что ответ на вопросы, какие документы нужны для регистрации обособленного подразделения и какие действия для этого нужно предпринять, прямо зависит от вида создаваемого подразделения.

Регистрация обособленного подразделения в 2019 году — пошаговая инструкция

Что такое обособленное подразделение

У компаний, которые приняли решение о расширении своих коммерческих интересов, может возникнуть необходимость в ведении деятельности через новые подразделения — филиалы или представительства (согласно ст. 55 ГК РФ), к примеру, в другом регионе нашей страны. Они будут преследовать те же цели, выполнять те же задачи, что и головная организация. Также обособленные подразделения наделяются всеми функциями главной компании либо их частью. Это позиция ГК РФ.

Позиция налогового законодательства отличается от гражданского. НК РФ выделяет как филиалы и представительства, так и просто обособленные подразделения. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ компания обязана поставить на учет каждое новое подразделение по месту его нахождения. Понятие обособленного подразделения можно найти в п. 2 ст. 11 НК РФ. Это отделение компании, фактическое местопребывание которого отличается от основного юридического адреса. Обособленное подразделение может быть образовано в другом регионе, городе или районе городского округа, то есть в другом муниципальном образовании. Одним из главных условий признания подразделения как обособленного выступает наличие в нем хотя бы одного стационарного рабочего места. При этом место должно быть организовано на срок больше 1 месяца (ст. 11 НК РФ).

В качестве примера можно привести такие структуры, имеющие подразделения, находящиеся в разных регионах страны и разных районах одного города, как:

  • торговые розничные сети;
  • банковские организации.

Обособленные подразделения могут быть разными и создаваться в силу разных причин. При этом регистрация по ГК РФ и НК РФ отличается. По ГК РФ регистрируются только филиалы или представительства, а по НК РФ — любое обособленное подразделение (по месту нахождения имущества, по месту установки ККМ). Для налоговой инспекции достаточно уведомления о том, что на ее территории находится, к примеру, ККМ или объект недвижимости. Это необходимо для контроля за налогообложением. Если ваше предприятие решило регистрировать обособленное подразделение по ГК РФ (как филиал или представительство), приготовьтесь к полномасштабной регистрации по всем правилам. И здесь вам понадобится подробная пошаговая инструкция по регистрации обособленного подразделения в 2019 году.

О том, возможно ли наличие обособленного подразделения у «упрощенца», читайте в статье «Открываем обособленное подразделение при УСН».

Пакет документов для регистрации

Итак, компанией было принято решение о создании обособленного подразделения. Прежде чем его зарегистрировать, ей нужно будет подготовить пакет определенных документов.

На этом этапе действия организации заключаются в следующем:

  1. Решение о создании обособленного подразделения выносит орган управления предприятием — совет директоров, наблюдательный совет, собрание акционеров.
  2. На основании этого решения органа управления, представленного в виде протокола, издается приказ о создании подразделения.

В приказе должно быть отражено:

    • название нового подразделения;
    • основание для его создания, например, протокол общего собрания акционеров (номер и дата);
    • местонахождение подразделения;
    • руководитель, который назначается и снимается с должности решением органа управления головного предприятия, например, решением наблюдательного совета, общего собрания акционеров;
    • в какой срок подразделение должно быть поставлено на учет.

    [2]

    Документ подписывается руководителем головной компании.

    1. На основании приказа разрабатывается внутренний локальный акт — Положение об обособленном подразделении (филиале или представительстве). Оно закрепляет:
      • степень правоспособности и полномочия нового подразделения;
      • виды деятельности;
      • функции;
      • структуру управленческого аппарата;
      • другие аспекты, которые касаются деятельности и действий подразделения.
    2. Также приказ является основанием для внесения изменений в учредительные документы, если речь идет о филиале или представительстве. Их можно оформить в виде:
      • отдельного документа, который прилагается к действующему уставу либо учредительному договору, например, изменения № 1;
      • новой редакции учредительного документа.

    После того как необходимая документация была собрана, переходим к следующему этапу.

    Регистрация обособленного подразделения в 2019 году: пошаговая инструкция

    На юридическое лицо возложена обязанность сообщить о создании обособленного подразделения в налоговую инспекцию в течение месяца после принятия решения об этом, например после даты протокола общего собрания акционеров. Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ новое подразделение предприятия должно пройти процедуру постановки на налоговый учет и включения в ЕГРЮЛ.

    Читайте так же:  Расторжение договора страхования при досрочном погашении кредита

    Регистрацию обособленного подразделения проводят налоговые органы. Для этого предприятию необходимо обратиться в ту налоговую инспекцию, в ведении которой будет находиться подразделение по территориальному признаку (муниципальному образованию).

    Для регистрации филиала или представительства в налоговые органы необходимо подать документы по следующему перечню:

    • копия решения органа управления о создании обособленного подразделения;
    • копия утвержденного положения об обособленном подразделении;
    • копия учредительной документации и ее изменений (отдельным документом или в виде новой редакции);
    • копия свидетельства о государственной регистрации главного предприятия;
    • копия приказов о назначении на должности руководителя и главного бухгалтера нового подразделения;
    • копия платежного поручения или банковской выписки об оплате пошлины за государственную регистрацию, заверенную печатью и подписью руководителя кредитной организации;

    На нашем сайте вы можете скачать образец платежного поручения для уплаты госпошлины «Платежное поручение на уплату госпошлины — образец 2018-2019».

    • выписка из ЕГРЮЛ для головной компании;
    • заявление о регистрации изменений по формам Р13001 (для изменений в уставе) и Р13002 (для изменений в ЕГРЮЛ).

    Для прочих обособленных подразделений специального пакета документов не требуется. Согласно приказу ФНС от 09.06.2011 № ММВ[email protected] достаточно представить в налоговый орган сообщение по форме С-09-3-1.

    Все копии должны быть заверены в нотариальном порядке. Если обособленное подразделение будет вести свою деятельность в арендованном помещении, то необходимо наличие копии договора аренды площади. Документы можно подать и в электронной форме по соответствующим каналам связи в виде сканов. В этом случае они будут заверены электронной цифровой подписью.

    Регистрация проводится налоговым органом в течение 5 дней со дня фактической подачи пакета документов или поступления на сервер через электронный документооборот. В качестве документа, подтверждающего постановку на учет подразделения, выступает соответствующее уведомление.

    При регистрации обособленному подразделению не присваивается ИНН, а только код причины постановки (КПП). В своей документации подразделение будет применять ИНН головной компании. При этом оно не является самостоятельным юридическим лицом.

    Заявление на регистрацию иного обособленного подразделения по форме С-09-3-1

    Само заявление представляет собой бланк на 1 листе. С его заполнением у предприятия не должно возникнуть сложностей.

    В заявлении указываются:

    • ИНН/КПП головной компании;
    • ее полное наименование;
    • код налоговой инспекции;
    • ОГРН головного предприятия;
    • количество новых подразделений;
    • Ф. И. О. руководителя компании, его ИНН;
    • контактные сведения (телефон, адрес электронной почты);
    • круглая печать предприятия.

    Если заявление подается не лично руководителем, а представителем, то в документе заполняются его данные. При этом его полномочия должны быть подтверждены документально. Обычно для этих целей применяется типовая форма доверенности.

    Заявление подается в 2 экземплярах. Можно также в качестве второго экземпляра предоставить копию заявления. Это необходимо для отметки на нем о дате принятия специалистом налоговой инспекции.

    Бухгалтерский учет в филиале и представительстве

    Обособленное подразделение осуществляет деятельность в соответствии с целями и задачами головной компании. Функции, виды деятельности, уровень правоспособности и полномочий определяются головной организацией и закрепляются в положении об обособленном подразделении. В т. ч. и ведение бухгалтерского учета возможно в двух вариантах.

    • Вариант 1: подразделение не имеет собственного баланса.

    В этом случае отделение не имеет собственного бухгалтерского отдела и расчетного счета. Все расчеты с контрагентами, в том числе с персоналом по заработной плате, осуществляет бухгалтерия головного офиса. При этом подразделение имеет право выписывать, к примеру, товарно-сопроводительные документы, но приниматься к учету они будут в головной бухгалтерии.

    • Вариант 2: подразделение находится на самостоятельном балансе.

    Этот вариант предполагает создание бухгалтерской службы и ведение учета внутри подразделения. Оно имеет расчетный счет в кредитной организации и расчеты с контрагентами может осуществлять самостоятельно. Данные из бухгалтерской отчетности подразделения учитываются в общем своде по предприятию. Обособленное подразделение осуществляет учет по правилам учетной политики головной компании.

    Как правильно составить учетную политику для своего предприятия, вы узнаете из нашего материала «Как составить учетную политику организации (2019)?».

    Закрытие обособленного подразделения в 2019 году: пошаговая инструкция

    Порядок закрытия филиала или представительства отличается от закрытия иного обособленного подразделения. Согласно подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ предприятие обязано уведомить налоговый орган о закрытии филиала, представительства или иного обособленного подразделения в течение 3 дней со дня прекращения деятельности.

    Порядок закрытия филиала и представительства похож на порядок открытия. Такие обособленные подразделения снимаются с налогового учета с полным пакетом документов: заверенная копия распорядительного документа о закрытии подразделения (например, протокол собрания совета директоров), изменения в устав и ЕГРЮЛ, заявление по форме Р13002.

    Для закрытия иного обособленного подразделения достаточно подать в налоговый орган заявление по форме С-09-3-2, в котором указываются:

    • ИНН и КПП головной организации;
    • полное наименование;
    • код налогового органа;
    • ОГРН головной организации;
    • количество закрывающихся подразделений;
    • Ф. И. О. руководителя предприятия, его личный ИНН;
    • контактные сведения (номер телефона, адрес электронной почты);
    • печать предприятия.

    При этом заявления на постановку и снятие с учета подразделения практически идентичны. Отличие состоит только в самом названии документа. Заявление также составляется в 2 экземплярах. Можно предоставить оригинал документа и его копию, на которой специалист налоговой инспекции проставит отметку о принятии.

    Если закрываемое ОП было ответственным за централизованную уплату налога на прибыль, то помимо вышеуказанных документов в ФНС следует направить уведомления по форме 1 и 2.

    Подробности см. здесь.

    Обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом. Решение о создании нового подразделения выносит орган управления предприятием. После этого предприятию необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения подразделение и предоставить необходимый пакет документов в течение месяца после принятия решения (для филиала или представительства). Для регистрации иного обособленного подразделения по налоговому законодательству достаточно уведомить налоговую инспекцию в форме заявления.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    После регистрации подразделение получает собственный КПП, а ИНН применяет относящийся к головной организации.

    Источники


    1. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.

    2. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.

    3. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.
    4. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.
    5. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
    6. Обязано ли ооо регистрировать обособленное подразделение
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here